Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Семья: понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

48

3

8

4

6

2

5

1

3

3

3

5

49

1

4

4

1

1

1

-

2

3

1

3

50

2

4

2

1

-

3

1

1

2

-

4

51

6

4

4

4

1

4

1

2

2

1

4

52

2

4

-

1

-

2

1

2

3

1

5

53

5

6

5

6

1

4

-

2

-

2

5

54

1

4

3

2

-

3

-

2

2

1

4

55

2

6

2

3

-

-

1

3

2

2

3

56

2

3

9

3

1

1

3

3

4

4

3

57

2

7

2

2

-

3

1

2

2

2

4

58

1

5

5

1

3

3

2

1

3

1

2

59

1

5

3

3

1

1

2

3

2

1

4

60

1

4

1

2

2

2

1

2

2

2

4


Показатели, отмеченные жирным шрифтом, диагностируют тот или иной тип негармоничного семейного воспитания.

Таким образом, по данным диагностики были получены следующие результаты (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 – Особенности процесса семейного воспитания младших школьников в семьях испытуемых

По итогам диагностического исследования отмечено, что в исследуемых семьях в большинстве случаев диагностируется гиперпротекция, недостаточность требований – обязанностей, недостаточность требований – запретов к ребенку и минимальность санкций за нарушения.

В процессе работы диагностировались такие личностные проблемы матери как: расширение сферы родительских чувств (РРЧ), предпочтение в подростке детских качеств (ПДК), воспитательная неуверенность матери (ВН), фобия утраты ребенка (ФУ), проекция собственных нежелательных качеств (ПНК), вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК), сдвиг в установках матери по отношению к ребенку в зависимости от его пола (шкалы ПМК – предпочтение женских качеств и ПЖК – мужских). В таблице 2.2 рассмотрим психологические причины нарушений в семейном воспитании в полных семьях:

Таблица 2.2 – Психологические причины нарушений в педагогической культуре

Психологические причины нарушений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

РРЧ

ПДК

ВН

ФУ

НРЧ

ПНК

ВК

ПЖК

ПМК

1

4

5

3

4

5

3

-

3

1

2

5

2

4

6

-

2

1

5

-

3

2

1

3

1

4

-

-

3

-

4

6

-

3

4

2

1

-

3

-

5

3

2

4

6

-

2

-

1

-

6

2

1

5

1

3

2

-

3

3

7

4

2

5

7

2

1

-

4

2

8

1

2

5

4

1

1

2

4

-

9

1

-

3

4

1

1

1

1

3

10

1

1

1

3

2

2

-

3

1

11

4

1

4

2

1

2

1

3

1

12

2

2

2

2

1

1

-

2

2

13

3

-

4

2

4

3

-

1

2

14

3

-

1

3

3

-

3

1

2

15

4

3

3

1

4

3

-

4

-

16

2

-

4

1

--

1

-

1

-

17

-

2

3

-

-

3

-

4

-

18

2

1

2

1

-

1

-

2

2

19

-

1

1

1

1

-

-

-

1

20

1

1

3

1

-

1

2

1

-

21

2

1

-

1

-

1

-

2

-

22

1

2

3

3

5

3

-

3

1

23

2

1

4

1

1

1

-

1

-

24

2

1

4

4

2

2

2

5

2

25

3

1

2

1

-

1

-

2

2

26

1

1

2

3

2

2

-

3

1

27

1

2

1

3

2

2

-

3

-

28

1

2

2

3

2

1

-

4

1

29

4

1

3

2

1

2

1

3

-

30

3

2

4

4

2

1

2

5

2


Продолжение таблицы 2.2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

31

3

-

4

2

3

3

1

1

2

32

5

2

4

6

1

1

-

5

-

33

1

-

3

4

1

1

1

1

3

34

6

-

4

3

2

2

-

3

1

35

2

3

3

2

1

-

-

1

-

36

5

1

3

5

2

1

-

1

3

37

5

4

3

1

1

1

1

4

-

38

2

-

-

1

1

2

1

-

-

39

4

-

2

1

4

1

1

5

2

40

2

-

-

1

1

1

-

-

1

41

5

2

5

3

3

-

1

5

-

42

4

3

3

1

4

3

1

4

-

43

1

-

-

1

1

-

-

-

1

44

7

4

5

4

2

1

-

5

1

45

3

-

3

3

-

1

1

2

-

46

-

-

1

-

1

-

-

-

-

47

4

2

3

3

4

3

1

5

-

48

2

1

1

1

-

-

-

2

2

49

3

-

2

1

2

1

-

3

1

50

2

3

2

2

6

3

-

3

1

51

2

-

-

2

-

-

-

-

-

52

7

-

4

1

2

1

-

-

-

53

4

-

1

1

1

-

-

-

-

54

4

1

3

3

4

2

-

3

4

55

1

2

3

-

3

3

-

4

-

56

7

-

4

2

3

3

2

2

1

57

3

3

3

1

2

1

1

1

-

58

2

1

4

1

3

2

-

3

3

59

3

2

3

3

2

1

1

3

1

60

1

2

3

2

3

3

3

3

-


Показатели, отмеченные жирным шрифтом, диагностируют ту или иную психологическую причину нарушений в семейном воспитании. Таким образом, диагностируя психологические причины нарушений процесса семейного воспитания, на данной выборке получили следующие результаты (рисунок 2.7).

