Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Семья: понятие и сущность).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Весьма значимым считается желание выразить собственный подход к предмету, к проблеме, исследуемой вопросу, решению. Этим наиболее обогащается эмоциональный навык детей, порождает понимание его и подкрепляет познавательную заинтересованность. Порядок существования семьи, распределение обязательств и условий к их осуществлению подставляют основы осмысленного, ответственного взаимоотношения к труду, к учению, к каждому возложенному процессу.
Иногда отец с матерью считают, что с приходом детей в школу уменьшается значимость семьи в его воспитании, так как главное время теперь дети отводят теперь на школу. Но это мнение считается распространенной ошибкой. Ведь влияние семьи на обучение и воспитание не только не снижается, но и возрастает [15, с. 14].
Какую поддержку способна оказать семья ребенку-младшему школьнику?
1. Воспитывайте у детей подход к учебе не как к тягостной повинности, навязываемой старшими, а как к постижение мира, выражайте уважение к педагогу, выявляйте детям характерные черты и роль его работы, воспитывайте заинтересованность к одноклассникам. Следует лично быть ближе к школе, для того чтобы обладать настоящие понятия о том, какую поддержку необходимо оказать ребенку.
2. Снисходительно относитесь к тому, что ребенок не мгновенно усваивает новейшие познания, овладевает учебными умениями, не впадайте от этого в панику и не совершайте досрочных заключений. Старайтесь остерегаться подобных оценок: «никак не предполагал», «не пытаешься», «не выучил». В случае если младший школьник все время опасается, что его будут ругать за низкую успеваемость, накажут, это не никак не содействует желанию учиться, заинтересованности к познаниям, но и порождает негативный подход к школе и учителю, уничтожает понимание ребенка и отца с матерью.
3. Присутствие появившихся у ребенка сложностей в обучении не обвиняйте в них его самого. Излишняя твердость, порицание, угрозы не только не стимулируют стремление одолевать проблемы учения, но и лишают учащегося решительности, что он с ними справится, сформировывают ощущение вины, понимание своей неполноценности. Старайтесь совместно с педагогом разобраться в факторах возникших трудностей и помогите ликвидировать их [17, с. 23].
4. Ни в коем случае ребенок не должен чувствовать, что неуспехи в школе могут лишить его любви отца с матерью. Если члены семьи ставят свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок («я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а следовательно, сокращают вероятность собственного воздействия в него.
5. Почаще хвалите детей, особенно в первый год школьной жизни. Они должны чувствовать, что в него верят: «Я понимаю, ты этому непременно обучишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только лишь убежденность детей в том, что он любим, принят отцом и матерью таким, какой есть, помогает ему достичь преуспевания [16, с. 56].
Таким образом, влияние семьи на формирование ребенка на разных этапах не остается одним и тем же. Более важно оно в первые годы его жизни. Однако это не значит, что значимость домашнего обучения пропадает с поступлением детей в образовательное учреждение. Нахождение в нем не ликвидирует повседневного общения родителей с ребенком и, следовательно, родительского воздействия. Более того, семья — это единственная педагогическая концепция, влияние которой человек испытывает на протяжении всей своей жизни. По этой причине необходимо говорить о том, что: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с социальными концепциями и институтами. Причем этом нежели больше взаимосвязь и последовательность среди семейным обучением и обучением социальным, тем существеннее его итог.
Исходя из вышесказанного, следует сделать следующие выводы:
1) Семья содержит в себе супружеские взаимоотношения между мужем и женой, с обязанностями, присвоенными окружением, семья охватывает и наиболее обширную область семейных отношений: отца с матерью и ребенком, с родными и необходимыми людьми.
2) Развитие ребенка в семье – единое название для процессов действий влияния на ребенка со стороны отца с матерью и иных членов семьи с целью свершения нужных результатов.
3) Чтобы воспитать полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы чтобы отец с матерью делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама атмосфера в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в облике мамы или папы тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, веру в результат.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛИ СЕМЬИ НА ОБУЧЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Констатирующий этап эксперимента
В исследовании влияния роли семьи на обучение младшего школьника приняли участие семьи учащихся 1 «А», «Б», «В» и 2 «А», «Б», «В» ГУО «СШ № 24 г. Бобруйска», среди них было отобрано 60 семей.
