Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами (Сущность и содержание финансово-кредитных организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На начальном этапе сотрудничества с МБРР Россия привлекла три кредита на общую сумму 760 млн долларов. Первое кредитное соглашение с МБРР было подписано 16 ноября 1992 года и предусматривало предоставление России кредита на реабилитацию в размере 600 миллионов долларов. для покрытия расходов, связанных с реструктуризацией российской экономики, включая поддержание валютного рынка и курса рубля, а также закупку товаров для сельского хозяйства, здравоохранения, транспорта и угольной промышленности. Второй заем (70 млн долларов) предназначался для покрытия затрат на создание системы социальной защиты граждан при переходе к рыночной экономике (создание и оснащение бирж труда, организация выдачи пособий по безработице и т. Д.).

В августе 1993 года Россия получила еще один заем на восстановление нефтяной промышленности и поддержку реформ в энергетическом секторе в размере 610 миллионов долларов. С учетом второго кредита на реабилитацию нефти в размере 500 миллионов долларов, предоставленного России в 1994 году, и кредита на ликвидацию нефтяного загрязнения в 1995 году, инвестиции МБРР в нефтяную промышленность составили 1209 миллиардов долларов.

За последние годы сотрудничество со Всемирным банком постепенно приобрело более систематический и конструктивный характер. Самой серьезной проблемой по-прежнему остается разрыв между общей суммой подписанных ссуд и фактическим расходованием этих ссуд. Такое отставание можно объяснить недостаточно глубокой проработкой проектов на начальном этапе.

Еще один аспект проблемы - принятие ряда законодательных актов, в частности в сфере налогообложения, ухудшающих финансовое положение хозяйствующих субъектов и имеющих обратную силу, что зачастую делает дальнейшую реализацию проектов нерентабельной. По этой причине 280 миллионов долларов уже аннулированы из кредитов МБРР.

В настоящее время основными приоритетами при заимствовании у МБРР являются высокоэффективные проекты развития инфраструктуры, обеспечивающие перспективу экономического развития; реструктуризация приватизированных предприятий; продвижение реформ в сельскохозяйственном и социальном секторах; развитие экспортного потенциала несырьевых отраслей; развитие регионов страны.

В период с 1992 по 2008 год ВБ предоставлял России кредиты ($ 11,3 млрд) в трех формах [10]:

- бюджетозамещающие (63%), аналогичные кредитам МВФ, в форме кредитования федерального бюджета Российской Федерации, даже если они официально назывались «угольными» (для реорганизации угольной отрасли) или «социальными» (для поддержки системы социальной защиты работников кредитной отрасли) .Эти кредиты, особенно первые, использовались крайне неэффективно, в основном для погашения задолженности по зарплате и других текущих бюджетных расходов, а не на структурные отраслевые реформы;


- связанные ссуды на конкретные цели - охрана окружающей среды, оборудование для налоговых служб, статистическая реформа и т.д .;

- инвестиционные займы или гарантии, предназначенные для софинансирования инвестиционных проектов в России с привлечением кредиторов из других стран.

При кредитовании инвестиционных проектов ВБ помогает российским банкирам в подготовке комплексной документации, совместно с российскими специалистами анализирует и контролирует ссужаемые объекты. Российские банки используют опыт ВБ в организации проектного финансирования. Условия кредитов ВБ России корректируются с учетом специфики кредитных инвестиционных проектов. Всемирный банк помогает подготовиться к внедрению международных стандартов финансовой отчетности в российских банках и обучить российских банкиров.

После кризиса 1998 г. МБРР, как и МВФ, сократил кредитование российской экономики и только в 2003 г. возобновил сотрудничество.

Сотрудничество со Всемирным банком повышает рейтинг России как реципиента инвестиций, способствует профессиональному развитию российских специалистов, а также является катализатором для привлечения иностранных инвестиций и технической помощи.

Россия не получает средств от Международной ассоциации развития, поскольку ее ВВП на душу населения превышает пороговое значение в 1095 долларов США (по состоянию на начало 2009 г.), однако, как страна-донор, она участвовала в 15-м и самом последнем пополнении МАР. сделав относительно небольшую сумму.

