Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Семья: понятие и сущность).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
48 |
3 |
8 |
4 |
6 |
2 |
5 |
1 |
3 |
3 |
3 |
5 |
49 |
1 |
4 |
4 |
1 |
1 |
1 |
- |
2 |
3 |
1 |
3 |
50 |
2 |
4 |
2 |
1 |
- |
3 |
1 |
1 |
2 |
- |
4 |
51 |
6 |
4 |
4 |
4 |
1 |
4 |
1 |
2 |
2 |
1 |
4 |
52 |
2 |
4 |
- |
1 |
- |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
5 |
53 |
5 |
6 |
5 |
6 |
1 |
4 |
- |
2 |
- |
2 |
5 |
54 |
1 |
4 |
3 |
2 |
- |
3 |
- |
2 |
2 |
1 |
4 |
55 |
2 |
6 |
2 |
3 |
- |
- |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
56 |
2 |
3 |
9 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
57 |
2 |
7 |
2 |
2 |
- |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
4 |
58 |
1 |
5 |
5 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
59 |
1 |
5 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
4 |
60 |
1 |
4 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
4 |
Показатели, отмеченные жирным шрифтом, диагностируют тот или иной тип негармоничного семейного воспитания.
Таким образом, по данным диагностики были получены следующие результаты (рисунок 2.6).
Рисунок 2.6 – Особенности процесса семейного воспитания младших школьников в семьях испытуемых
По итогам диагностического исследования отмечено, что в исследуемых семьях в большинстве случаев диагностируется гиперпротекция, недостаточность требований – обязанностей, недостаточность требований – запретов к ребенку и минимальность санкций за нарушения.
В процессе работы диагностировались такие личностные проблемы матери как: расширение сферы родительских чувств (РРЧ), предпочтение в подростке детских качеств (ПДК), воспитательная неуверенность матери (ВН), фобия утраты ребенка (ФУ), проекция собственных нежелательных качеств (ПНК), вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК), сдвиг в установках матери по отношению к ребенку в зависимости от его пола (шкалы ПМК – предпочтение женских качеств и ПЖК – мужских). В таблице 2.2 рассмотрим психологические причины нарушений в семейном воспитании в полных семьях:
Таблица 2.2 – Психологические причины нарушений в педагогической культуре
Психологические причины нарушений |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
РРЧ |
ПДК |
ВН |
ФУ |
НРЧ |
ПНК |
ВК |
ПЖК |
ПМК |
||
1 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
- |
3 |
1 |
|
2 |
5 |
2 |
4 |
6 |
- |
2 |
1 |
5 |
- |
|
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
4 |
- |
- |
3 |
- |
|
4 |
6 |
- |
3 |
4 |
2 |
1 |
- |
3 |
- |
|
5 |
3 |
2 |
4 |
6 |
- |
2 |
- |
1 |
- |
|
6 |
2 |
1 |
5 |
1 |
3 |
2 |
- |
3 |
3 |
|
7 |
4 |
2 |
5 |
7 |
2 |
1 |
- |
4 |
2 |
|
8 |
1 |
2 |
5 |
4 |
1 |
1 |
2 |
4 |
- |
|
9 |
1 |
- |
3 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
|
10 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
- |
3 |
1 |
|
11 |
4 |
1 |
4 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
|
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
- |
2 |
2 |
|
13 |
3 |
- |
4 |
2 |
4 |
3 |
- |
1 |
2 |
|
14 |
3 |
- |
1 |
3 |
3 |
- |
3 |
1 |
2 |
|
15 |
4 |
3 |
3 |
1 |
4 |
3 |
- |
4 |
- |
|
16 |
2 |
- |
4 |
1 |
-- |
1 |
- |
1 |
- |
|
17 |
- |
2 |
3 |
- |
- |
3 |
- |
4 |
- |
|
18 |
2 |
1 |
2 |
1 |
- |
1 |
- |
2 |
2 |
|
19 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
|
20 |
1 |
1 |
3 |
1 |
- |
1 |
2 |
1 |
- |
|
21 |
2 |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
2 |
- |
|
22 |
1 |
2 |
3 |
3 |
5 |
3 |
- |
3 |
1 |
|
23 |
2 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
|
24 |
2 |
1 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
|
25 |
3 |
1 |
2 |
1 |
- |
1 |
- |
2 |
2 |
|
26 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
- |
3 |
1 |
|
27 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
- |
3 |
- |
|
28 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
- |
4 |
1 |
|
29 |
4 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
- |
|
30 |
3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
1 |
2 |
5 |
2 |
Продолжение таблицы 2.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
31 |
3 |
- |
4 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
|
32 |
5 |
2 |
4 |
6 |
1 |
1 |
- |
5 |
- |
|
33 |
1 |
- |
3 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
|
34 |
6 |
- |
4 |
3 |
2 |
2 |
- |
3 |
1 |
|
35 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
|
36 |
5 |
1 |
3 |
5 |
2 |
1 |
- |
1 |
3 |
|
37 |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
- |
|
38 |
2 |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
1 |
- |
- |
|
39 |
4 |
- |
2 |
1 |
4 |
1 |
1 |
5 |
2 |
|
40 |
2 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
|
41 |
5 |
2 |
5 |
3 |
3 |
- |
1 |
5 |
- |
|
42 |
4 |
3 |
3 |
1 |
4 |
3 |
1 |
4 |
- |
|
43 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
|
44 |
7 |
4 |
5 |
4 |
2 |
1 |
- |
5 |
1 |
|
45 |
3 |
- |
3 |
3 |
- |
1 |
1 |
2 |
- |
|
46 |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
47 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
1 |
5 |
- |
|
48 |
2 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
|
49 |
3 |
- |
2 |
1 |
2 |
1 |
- |
3 |
1 |
|
50 |
2 |
3 |
2 |
2 |
6 |
3 |
- |
3 |
1 |
|
51 |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
52 |
7 |
- |
4 |
1 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
|
53 |
4 |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
54 |
4 |
1 |
3 |
3 |
4 |
2 |
- |
3 |
4 |
|
55 |
1 |
2 |
3 |
- |
3 |
3 |
- |
4 |
- |
|
56 |
7 |
- |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
|
57 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
- |
|
58 |
2 |
1 |
4 |
1 |
3 |
2 |
- |
3 |
3 |
|
59 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
|
60 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
- |
Показатели, отмеченные жирным шрифтом, диагностируют ту или иную психологическую причину нарушений в семейном воспитании. Таким образом, диагностируя психологические причины нарушений процесса семейного воспитания, на данной выборке получили следующие результаты (рисунок 2.7).
