Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Семья: понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Весьма значимым считается желание выразить собственный подход к предмету, к проблеме, исследуемой вопросу, решению. Этим наиболее  обогащается эмоциональный навык детей, порождает понимание  его и подкрепляет познавательную заинтересованность. Порядок существования  семьи, распределение  обязательств и условий к их осуществлению подставляют основы осмысленного, ответственного взаимоотношения к труду, к учению, к каждому возложенному процессу.

Иногда  отец с матерью считают, что с приходом детей в школу уменьшается значимость  семьи в его воспитании, так как главное время теперь дети отводят теперь на школу. Но это мнение считается распространенной ошибкой. Ведь влияние семьи на обучение и воспитание не только не снижается, но и  возрастает [15, с. 14].

Какую поддержку способна оказать семья ребенку-младшему школьнику?

1. Воспитывайте у детей подход  к учебе не как к тягостной повинности, навязываемой старшими, а как к постижение мира, выражайте уважение к педагогу, выявляйте детям характерные черты и роль его работы, воспитывайте заинтересованность к одноклассникам. Следует лично быть ближе к школе, для того чтобы обладать настоящие понятия о том, какую поддержку необходимо оказать ребенку.

2. Снисходительно относитесь к тому, что  ребенок не мгновенно  усваивает новейшие познания, овладевает учебными умениями, не впадайте от этого в панику и не совершайте досрочных заключений. Старайтесь остерегаться подобных оценок: «никак не предполагал», «не пытаешься», «не выучил». В случае если младший школьник все время опасается, что  его будут ругать за низкую успеваемость, накажут, это не никак не содействует желанию учиться, заинтересованности к познаниям, но и порождает негативный подход к школе и учителю, уничтожает понимание ребенка и отца с матерью.

3.  Присутствие появившихся  у ребенка сложностей в обучении не обвиняйте в  них его самого. Излишняя твердость, порицание, угрозы не только  не стимулируют стремление одолевать проблемы учения, но и лишают  учащегося решительности, что он  с ними справится, сформировывают ощущение  вины, понимание своей неполноценности. Старайтесь совместно с педагогом  разобраться в факторах возникших трудностей и помогите ликвидировать их [17, с. 23]. 

4.   Ни в коем случае ребенок  не должен чувствовать, что неуспехи в школе могут лишить его любви отца с матерью. Если члены семьи ставят свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок («я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а следовательно, сокращают вероятность собственного воздействия в него.


5. Почаще хвалите детей, особенно  в первый год школьной жизни.  Они должны чувствовать, что в  него верят: «Я понимаю, ты этому  непременно обучишься, у тебя  уже стало лучше получаться». Только лишь убежденность детей  в том, что он любим, принят отцом и матерью таким, какой есть, помогает ему достичь преуспевания [16, с. 56].

Таким образом, влияние семьи на формирование  ребенка на разных эта­пах не остается одним и тем же. Более важно оно в первые годы его жизни. Однако это не значит, что значимость домашнего обучения пропадает с поступлением детей в образовательное учрежде­ние. Нахождение в нем не ликвидирует повседневного общения родителей с ребенком и, следовательно, родительского воздействия. Более того, семья — это единственная педагогическая концепция, влияние которой человек испытывает на протяжении всей своей жизни. По этой причине необходимо говорить о том, что: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с социальными концепциями и институтами. Причем этом нежели больше взаимо­связь и последовательность среди семейным обучением и обучением социальным, тем существеннее его итог.

Исходя из вышесказанного, следует сделать следующие выводы:

1) Семья содержит в себе супружеские взаимоотношения  между мужем и женой, с обязанностями, присвоенными  окружением, семья охватывает и наиболее обширную область семейных отношений: отца с матерью и ребенком, с родными и необходимыми  людьми.

2) Развитие ребенка  в семье – единое название для процессов действий влияния на ребенка со стороны отца с матерью и иных членов семьи с целью свершения нужных результатов.

3) Чтобы воспитать полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы чтобы отец с матерью делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама атмосфера в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в облике мамы  или папы тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, веру в результат.

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛИ СЕМЬИ НА ОБУЧЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


2.1 Констатирующий этап эксперимента

В исследовании влияния роли семьи на обучение младшего школьника приняли участие семьи учащихся 1 «А», «Б», «В» и 2 «А», «Б», «В» ГУО «СШ № 24 г. Бобруйска», среди них было отобрано 60 семей.

На первом этапе был выявлен социальный статус семей.

Отобранные семьи на основе данных школьных журналов были проанализированы по следующим параметрам.

Первый параметр – это анализ количества полных и неполных семей (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Анализ количества полных и неполных семей

Исходя из анализа рисунка 2.1, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает количество полных семей.

Второй параметр – это анализ количества детей (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Анализ количества детей в семье

Исходя из анализа рисунка 2.2, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает количество семей с тремя детьми, чему способствует социальная политика страны.

Третий параметр – это анализ уровня образования родителей (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Анализ уровня образования родителей

Исходя из анализа рисунка 2.3, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает количество родителей с высшим образованием, только 5 человек имеют среднее образование – это молодые родители в возрасте до 20 лет. Четвертый параметр – это анализ возрастного параметра родителей (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 – Анализ возрастного параметра

Исходя из анализа рисунка 2.4, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает количество родителей в возрасте 24-35 лет, следующая преобладающая группа – это 35-40 лет. Родителей в возрасте до 23 лет – пять человек. Старше 50 лет – 1 человек, в возрасте 40-50 лет – 12 человек.

Пятый параметр – это анализ профессий родителей (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 – Анализ возрастного параметра

Исходя из анализа рисунка 2.5, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает по профессиональному разделению преобладает торговая сфера, на втором месте – сфера образования и здравоохранения.

На втором этапе был проведен анализ семейных взаимоотношений. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) в детском варианте был создан В. Юстицкисом и Э.Г. Эйдемиллером. АСВ позволяет определить различные нарушения педагогической культуры родителей и ее влияния на ребенка, а также установить некоторые психологические причины этих нарушений.


Опросник состоит из нескольких шкал, которые предназначены для диагностики нарушений воспитания и для выявления типов негармоничного семейного воспитания:

- уровень протекции в процессе воспитания (гиперпротекция (Г+);

- гипопротекция (Г-);

- степень удовлетворения потребностей ребенка (потворствование (У+);

- (У-) игнорирование потребностей ребенка);

- количество требований предъявляемых к ребенку в семье (чрезмерность требований – обязанностей (Т+);

- недостаточность требований – обязанностей (Т-);

- чрезмерность требований – запретов (З+);

- недостаточность требований – запретов к ребенку (З-);

- чрезмерность (строгость) санкций (наказаний) за нарушение требований (С+);

- минимальность санкций за нарушения требований (С-);

- неустойчивость стиля воспитания (шкала Н).

Перечисленные нарушения педагогической культуры в семье могут встречаться в разных сочетаниях. Устойчивые сочетания особенностей воспитательного процесса позволяют диагностировать тот либо иной тип негармоничного семейного воспитания ребенка. Также предусмотрены шкалы для диагностики личностных (психологических) проблем родителей решаемых за счет ребенка. А именно, шкала расширения сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, шкала фобии утраты ребенка, неразвитости родительских чувств, проекции на ребенка собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между родителями в сферу воспитания и сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола.

Перед началом диагностики с родителями младших школьников проводилась работа с помощью специально организованного процесса общения с целью установления атмосферы доверительного психологического контакта. После того, как отмечалась заинтересованность матери в правдивости ответов и в самом факте исследования, ей предлагался текст опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» и бланк регистрации ответов.

Зачитывалась инструкция, проверялось, что опрашиваемые ее правильно поняли. В процессе заполнения инструктирование или пояснения не допускались. Важно отметить, что с каждым участником исследования диагностическая работа проводилась индивидуально.

После обработки результатов диагностики на предмет нарушения процесса воспитания и психологических причин этих нарушений были получены следующие данные.

В таблице 2.1 рассмотрим особенности процесса воспитания детей в исследуемых семьях:


Таблица 2.1 – Особенности процесса воспитания детей в полных семьях

Особенности воспитания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Н

Г+

Г-

У+

У-

Т+

Т-

З+

З-

С+

С-

2

4

7

4

3

1

3

1

5

2

2

5

3

5

7

5

6

2

2

3

4

2

2

5

4

1

9

1

1

1

3

-

1

2

1

3

5

2

8

2

2

1

4

1

2

2

1

5

6

2

3

7

1

1

1

3

-

1

-

2

7

1

5

2

5

1

1

1

3

2

1

4

8

1

5

1

2

1

2

2

3

2

3

4

9

3

4

1

4

1

3

1

1

4

2

4

10

1

7

2

-

4

3

1

3

4

5

-

11

2

4

3

4

2

-

4

3

2

2

1

12

2

6

4

3

2

2

2

3

1

3

1

13

1

7

-

5

-

2

-

4

2

1

5

14

2

4

4

4

2

4

1

2

3

-

5

15

3

4

4

8

1

4

2

3

3

1

4

16

1

5

-

2

1

1

1

2

2

3

2

17

1

5

4

2

-

3

-

1

-

-

4

18

2

3

9

3

1

1

4

3

4

3

4

19

1

5

4

3

2

3

1

1

1

2

4

20

1

2

3

-

-

3

-

1

2

2

2

21

1

5

4

2

3

-

4

5

3

3

5

22

-

5

4

4

1

2

1

2

2

1

4

23

4

7

5

4

1

5

-

1

2

1

4

24

1

5

4

2

-

3

1

1

-

-

3

25

4

4

4

6

-

1

2

2

-

2

3

26

1

5

4

3

2

3

1

1

1

2

4

27

4

7

5

4

1

5

-

1

2

1

4

28

2

4

3

4

2

2

-

3

3

2

2

29

2

4

2

4

2

3

2

3

3

3

4

30

2

6

-

1

4

3

1

2

4

4

1

31

1

4

3

4

3

2

4

3

3

4

1

32

5

6

3

2

1

2

2

4

2

2

5

33

4

7

5

5

1

3

3

4

2

2

5

34

2

6

2

3

2

3

1

5

2

1

3

35

1

8

3

1

2

3

-

2

2

1

5

36

1

7

5

1

1

2

3

1

1

-

2

37

5

6

3

5

4

3

1

2

2

3

3

38

1

5

5

3

1

-

4

1

1

3

4

39

-

6

2

2

-

-

4

2

1

1

4

40

-

3

4

4

1

4

-

2

2

2

3

41

1

3

2

4

1

1

1

1

3

1

3

42

1

8

4

5

1

5

-

1

2

3

5

43

-

5

-

2

-

2

-

1

3

-

4

44

1

1

-

-

-

3

1

-

2

1

4

45

3

6

5

5

1

1

5

5

1

4

2

46

-

7

2

2

1

4

-

4

2

1

4

47

3

1

5

3

1

3

-

-

2

-

3