Первые инвестиции в Россию через Международную финансовую корпорацию были сделаны после присоединения к этой организации в 1993 году.

Объем средств, предоставленных для проектов IFC в России, по состоянию на 30 июня 2008 года составил 2,7 миллиарда долларов. В регионе Восточной Европы и стран СНГ Россия вышла на первое место по абсолютному объему инвестиций IFC. Сферы деятельности корпорации в России - финансовый сектор, промышленное производство, телекоммуникации. Самым крупным вложением IFC в экономику России в 2007 году стал кредит, предоставленный МДМ-Банку для кредитования немосковских малых и средних предприятий и улучшения ипотечного портфеля банка. Сумма кредита составила 100 млн грн.

Во второй половине текущего десятилетия отмечен рост активности в России Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (МАГИ). По состоянию на 30 июня 2007 г. Россия получила наибольший объем гарантий МАГИ (почти 17% от общего объема гарантий Агентства). При этом менее половины портфеля застраховано самим Агентством, а на оставшуюся часть заключены договоры перестрахования с другими иностранными страховщиками. Участие МАГИ считается наиболее популярным в нефтегазовом, агропромышленном, горнодобывающем и финансовом секторах российской экономики, а также в сфере услуг и телекоммуникаций. В 2007 финансовом году МАГИ предоставило гарантии двум иностранным банкам, работающим в России - Raiffeisen Centralbank (Австрия) и Societe General (Франция) - на общую сумму 420 миллионов долларов США.


Очень плодотворно развивается сотрудничество российских банков и компаний с Европейским банком реконструкции и развития. СССР был одним из учредителей ЕБРР в 1990 году. Его доля в уставном капитале этой организации составляла 6% (720 миллионов долларов). После распада СССР Россия унаследовала большую часть его акций (4% капитала Банка).

Россия - крупнейший заемщик ЕБРР. Его доля в общей сумме кредитов Банка на конец 2008 года составила 30%. Ключевыми элементами стратегии ЕБРР в России, как и в других странах, являются: кредитование банков и предприятий различных секторов экономики (минимум сумма кредита 5 миллионов долларов США); инвестирование в собственный капитал банков и компаний преимущественно в частном секторе (как правило, до 35% от общей стоимости инвестиционного проекта); предоставление гарантий от всех или отдельных рисков. ЕБРР постоянно расширяет спектр финансовых инструментов, используемых в России (кредиты под складские расписки, рублевые дисконтные векселя, лицензионные операции). Кредиты ЕБРР используются для содействия приватизации и реструктуризации экономики. Банк обычно не требует государственных гарантий.

После кризиса 1998 года ЕБРР резко сократил кредитование России. Однако с 2000 года объем кредитов ЕБРР России увеличился (с 804 млн евро в 2001 году до 3,5 млрд евро в 2008 году). Общее количество проектов, реализованных в России с участием ЕБРР, составило 596, а общий объем инвестиций - 8,9 миллиарда евро. Основная часть инвестиций (85%) пришлась на частный сектор экономики. При этом более 90% инвестиций было направлено в регионы России и менее 10% - в Москву и Санкт-Петербург.

Накопленные инвестиции ЕБРР в экономику России распределяются следующим образом (в%): корпоративный сектор (агропромышленный комплекс, производство, недвижимость, туризм, телекоммуникации) - 33; энергетика - 14, финансовый сектор - 32, прочие секторы инфраструктуры (муниципальная и экологическая инфраструктура). - 16, финансовая поддержка малых и средних предприятий - 4.

На данном этапе ЕБРР помогает России в обеспечении разработки и реализации Кодекса корпоративного управления, привлечении ведущих иностранных стратегических инвесторов и реструктуризации естественных монополий.