В результате исследования отмечено, что в большинстве случаев психологические причины нарушений, обусловленные психологическими проблемами матери, решаемыми за счет ребенка, диагностируется в семьях, переживших развод. Пики показателей отмечены по шкалам воспитательной неуверенности, вынесение конфликта между бывшими супругами в сферу воспитания и предпочтение в ребенке женских качеств. Если воспитательная неуверенность у матери после развода диагностируется в 22 % случаев, то у матерей в полных семьях лишь в 8 %.
Рисунок 2.7 – Психологические причины нарушений
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола, в данном случае предпочтение женских качеств, диагностируется, как было отмечено в 62 % случаях в неполных семьях и 28 % - в полных. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, неразвитость родительских чувств и проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, на данной выборочной совокупности диагностировалась в неполных семьях. Т.е. родители- матери опекают своих детей в выполнении заданий, заданных на дом, вплоть до того, что выполняют их сами. За полученные низкие отметки и невыполнение заданий в школе существуют самые низкие наказания – лишение компьютерных игр. Необходимо отметить высокую степень опеки матери над ребенком.
Отдельным исследованием было выделено исследование психологического климата в полных семьях (рисунок 2.8).
Из рисунка 2.8, следует отметить, что в целом внутри семьи отношения хорошие. Родителей дети уважают. Часть детей в своем большинстве воспитывают бабушки и дедушки, что связано с профессиональным положением родителей. Однако тоже существуют минимальные требования к обучению в школе со стороны родителей и низкая система наказаний.
Рисунок 2.8 – Исследование психологического климата внутри семьи
В таких семьях опека над детьми меньше и требований больше, однако, родители считают – ребенок пошел в школу и теперь он забота в обучении именно со стороны учителя. Если что-то непонятно, то существует репетиторы. Такая ситуация сложилась именно из-за крайней занятости родителей.
Последним параметром исследования на данном этапе вынесем посещение детей с родителями школьных мероприятий, совместных выходов в театр, кино, кафе, поездкам на отдых (рисунок 2.9):
Рисунок 2.9 – Исследование совместного времяпровождения
Как видим из рисунка 2.9, 32 родителя постоянно посещают вместе с детьми школьные мероприятия. Совместным выходам в театр, кино, кафе, поездкам на отдых отдают предпочтение 30 человек. Из исследуемых 26 человек ответило, что имеют очень мало времени на совместный отдых, что чаще всего связано с профессиональной деятельностью родителей.
2.2 Формирующий этап
Для формирования педагогической культуры родителей на втором этапе были проведены:
1 Беседы с родителями, которые психологические причины нарушений, обусловленные психологическими проблемами матери, решаемыми за счет ребенка, диагностируется в семьях, переживших развод (посетили 12 человек).
2 Проведены занятия на формирование взаимопонимания между детьми и родителями (посетили 48 человек).
3 Был проведен совместный спортивный праздник. Его посетили 55 родителей.
4 Организован совместный поход в кино (фильм «Красавица и чудовище» 15 декабря) (посетили 25 родителей).
5 Заинтересованные родители могли пообщаться с педагогом-психологом (посетили 12 человек).
2.3 Контролирующий этап
На контролирующем этапе после работы с родителями была повторно проведена диагностика педагогической культуры родителей.
Проведем повторное исследование-текст опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений». После анализа ответов были получены следующие результаты (рисунок 2.10).
Анализ позволил отметить, что почти все показатели изменились. В семьях особенно снизились показатели по параметрам неустойчивость стиля воспитания и гиперпротекция.
Рисунок 2.10 – Особенности процесса семейного воспитания младших школьников в семьях испытуемых (педагогическая культура) после коррекции
Протестируем изменения в личностные проблемы матери после коррекции. Были получены следующие данные (рисунок 2.11).
Рисунок 2.11 – Психологические причины нарушений после коррекции
В результате коррекции отмечено, что в большинстве случаев психологические причины нарушений, обусловленные психологическими проблемами матери, решаемыми за счет ребенка, изменились. Если воспитательная неуверенность у матери снизилась. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, неразвитость родительских чувств и проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, на данной выборочной совокупности диагностировалась в неполных семьях с девочками. Этот показатель рассматривался в результате коррекции. Он изменился с 27 % случаев до 25 % случаев.