Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами (Сущность и содержание финансово-кредитных организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Банки, выполняющие эти функции, переводят клиентские и собственные средства, получают валюту на счета. Они также принимают депозиты, предоставляют ссуды, выпускают собственные ценные бумаги, инвестируют в других. Кроме того, банки предоставляют забалансовые услуги - андеррайтинг чужих ценных бумаг, трастовые операции, консалтинг, операции с деривативами, торговля, проектное финансирование [10].

Мотивы выхода банков на международные рынки: следование за клиентом; привлечение дешевых ресурсов внешнего финансового рынка; использование оффшорных зон; привлечение иностранной клиентуры; создание собственной финансовой сети.

Банки, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, делятся на два типа: отечественные (связанные корреспондентскими отношениями с иностранными) и международные (имеющие иностранные подразделения).

Небанковские частные учреждения относятся к «промежуточному» типу финансовых институтов рынка ценных бумаг. К первым относятся коммерческие банки и ипотечные банки, страховые компании, пенсионные фонды, кредитные агентства, агентства государственных гарантий и инвестиционных посредников.

Институты рынка ценных бумаг подразделяются на инвестиционные банки и брокерские фирмы.

Эмитенты ценных бумаг нанимают инвестиционные банки для консультирования по типу погашения ценных бумаг, процентным ставкам, схемам андеррайтинга, синдицированию и размещению.

Брокеры по ценным бумагам торгуют на организованных биржах и внебиржевом электронном рынке, объединяя покупателей и продавцов, работая за комиссию. Они совмещают в себе функции операторов вторичного рынка и инвестиционных банков.

Также к небанковским учреждениям относятся фондовые биржи. По своей организации биржи представляют собой гибрид аукционного и дилерского рынков. На биржевой площадке брокеры, дилеры реализуют поручения клиентов на покупку (продажу) ценных бумаг, а также дилеры торгуют ценными бумагами за свой счет (продавая их из своих акций и покупая за собственные средства). Крупные партии акций на бирже покупают институциональные инвесторы [11].

2. Международные государственные финансовые институты подразделяются на национальные и «наднациональные».


Национальные финансовые органы представлены институтами денежно-кредитной и фискальной власти. Денежно-кредитный орган включает Центральный банк, Федеральное агентство по страхованию вкладов и Федеральную комиссию по ценным бумагам. В России институты фискальной власти представлены Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и Государственным таможенным комитетом.

Основным денежным институтом в любой стране является центральный банк. Его основная цель - обеспечение стабильности национальной валюты. Правительства также регулируют операции с ценными бумагами.

Наднациональные государственные финансовые организации представлены глобальными и региональными учреждениями. Первые - это подразделения Организации Объединенных Наций (ООН), такие как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ). Они поощряют международное сотрудничество в денежно-кредитной политике, способствуют сбалансированному росту мировой торговли для развития производственного потенциала всех государств-членов, оптимизации валютных отношений, участвуют в создании многосторонней платежной системы, предоставляют займы в иностранной валюте или СДР для выравнивания балансов. платежей стран-участниц и др. р. В целом глобальные финансовые институты помогают странам восстанавливать свою экономику и приступать к структурным реформам [9].

К региональным банкам развития относятся Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Межамериканский банк развития (МБР), Азиатский банк развития (АБР) и Африканский фонд развития (АФР). Другими региональными учреждениями являются такие учреждения, как Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС), который теперь стал Европейским центральным банком (ЕЦБ). Они в рамках своих полномочий ссужают различные проекты в странах, нуждающихся в финансовых ресурсах. Они также важны для поощрения инвестиций частного сектора, который рассматривает сотрудничество отдельных стран с этими организациями как сигнал к началу собственных инвестиций. Таким образом, кредиты международных финансовых организаций стимулируют вложения гораздо более крупных фондов. Также эти организации служат инструментом для международных консультаций и выработки согласованной политики в области валютных отношений.

Банки - один из важнейших институтов международных финансов. Финансовые небанковские учреждения включают четыре категории посредников: депозитарные учреждения; договорные сберегательные учреждения; инвестиционные «посредники»; государственные финансовые посредники.


Международные финансовые государственные учреждения подразделяются на национальные и наднациональные. Первые делятся на институты денежной власти и фискальной власти. В свою очередь, наднациональные организации представлены глобальными и региональными институтами.

Участие России в деятельности Международного валютного фонда и других финансовых и кредитных учреждений

2.1 Необходимость участия России в международных финансовых организациях

Реформы в Российской Федерации положили начало ее активному включению в мировую экономику. Этот процесс сложен и многогранен. Это предполагает, прежде всего, полное признание всех действующих конвенций, договоров и принципов. Включение России в международные валютно-финансовые отношения связано с активной либерализацией внешнеэкономической деятельности, с открытием внутреннего валютного рынка.

Непосредственным толчком для выхода России на международные финансовые рынки стало ее вступление в МВФ и МБРР. Участие в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях стало важной опорой развития российской экономики. Глобальные финансы помогли найти дополнительные источники капитала, привлечь иностранные инвестиции и вывести российский капитал за границу. Российская банковская система предприняла определенные шаги по привлечению иностранных банков. В то же время российские банки пытаются выйти на зарубежные банковские рынки.