В результате исследования отмечено, что в большинстве случаев психологические причины нарушений, обусловленные психологическими проблемами матери, решаемыми за счет ребенка, диагностируется в семьях, переживших развод. Пики показателей отмечены по шкалам воспитательной неуверенности, вынесение конфликта между бывшими супругами в сферу воспитания и предпочтение в ребенке женских качеств. Если воспитательная неуверенность у матери после развода диагностируется в 22 % случаев, то у матерей в полных семьях лишь в 8 %.

Рисунок 2.7 – Психологические причины нарушений

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола, в данном случае предпочтение женских качеств, диагностируется, как было отмечено в 62 % случаях в неполных семьях и 28 % - в полных. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, неразвитость родительских чувств и проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, на данной выборочной совокупности диагностировалась в неполных семьях. Т.е. родители- матери опекают своих детей в выполнении заданий, заданных на дом, вплоть до того, что выполняют их сами. За полученные низкие отметки и невыполнение заданий в школе существуют самые низкие наказания – лишение компьютерных игр. Необходимо отметить высокую степень опеки матери над ребенком.

Отдельным исследованием было выделено исследование психологического климата в полных семьях (рисунок 2.8).

Из рисунка 2.8, следует отметить, что в целом внутри семьи отношения хорошие. Родителей дети уважают. Часть детей в своем большинстве воспитывают бабушки и дедушки, что связано с профессиональным положением родителей. Однако тоже существуют минимальные требования к обучению в школе со стороны родителей и низкая система наказаний.

Рисунок 2.8 – Исследование психологического климата внутри семьи

В таких семьях опека над детьми меньше и требований больше, однако, родители считают – ребенок пошел в школу и теперь он забота в обучении именно со стороны учителя. Если что-то непонятно, то существует репетиторы. Такая ситуация сложилась именно из-за крайней занятости родителей.

Последним параметром исследования на данном этапе вынесем посещение детей с родителями школьных мероприятий, совместных выходов в театр, кино, кафе, поездкам на отдых (рисунок 2.9):


Рисунок 2.9 – Исследование совместного времяпровождения

Как видим из рисунка 2.9, 32 родителя постоянно посещают вместе с детьми школьные мероприятия. Совместным выходам в театр, кино, кафе, поездкам на отдых отдают предпочтение 30 человек. Из исследуемых 26 человек ответило, что имеют очень мало времени на совместный отдых, что чаще всего связано с профессиональной деятельностью родителей.

2.2 Формирующий этап

Для формирования педагогической культуры родителей на втором этапе были проведены:

1 Беседы с родителями, которые психологические причины нарушений, обусловленные психологическими проблемами матери, решаемыми за счет ребенка, диагностируется в семьях, переживших развод (посетили 12 человек).

2 Проведены занятия на формирование взаимопонимания между детьми и родителями (посетили 48 человек).

3 Был проведен совместный спортивный праздник. Его посетили 55 родителей.

4 Организован совместный поход в кино (фильм «Красавица и чудовище» 15 декабря) (посетили 25 родителей).

5 Заинтересованные родители могли пообщаться с педагогом-психологом (посетили 12 человек).

2.3 Контролирующий этап

На контролирующем этапе после работы с родителями была повторно проведена диагностика педагогической культуры родителей.

Проведем повторное исследование-текст опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений». После анализа ответов были получены следующие результаты (рисунок 2.10).

Анализ позволил отметить, что почти все показатели изменились. В семьях особенно снизились показатели по параметрам неустойчивость стиля воспитания и гиперпротекция.

Рисунок 2.10 – Особенности процесса семейного воспитания младших школьников в семьях испытуемых (педагогическая культура) после коррекции

Протестируем изменения в личностные проблемы матери после коррекции. Были получены следующие данные (рисунок 2.11).

Рисунок 2.11 – Психологические причины нарушений после коррекции

В результате коррекции отмечено, что в большинстве случаев психологические причины нарушений, обусловленные психологическими проблемами матери, решаемыми за счет ребенка, изменились. Если воспитательная неуверенность у матери снизилась. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, неразвитость родительских чувств и проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, на данной выборочной совокупности диагностировалась в неполных семьях с девочками. Этот показатель рассматривался в результате коррекции. Он изменился с 27 % случаев до 25 % случаев.