На первом этапе был выявлен социальный статус семей.
Отобранные семьи на основе данных школьных журналов были проанализированы по следующим параметрам.
Первый параметр – это анализ количества полных и неполных семей (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Анализ количества полных и неполных семей
Исходя из анализа рисунка 2.1, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает количество полных семей.
Второй параметр – это анализ количества детей (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Анализ количества детей в семье
Исходя из анализа рисунка 2.2, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает количество семей с тремя детьми, чему способствует социальная политика страны.
Третий параметр – это анализ уровня образования родителей (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Анализ уровня образования родителей
Исходя из анализа рисунка 2.3, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает количество родителей с высшим образованием, только 5 человек имеют среднее образование – это молодые родители в возрасте до 20 лет. Четвертый параметр – это анализ возрастного параметра родителей (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Анализ возрастного параметра
Исходя из анализа рисунка 2.4, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает количество родителей в возрасте 24-35 лет, следующая преобладающая группа – это 35-40 лет. Родителей в возрасте до 23 лет – пять человек. Старше 50 лет – 1 человек, в возрасте 40-50 лет – 12 человек.
Пятый параметр – это анализ профессий родителей (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – Анализ возрастного параметра
Исходя из анализа рисунка 2.5, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает по профессиональному разделению преобладает торговая сфера, на втором месте – сфера образования и здравоохранения.
На втором этапе был проведен анализ семейных взаимоотношений. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) в детском варианте был создан В. Юстицкисом и Э.Г. Эйдемиллером. АСВ позволяет определить различные нарушения педагогической культуры родителей и ее влияния на ребенка, а также установить некоторые психологические причины этих нарушений.
Опросник состоит из нескольких шкал, которые предназначены для диагностики нарушений воспитания и для выявления типов негармоничного семейного воспитания:
- уровень протекции в процессе воспитания (гиперпротекция (Г+);
- гипопротекция (Г-);
- степень удовлетворения потребностей ребенка (потворствование (У+);
- (У-) игнорирование потребностей ребенка);
- количество требований предъявляемых к ребенку в семье (чрезмерность требований – обязанностей (Т+);
- недостаточность требований – обязанностей (Т-);
- чрезмерность требований – запретов (З+);
- недостаточность требований – запретов к ребенку (З-);
- чрезмерность (строгость) санкций (наказаний) за нарушение требований (С+);
- минимальность санкций за нарушения требований (С-);
- неустойчивость стиля воспитания (шкала Н).
Перечисленные нарушения педагогической культуры в семье могут встречаться в разных сочетаниях. Устойчивые сочетания особенностей воспитательного процесса позволяют диагностировать тот либо иной тип негармоничного семейного воспитания ребенка. Также предусмотрены шкалы для диагностики личностных (психологических) проблем родителей решаемых за счет ребенка. А именно, шкала расширения сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, шкала фобии утраты ребенка, неразвитости родительских чувств, проекции на ребенка собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между родителями в сферу воспитания и сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола.
Перед началом диагностики с родителями младших школьников проводилась работа с помощью специально организованного процесса общения с целью установления атмосферы доверительного психологического контакта. После того, как отмечалась заинтересованность матери в правдивости ответов и в самом факте исследования, ей предлагался текст опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» и бланк регистрации ответов.
Зачитывалась инструкция, проверялось, что опрашиваемые ее правильно поняли. В процессе заполнения инструктирование или пояснения не допускались. Важно отметить, что с каждым участником исследования диагностическая работа проводилась индивидуально.
После обработки результатов диагностики на предмет нарушения процесса воспитания и психологических причин этих нарушений были получены следующие данные.
В таблице 2.1 рассмотрим особенности процесса воспитания детей в исследуемых семьях:
Таблица 2.1 – Особенности процесса воспитания детей в полных семьях
Особенности воспитания |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Н |
Г+ |
Г- |
У+ |
У- |
Т+ |
Т- |
З+ |
З- |
С+ |
С- |
2 |
4 |
7 |
4 |
3 |
1 |
3 |
1 |
5 |
2 |
2 |
5 |
3 |
5 |
7 |
5 |
6 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
5 |
4 |
1 |
9 |
1 |
1 |
1 |
3 |
- |
1 |
2 |
1 |
3 |
5 |
2 |
8 |
2 |
2 |
1 |
4 |
1 |
2 |
2 |
1 |
5 |
6 |
2 |
3 |
7 |
1 |
1 |
1 |
3 |
- |
1 |
- |
2 |
7 |
1 |
5 |
2 |
5 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
4 |
8 |
1 |
5 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
9 |
3 |
4 |
1 |
4 |
1 |
3 |
1 |
1 |
4 |
2 |
4 |
10 |
1 |
7 |
2 |
- |
4 |
3 |
1 |
3 |
4 |
5 |
- |
11 |
2 |
4 |
3 |
4 |
2 |
- |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
12 |
2 |
6 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
13 |
1 |
7 |
- |
5 |
- |
2 |
- |
4 |
2 |
1 |
5 |
14 |
2 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
1 |
2 |
3 |
- |
5 |
15 |
3 |
4 |
4 |
8 |
1 |
4 |
2 |
3 |
3 |
1 |
4 |
16 |
1 |
5 |
- |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
17 |
1 |
5 |
4 |
2 |
- |
3 |
- |
1 |
- |
- |
4 |
18 |
2 |
3 |
9 |
3 |
1 |
1 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
19 |
1 |
5 |
4 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
20 |
1 |
2 |
3 |
- |
- |
3 |
- |
1 |
2 |
2 |
2 |
21 |
1 |
5 |
4 |
2 |
3 |
- |
4 |
5 |
3 |
3 |
5 |
22 |
- |
5 |
4 |
4 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
4 |
23 |
4 |
7 |
5 |
4 |
1 |
5 |
- |
1 |
2 |
1 |
4 |
24 |
1 |
5 |
4 |
2 |
- |
3 |
1 |
1 |
- |
- |
3 |
25 |
4 |
4 |
4 |
6 |
- |
1 |
2 |
2 |
- |
2 |
3 |
26 |
1 |
5 |
4 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
27 |
4 |
7 |
5 |
4 |
1 |
5 |
- |
1 |
2 |
1 |
4 |
28 |
2 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
- |
3 |
3 |
2 |
2 |
29 |
2 |
4 |
2 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
30 |
2 |
6 |
- |
1 |
4 |
3 |
1 |
2 |
4 |
4 |
1 |
31 |
1 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
1 |
32 |
5 |
6 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
5 |
33 |
4 |
7 |
5 |
5 |
1 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
5 |
34 |
2 |
6 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
5 |
2 |
1 |
3 |
35 |
1 |
8 |
3 |
1 |
2 |
3 |
- |
2 |
2 |
1 |
5 |
36 |
1 |
7 |
5 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
- |
2 |
37 |
5 |
6 |
3 |
5 |
4 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
38 |
1 |
5 |
5 |
3 |
1 |
- |
4 |
1 |
1 |
3 |
4 |
39 |
- |
6 |
2 |
2 |
- |
- |
4 |
2 |
1 |
1 |
4 |
40 |
- |
3 |
4 |
4 |
1 |
4 |
- |
2 |
2 |
2 |
3 |
41 |
1 |
3 |
2 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
42 |
1 |
8 |
4 |
5 |
1 |
5 |
- |
1 |
2 |
3 |
5 |
43 |
- |
5 |
- |
2 |
- |
2 |
- |
1 |
3 |
- |
4 |
44 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
3 |
1 |
- |
2 |
1 |
4 |
45 |
3 |
6 |
5 |
5 |
1 |
1 |
5 |
5 |
1 |
4 |
2 |
46 |
- |
7 |
2 |
2 |
1 |
4 |
- |
4 |
2 |
1 |
4 |
47 |
3 |
1 |
5 |
3 |
1 |
3 |
- |
- |
2 |
- |
3 |