Есть несколько причин, по которым России необходимо сотрудничество с МФО:

- реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих условия для долгосрочного экономического роста;

- поддержка институциональных преобразований в сфере государственного управления;

- поддержка социальной инфраструктуры;

- содействие интеграции России в мировую экономику и использование членства в международных финансовых организациях для продвижения своих геополитических интересов;

- использование международного опыта.


2.2 Основные виды кредитов, представленных России международными финансовыми организациями

Заявка на присоединение России к Международному валютному фонду была впервые подана 7 января 1992 года. Она сопровождалась разработкой меморандума об экономической политике Российской Федерации, который охватывал меры по реализации как программы стабилизации экономики, так и радикальная структурная реформа. Меморандум был направлен руководству МВФ и одобрен им. 27 апреля 1992 года Совет управляющих МВФ проголосовал за принятие России в фонд, 22 мая того же года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление о вступлении страны в МВФ. Это означало фактическое превращение России в равноправный субъект международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Соглашение о членстве с МВФ подтвердило тот факт, что Россия уважает и полностью разделяет международные соглашения.

Членство в МВФ накладывает на Россию определенные обязательства и в то же время открывает определенные возможности. Членство в фонде позволило России получить значительные кредиты в свободно конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и восстановления платежного баланса. Первый резервный заем был предоставлен России в августе 1992 года в размере 1 миллиарда долларов сроком на 5 лет с льготным периодом 5 лет и 3 месяца; второй заем - 1993 г. в размере 1,54 млрд долларов США сроком на 10 лет со сроком погашения 4,5 года; в 1994 году - заем в размере 1,5 млрд долларов сроком на 10 лет со сроком погашения 4,5 года; в 1995 году - заем в размере 6 миллиардов долларов сроком на 5 лет со сроком погашения 3 года и 3 месяца по каждому отдельному траншу.

В апреле 1996 года между правительством Российской Федерации и МВФ было достигнуто соглашение о сборе средств в рамках расширенной программы кредитования для углубления рыночных реформ в России. Кредит был представлен в размере 10,4 миллиарда долларов. После августа 1998 года правительство России отказалось от получения дополнительных траншей кредита (было получено всего 4 транша на общую сумму около 3,8 миллиарда долларов). В процессе реализации этого соглашения отношения России с МВФ ухудшились.

Август 1998 года стал важной вехой в отношениях между Россией и МВФ. Правительство России резко сократило программы внешних заимствований. Новые макроэкономические условия развития российской экономики показали, что привлекать иностранные кредиты невыгодно. С 1999 г. правительство избрало новый курс отношений с МВФ, направленный на отказ от кредитов и на быстрое и приоритетное погашение долгов МВФ.


В целом за 1992-1999 гг. МВФ одобрил семь соглашений о кредитовании России на сумму 36,6 млрд долларов, фактически предоставив 23,2 млрд долларов. В 1999 году Россия была крупнейшим заемщиком МВФ: на конец апреля ее долг составлял 17,4 млрд долларов, что составляло 19,2% от общей суммы непогашенных кредитов стран-участниц Фонда. В результате регулярного погашения Россией долга фонда он снизился до 3,33 миллиарда долларов. в ноябре 2004 года наша страна переместилась с первого места на пятое по этому показателю. А в 2005 году долг был полностью погашен.

16 июня 1992 года Российская Федерация присоединилась к Международному банку реконструкции и развития и в настоящее время является крупнейшим заемщиком в Группе Всемирного банка. Квота в России составляет 5,4 млрд долларов (оплачено 6,2%) и по доле в капитале (2,58%) соответствует ее квоте в МВФ. У России такое же количество акций (44 795), что и у Индии, Италии, Канады и Саудовской Аравии, по количеству и стоимости акций она делит с этими странами 7-11 места.

МБРР определил цель предоставления займов России следующим образом: «Содействие скорейшему переходу к рыночному финансированию путем усиления роли частного сектора, укрепления институтов государственного сектора посредством правовых, институциональных и финансовых реформ и содействия привлечение частных инвестиций в экономику России».

Инициирование проектов по поддержке структурных преобразований осуществляется Минэкономразвития и Минфином, а инвестиционные проекты - федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации через обращение в Минэкономразвития. Приложение содержит концепцию проекта, которая включает оценку ожидаемого эффекта от его реализации для развития экономики страны, структуру проекта, предварительный финансовый план расходования и погашения кредита.

МБРР проводит тщательную юридическую проверку и аудит предлагаемых проектов. С момента выделения кредита до фактического кредитования объекта проходит несколько лет. Срок использования кредита от 6 до 9 лет (бюджетозамещающие ссуды с целью структурной перестройки от 1 до 3 лет).

В России реализовано и реализуется более 50 различных проектов, финансируемых МБРР, средний объем которых расходуется не менее 100 миллионов долларов в месяц. Общий объем кредитов, выданных через МБРР, превышает 50 миллиардов долларов.

Сегодня МБРР предоставляет кредиты Российской Федерации на следующих условиях: срок кредита - от 3 до 17 лет, отсрочка погашения основного долга - 5 лет, процентная ставка - около 7% годовых. Отсутствие капитальных вложений, которые невозможно привлечь из внутренних источников в таких важных отраслях экономики, как социальная сфера, ЖКХ и энергетика, обусловило стремительный рост кредитного портфеля в 1992-1997 годах. Несмотря на это, наш долг перед Всемирным банком остается в несколько раз меньше, чем заимствования у Бразилии, Китая, Индии, Индонезии, Мексики и других стран.