Стратегия ЕБРР в России сосредоточена на инвестировании в частный сектор. Более того, ЕБРР не собирается сокращать инвестиции в Россию. [4]


2.3 Механизм осуществления международных денежных платежей и расчетов при международных финансовых отношениях. Международные платежные системы

Международные расчеты - регулирование денежных требований и обязательств, возникающих между юридическими лицами (государствами, организациями) и гражданами разных стран на основе их экономических, политических и культурных отношений.

Международные расчеты имеют ряд особенностей:

- документарные, т.е. расчеты производятся по финансовым и коммерческим документам;

- регулируется нормативными правовыми актами, а также международными банковскими правилами и обычаями;

- являются объектами унификации, что вызвано интернационализацией экономических отношений, универсализацией банковских операций;

Единые правила международных сделок и международных расчетов разрабатывает Международная торговая палата, созданная в Париже в начале 20 века. В настоящее время этой палатой разработаны и опубликованы следующие документы:

-основные условия договора купли-продажи ИНКОМТЕРМС 2000;

- единые правила договорных гарантий.

-унифицированные правила сбора;

-унифицированные правила и обычаи для документально подтвержденных аккредитивов;

Международные расчеты основываются на системе корреспондентских отношений. Система корреспондентских отношений включает формы, способы, условия совершения межбанковских операций и порядок их осуществления. Это договорные отношения между кредитными организациями, целью которых является осуществление платежей, расчетов и оказание услуг от имени друг друга.

Корреспондентские отношения оформляются межбанковскими соглашениями в виде двусторонних договоров. Контракты определяют типы счетов, которые будут открываться, порядок и методы их использования. Отношения могут быть установлены при взаимном открытии счетов или открытии счета в одном из банков, банки-корреспонденты в данном случае называются «корреспондентами со счетом».

Корреспондентские счета для международных расчетов делятся на два типа: счета НОСТРО и ЛОРО.

Счет НОСТРО (наш счет у них) - это счета определенного банка в иностранных банках:

1) счет, который банк открывает в иностранном банке-корреспонденте, на котором учитываются все его расходы и доходы;

2) корреспондентский счет, по которому проводятся все операции по исполнению распоряжений банка корреспондентом;

Счет ЛОРО (их счет у нас) - это счета иностранных банков в национальной кредитной организации - банке:


1) корреспондентский счет для международных расчетов, открытый в отечественном банке на имя иностранного банка-корреспондента;

2) счет, открытый банком-корреспондентом для защиты сумм, выданных или полученных от имени его корреспондента. Счет ЛОРО также может быть корреспондентским счетом третьего банка, открытым в банке-корреспонденте определенной кредитной организации. А счет банка-корреспондента называется ВОСТРО - счет. Этот счет открывают в основном коммерческие банки, которые активно проводят переводы, аккредитивы, инкассовые и другие операции по расчетам за товары и услуги. [5]

Платежи по корреспондентским счетам производятся в пределах остатка на счете или с превышением остатка за счет овердрафта.

Корреспондентские счета отражают все операции, проводимые в межбанковском секторе. Каждая операция по счету оформляется выпиской. Для сверки выписок по счетам ностро и внутренним корреспондентским счетам есть журнал аккорд. В этом журнале отражены несогласованные суммы, подлежащие дальнейшему расчету.

При установлении корреспондентских отношений банки обмениваются информацией о существующих банковских лицензиях, видах деятельности, ожидаемых операциях по счетам и тарифах. Банки отправляют друг другу специальные объемы подписей, в которых отражены подписи всех лиц, участвующих в сделках с банком-корреспондентом. Банки также обмениваются соглашениями на секретный код или ключ, использование которых предотвратит злоупотребление аккаунтом.

В России уполномоченные коммерческие банки осуществляют международные расчеты по экспортным, импортным и неторговым операциям с зарубежными странами. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» уполномоченными банками являются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центральный банк Российской Федерации на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте, а также филиалы кредитных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации, созданными в соответствии с с законодательством иностранных государств, которые имеют право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Российские коммерческие банки имеют право устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков при отсутствии соответствующих ограничений в лицензии, выдаваемой Банком России, на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте.