Файл: Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, в суд.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Одними из основных задач, стоящих сегодня перед уголовно-исполнительной системой, являются обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в следственных изоляторах, а также безопасности содержащихся в них лиц, работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений, предупреждение совершения новых преступлений.

Решение указанных задач напрямую связано с осуществлением оперативно-розыскной деятельности в отношении осужденных, которые противодействуют исполнению наказания в виде лишения свободы, злостно нарушают установленный порядок отбывания наказания.

Оперативно-розыскные возможности противодействия деструктивной деятельности нарушителей порядка исполнения и отбывания наказания не всегда реализуются в полном объеме. В первую очередь это обусловлено несовершенством правового регулирования оперативно-розыскной' деятельности в уголовно-исполнительной системе, недостаточным теоретическим осмыслением проблем, связанных с осуществлением борьбы с нарушениями порядка отбывания наказания, а также тактики и методики их предупреждения с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов.

Объектом выступает порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности.

Предметом является правовое регулирование и проблемы правоприменения представления результатов оперативно-розыскной деятельности.

Цель данной исследовательской работы заключается в изучении оснований, порядка, пределов представления результатов оперативно-розыскной деятельности, а также проблем их право применения.

Задачи, поставленные мной для достижения вышеизложенной цели:

  1. Определить правовую сущность понятия «результаты оперативно-розыскной деятельности» согласно нормам российского законодательства;
  2. Раскрыть порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности
  3. Изложить порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
  4. Рассмотреть использование результатов оперативно-розыскной деятельности для выявления преступлений и лиц, причастных к их совершению, а также проблемы право применения;
  5. Изучить использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, а также проблемы право применения;

Нормативная база исследования включает в себя международные нормативные акты, Конституцию Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральные законы Российской Федерации, Определения конституционного суда и др.

Кроме того, в исследовании использованы труды различных известных исследователей, а также материалы судебной практики конституционного Суда Российской Федерации, другие материалы юридической практики, а также учебная литература.

1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

1.1. Определение понятия «результаты оперативно-розыскной деятельности» и его значение

Прежде чем приступить к рассмотрению порядка предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности проанализируем теоретические аспекты самого понятия и выявим его юридическую природу.

Категория «результаты оперативно-розыскной деятельности» не имеет однозначной трактовки в правовой науке и на практике. Так В.С. Борщов понимание данную категорию как завершающий итог, заканчивающийся реализацией в уголовном процессе фактических данных в качестве оперативных доказательств, образованных в результате проведения комплекса негласных и иных оперативно-розыскных мероприятий в рамках ведения дела оперативного учета»[1]. анализируя данное определение, полагаю, что оно не представляется достаточно конкретным и ясным по отношению к обстоятельствам совершения преступления и не являются убедительными в части получения их в рамках конкретного дела оперативного учета. Логично предположить, что если нет рамок дела, то не будет и результатов ОРД. Что представляется в корне не верным суждением, поскольку в процессе предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования зачастую возникает необходимость незамедлительного получения оперативных сведений и принятия, неотложных мер по проверке готовящегося или совершённого преступления без процедуры заведения дел.


Проанализируем понятие «результат оперативно-розыскной деятельности» данное в уголовном процессуальном кодексе РФ[2] можно сказать, что основной акцент поставлен на непосредственное обнаружение предметы и документы, которые имеют прямое отношение к криминальному событию. Таким образом под результатами ОРД, следует понимать не только сведения, но и сами материальные объекты, как источники таких сведений.

Анализ положений ст. 11 ФЗ РФ «Об ОРД» свидетельствует, что законодатель активно использует термин «результаты оперативно-розыскной деятельности», но не раскрывает вкладываемого в него содержания. Для восполнения этого пробела в юридической литературе комментаторами ФЗ РФ «Об ОРД» предлагаются соответствующие дефиниции.

Так по мнению В.Л. Ильиных, результаты ОРД представляют собой информацию, собранную оперативными подразделениями отношении проверяемых лиц и фактов. По смыслу ФЗ РФ «Об ОРД», они должны иметь определенное документальное оформление, примером может случит, документарная форма представления, фото- или видеосъемка и т.п.

На наш взгляд, вышеизложенные определения и термины не дают исчерпывающий характер результатов оперативно-розыскной деятельности как юридической категории, поскольку не включают в себя данные об обстоятельствах совершения общественно-опасных деяний и лицах, совершивших их.

С учетом вышеизложенного можно сформулировать наиболее оптимальное определение результатов оперативно-розыскной деятельности. Так под ним стоит понимать информацию, полученную в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, содержащихся в справках или рапортах оперативного сотрудника, проводившего ОРМ, в сообщениях засекреченных источников, в заключениях различных организаций или учреждений в форме фотосъемки, видеоматериала или записях, произведенных в процессе проведения ОРМ, полученных гласно или негласно.

Уголовное судопроизводство и результаты ОРД можно рассматривать как единую систему двух элементов, которые можно охарактеризовать как не процессуальное и процессуальное соответственно. Проявляется это в получении информации, ее использовании, принятии решений как процессуального, так и оперативно-розыскного характера.

При проведении даже одного оперативно-розыскного мероприятия в ОРД может достигаться ре­шение конкретной оперативно-розыскной задачи. В качестве результата в данном случае выступает наличие конкретной и достоверной информации об общественно-опасном деянии, которое может быть достаточно для возбуждения уголовного дела, проведения отдельных следственных действий или их совокупности.


Следует также отметить, что результаты ОРД имеют не только процессуальное, но и самостоятельное оперативно-розыскное значение, что прямо закреплено в ст. 11 ФЗ об ОРД.

На практике результаты ОРД проявляются лишь в качестве информации, которая может быть ле­гализована в официальных следственных действиях и представле­на как их результат. Это может быть вызвано причинами, связан­ными с реализацией оперативно-розыскного принципа конспира­ции, преимущественно негласных начал этой деятельности.

Межведомственная Инструкция о порядке представления ре­зультатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд определяет результаты ОРД не­сколько иначе, чем Уголовно-процессуальный РФ и ФЗ об ОРД: фактические данные, полученные оператив­ными подразделениями в установленном ФЗ об ОРД порядке, о призна­ках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономичес­кой или экологической безопасности РФ[3]. Данное определение представляется более глубоким и раскрытым, поскольку объединяет в себе основной видовой признак результатов ОРД как фактических данных о признаках конкретного свойства и указание на субъекты и порядок их получения. Из этого можно сделать вывод, что фактически собранная информация относительно преступления должна соответствовать объективной действи­тельности и не вызывать сомнения с точки зрения их досто­верности. Так не все результаты ОРД можно при­знавать в качестве достоверных, поскольку они подлежать дальнейшей проверке, опровержению или подтверждению. Это обусловлено тем, что собранная информация по делу может быть лишена конкретики, полноты, содержательности или логичности. В любом случае данные подлежат проверке не только в силу ее субъективности, но и потому, что конфидент мог быть специально дезинформирован, сознательно вводит в заблуждение оперативного работника и т.д.

Конституционный суд РФ также в своем определении отмечает, что результаты ОРД являются лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюде­нием требований ФЗ об ОРД, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а имен­но на основе соответствующих норм уголовно-процессуального за­кона[4].


В ОРД результаты ОРД применяются в качестве оснований для прове­дения конкретного оперативно-розыскного мероприятия, определения тактики его проведения. подобные действия могут базироваться на предполо­жениях и вариантах, первично собранной информации, которая подлежит апробации и только после ее подтверждения может быть использована в качестве факта.

Результаты ОРД применяются в качестве обоснования оперативно-розыскного мероприятия, при этом полученные результаты одного мероприятия могут быть базой для проведения последующих мероприятий в ОРД. В этом случае они выполняют роль определения направления реализации

Направления использования результатов ОРД зафиксированы в ФЗ об ОРД, в частности они могут быть использованы в процессе подготовки и проведения судебных и следственных действий, осуществлению оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупрежде­нию, пресечению и раскрытию общественно-опасных деяний, выявлению и уста­новлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совер­шивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказа­ния и без вести пропавших.

Следует отметить, что результаты ОРД могут быть использованы в качестве основания возбуждения уголовного дела[5].

1.2. Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности

Порядок и пределы представления результатов ОРД закреплены в ФЗ об ОРД. Так они могут представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в качестве доказывания по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, а также ведомственными нормативными актами, которые содержат в себе дополнительные гарантии соблюдения прав и законных интересов граждан.

В связи с чем необходимо определиться с принадлежностью оперативно-розыскных мероприятий, которые могут использоваться в уголовно-процессуальном доказывании.

Подход законодателя к проблеме допустимости использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе вполне закономерен, поскольку как показывает зарубежная практика, в борьбе с организованной преступностью обычные процессуальные инструменты часто запаздывают и не позволяют оперативно и в полной мере обнаружить и зафиксировать материалы, необходимые для раскрытия совершенного общественно-опасного деяния, или является нерезультативным.