Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Финансовая политика: понятие и классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На инвестиционную политику, проводимую в стране, и в частности на ее направления, безусловно, оказывает влияние сложившаяся в стране экономическая ситуация. В России она ухудшилась в 2016 году по сравнению с предыдущим. Так, за период с января по май 2016 г. валовой внутренний продукт снизился на 3,2%, инвестиции в основной капитал сократились на 4,8%, промышленное производство показало падение на 2,3%, а реальные располагаемые денежные доходы сократились на 3,0%.

При составлении проекта федерального бюджета на 2017-2019 гг. использовались соответствующие макроэкономические показатели, которые значительно отличаются от аналогичных показателей 2016 г. и от данных на плановый период 2017 и 2018 гг. (таблица 4). Данная ситуация сложилась в результате того, что эти показатели не учитывали изменения, произошедшие во втором полугодии 2014 года, а именно снижение цен на нефть, ослабление рубля, ускорение роста уровня потребительских цен.

Согласно прогнозу отдельных макроэкономических показателей, представленному в таблице 1, предполагается небольшое ускорение роста мировой экономики. Кроме этого в прогнозе учитывается высокая вероятность сохранения санкций как со стороны США и Европейского союза в отношении России, так и ответных санкций со стороны России. В результате развитие российской экономики будет проходить в условиях ограниченного доступа к мировому рынку финансовых ресурсов.

Помимо основных критериев оказывающих влияние на инвестиционную политику определяются инвестиционные риски по выделяемым основным параметрам, включающим учитываемые факторы и долевую составляющую каждого параметра, выраженную в процентах (см. таблица 4).

Таблица 1 - Основные макроэкономические показатели на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

закон 384-ФЗ

закон 93-ФЗ

закон 384-ФЗ

прогноз

закон 384-ФЗ

прогноз

прогноз

ВВП, млрд. руб.

77498

73119

83208

82689

90063

91050

99572

Рост ВВП, %

1,2

-3,0

2,3

2,3

3,0

2,3

2,4

Инвестиции, млрд. руб.

14442

12650

15356

14714

16526

16037

17576

Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США

299,2

182,3

305,5

221,8

316,6

235,5

248,6

Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США

494,2

333,8

498,2

376,5

507,3

402,2

431,0

Прибыль прибыльных организаций, млрд.

13955

14345

14725

20245

15990

22375

24675

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

закон 384-ФЗ

закон 93-ФЗ

закон 384-ФЗ

прогноз

закон 384-ФЗ

прогноз

прогноз

руб.

Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года

5,5

12,2

4,5

7,0

4,0

6,3

5,1

Фонд заработной платы, млрд. руб.

19022

18559

20420

20129

22259

22288

24462


Так, наибольшая доля в 12% приходится на риски, связанные с политической стабильностью, и учитывает фактор возможности политического переворота и возможного его влияния на уровень деловой активности. Кроме того, по 10% в рисковой составляющей занимают темп экономического роста и конвертируемость валюты, которая вбирает в себя возможность свободной конвертации национальной валюты в иностранную и место валюты на рынке в той мере, в которой это касается предприятия.

Еще меньший риск (по 8%) приходится на параметры, связанные с оплатой и производительностью труда (уровень зарплаты, производительность труда, порядок оформления на работу), доступность краткосрочных кредитов, условиями формирования уставного капитала и предоставления долгосрочных кредитов.

Рисунок 9 – Классификация факторов инвестиционного климата страны

Естественно, что при формировании финансовой политики, правительству следует осуществлять планирование инвестиционных вложений не только в целом на уровне страны, но и в разрезе регионов, что связывается в России с понятием инвестиционного климата. Российскими учеными в экономической литературе на протяжении последних нескольких лет ведется активная дискуссия по поводу сущности данного понятия. Многие исследователи считают, что категория инвестиционного климата включает в себя совокупность множества факторов, благодаря изучению которых можно дать оценку состояния внешней инвестиционной среды, которая позволяет охарактеризовать ход осуществления и развития отдельного инвестиционного процесса.

Поступление зарубежного капитала определяется также инвестиционным климатом страны. Благоприятный инвестиционный климат внутри страны устанавливается при условии доверительных отношений юридических и физических лиц к государству. За пределами России и эта экономическая категория оценивается рейтингом, который определяется международными агентствами и рассчитывается с помощью специальных методик. Эти расчеты учитывают существующий потенциал развития и возможные риски для инвесторов.

Многие экономисты-исследователи рассматривают инвестиционный климат как совокупность факторов, влияющих на стремление инвестора осуществить вложения, что подтверждается определением Всемирного банка.

В состав понятия инвестиционный климат входят такие важные определения как инвестиционная активность и инвестиционная привлекательность. Их взаимосвязь схематично представлена на рисунке 10.


Рисунок 10 – Взаимосвязь понятий «инвестиционная активность» и «инвестиционная привлекательность» [10, с. 14; 24, с. 41]

Соответственно, для детального исследования необходима более полная и глубокая проработка каждого из факторов инвестиционного климата, анализ основных составляющих показателей и количественных характеристик по каждому фактору.

Переходный период развития экономики любой страны, как известно, характеризуется финансовым кризисом, экономической и политической нестабильностью, так же отсутствием устойчивого развития экономического сектора. Именно эти характеристики и присущи на современном этапе экономике России. Данными обстоятельствами обусловлены актуальные проблемы низкой привлекательности инвестирования в России. Факторы неэффективного регулирования инвестиционной деятельности в РФ схематично можно представить с помощью рисунка 11.

Рисунок 11 – Факторы неэффективного регулирования инвестиционной деятельности [17, с. 30]

Большинство ученых-экономистов, исследующих указанную проблему, полагают, что кризис в мировой экономике миновал. На основании их предположений можно заключить, что в ближайшее время Россию ожидает рост привлекательности рынков для иностранных инвесторов. Но, нельзя не отметить, что это касается далеко не всех рынков, а только тех, которые смогут привлечь своими максимально благоприятными и комфортными условиями для работы с иностранными вложениями. Россия, к сожалению, не относится к числу передовых стран, которые являются привлекательными для иностранных инвесторов. Это является следствием множества причин, главными из которых можно выделить экономическую и политическую ситуацию в стране и несовершенство её законодательства. Кроме того, отсутствие льгот и привилегий для иностранного капитала, весьма спонтанные и непредсказуемые изменения в системе налогообложения, существующие в РФ бюрократия и коррупция так же являются сдерживающими факторами для вливания иностранных инвестиций в российскую экономику.

К числу проблем финансовой политики РФ, стоит отнести дефляцию в реальном секторе экономики, а также в финансовой системе; падение темпов роста кредитования реального сектора экономика и населения, что ведет к сжатию потребительской активности. К прежним негативным факторам в экономике в 2017 году добавились еще и внешние препятствия (санкции западных стран).


Таким образом, определение недостатков денежно-кредитной политики предполагает ряд изменений, к основным из которых относятся:

- изменение целевых ориентиров денежно-кредитного регулирования, в основе которых должны лежать цены снижения процентной ставки по кредитам реальному сектору экономики, в особенности по среднесрочным и долгосрочным кредитам;

- стабильное повышение монетизации экономики, наращивание рублевых ресурсов экономике;

- расширение долгосрочного рефинансирования отечественных банков со стороны Банка России для целей кредитования инновационных и инвестиционных проектов;

- активизация процентной политики ЦБ РФ, в том числе путѐм увеличения масштабов увеличение его операций с государственными ценными бумагами;

- осуществление крупномасштабных эмиссий государственных ценных бумаг инвестиционного характера. Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики позволят усилить внутреннее воспроизводство финансовых ресурсов для экономического роста, уменьшить зависимость экономики страны от внешнеэкономической конъектуры, более устойчиво воспринимать внешние шоки. В свою очередь активная кредитная политика Банка России и коммерческих банков может быть успешной при условии наличия четко сформулированной промышленной, структурной и инновационной политики.

Заключение

Финансовая политика - представляет собой совокупность целенаправленных мер государство по извлечению максимальной эффективности от использования финансовых средств для создания финансовой базы экономики.

В роли субъектов финансовой политики выступают законодательная и исполнительная власть, которые и разрабатывают и утверждают наиболее эффективные пути решения конкретных задач.

Сейчас в Российской Федерации решается огромный ряд наиболее значимых задач в условиях финансовой политики. Цели и задачи этой политики разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждается законодательными органами государственной власти РФ в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

К началу 2017 года Российская экономика, в целом, адаптировалась к санкциям и низким ценам на нефть. Сокращение ВВП остановилось в четвертом квартале 2016 года, и в целом за год составило, по разным оценкам, 0,3-0,5%. Рубль укрепился по сравнению с пиковыми значениями начала 2016 года на 31%, фондовые индексы выросли на 35-40%.


Несмотря на указанные объективные экономические трудности, уровень одобрения населением действий властей практически во всех сферах деятельности в настоящий момент находится на уровне начала 2014 года. Индекс доверия (разница между доверием и недоверием) к президенту Путину лично выросло за тот же период с 44,7% до 49,1%.

В настоящий момент существуют определённые проблемы в финансовой политике РФ, которые необходимо оперативно решать на всех уровнях власти. Рассмотрим наиболее острые из них:

1 Выявление уровня влияния финансовой политики на возможности макрорегулирования.

2 Сбалансированное распределение ролей государства и бизнеса при формировании и реализации государственной финансовой политики с целью приоритетного развития важных и значимых секторов экономики

3 Формирование перечня социально-экономических сфер, пользующихся поддержкой государства.

4 К проблемам можно отнести также трудности формирования и реализации государственной финансовой политики, которые обусловлены масштабностью и системностью трудностей, связанных с развитием реального сектора экономики, наличием существенного технологического отставания ведущих производственных отраслей, продолжающимся кризисом, моделью догоняющего развития, необходимостью структурной перестройки экономики.

И поскольку важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны играют финансовые вложения, то инвестиционная политика в современных условиях развития является не только составной частью, но и приоритетным направлением финансовой политики России. В результате это повышает активность страны на мировом рынке, приводит к росту валового национального продукта и оказывает благоприятное влияние на деятельность предприятий.

Определение недостатков денежно-кредитной политики предполагает ряд изменений, к основным из которых относятся:

- изменение целевых ориентиров денежно-кредитного регулирования, в основе которых должны лежать цены снижения процентной ставки по кредитам реальному сектору экономики, в особенности по среднесрочным и долгосрочным кредитам;

- стабильное повышение монетизации экономики, наращивание рублевых ресурсов экономике;

- расширение долгосрочного рефинансирования отечественных банков со стороны Банка России для целей кредитования инновационных и инвестиционных проектов;

- активизация процентной политики ЦБ РФ, в том числе путѐм увеличения масштабов увеличение его операций с государственными ценными бумагами;