Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Семья: понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Невозможно осознать и дать оценку состоянию и перспективам современной семьи, пренебрегая главнейшими изменениями, совершающимися с ней в течении  ХХ столетия  (эмансипация детей от родителей, трансформация от закрытой к открытой концепции формирования брачного союза, изменение общественного положения женщины, увеличение индивидуальной независимости и т.д.). Внезапные изменения  в экономике, политике и общественной области  в государстве отрицательно сказались не только на материальной стороне жизни семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами, и, прежде всего между отцом с матерью и детьми. Во-первых, увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений. Во-вторых, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в сфере образования и уровня жизни. И, в-третьих, наблюдается воздействие завышенных социальных требований.

Совершенствование современного образования акцентирует внимание на исключительную значимость семьи в решении задач обучения. Объединения стараний семьи и учреждений образования считается главным достижением успеха в ходе обучения детей. Среди всех институтов важнейшее место занимают общеобразовательные учреждения, обеспечивающие реальное взаимодействие в воспитательном процессе родителей и педагогов.

Успешность преподавания и обучения  в педагогическом процессе в целом обусловливается успешностью преподавателей, ребенка и отца с матерью. О благополучном ходе преподавания и обучения необходимо говорить лишь в таком случае, когда хотя бы один из его участников переживает или пережил ощущение радости и успеха.

Данная тема исследования привлекает интерес  многих исследователей в области психологии и педагогики и исследована несущественно. Ее актуальность состоит еще и в том, что вопрос, поднимаемый нами в этом исследовании, также имеет небольшую реализацию в практике образования. Особенно это затрагивает проблемы психологической готовности к учебе в школе современных школьников и раскрытия значимости  родителей в ходе эффективного обучения детей.

Цель курсовой работы – исследование роли семьи в процессе обучения младших школьников.

Для раскрытия поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты влияния роли семьи на ход обучения младшего школьника;


- проанализировать уровень влияния семьи на обучения младших школьников на примере учащихся 1-2 классов ГУО СШ № 24 г. Бобруйска до и после эксперимента.

Объектом курсовой работы выступает педагогическая культура родителей младших школьников.

Предметом – значение педагогической культуры родителей младших школьников в современном обществе.

База исследования – ГУО СШ № 24 г. Бобруйска.

Методы исследования: изучение теоретической литературы, проведение поисково-исследовательской работы с помощью беседы, анкетирования и др.

Практическая значимость заключается во внедрении результатов эмпирического исследования в процесс семейного консультирования с целью лучшего понимания причин нарушений детско-родительских отношений.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ РОЛИ СЕМЬИ НА ХОД ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1 Семья: понятие и сущность

Семья – это исключительное проявление сосуществования людей различных полов и взаимодополняющих друг друга. Как необходимость общего проживания различных людей, различных полов, семья обладает основным значением удовлетворенности общественных, психофизиологических, половых нужд, появление детей как развитие и продвижение  человеческого рода на планете Земля. «Семья (FAMILY) базируется на единой общесемейной работе совокупности людей, сопряженных узами брака – родительства – неразрывной связи, и этим исполняющая последовательность жизни и семейных поколений, а кроме того социализацию ребенка и сохранение жизни  членов семьи» [1, с. 67].

Семья – это традиционный образец общественного  института. Развитие семьи обуславливается традициями продолжения рода, ценностно-нормативными регуляторами: созреванием, ухаживанием, подбором спутника для совместной жизни, общественными и семейными нормами,  какие применяют  члены семьи, регулируя внутрисемейные взаимоотношения. Семья содержит в себе супружеские взаимоотношения  между мужем и женой, с обязанностями, присвоенными  окружением, семья охватывает и наиболее обширную область семейных отношений: отца с матерью и ребенком, с родными и необходимыми  людьми [21, с. 17]. По этой причине семья рассматривается не только как родными и необходимыми  мужа и жены, а также как общественный институт, который обладает концепцией  взаимосвязей, взаимодействий индивидов, исполняющих функцию воссоздания людского  рода и стабилизирующих все без исключения взаимосвязи, взаимодействий и отношений, на базе конкретных ценностей и норм, подвластных социальному контролю, конкретной концепции ценностей [2, с. 56].  


Среди  всех модификаций семей самой лучшей считается классическая форма. Главой семьи считается муж. Он гарантирует семье достаток в материальном плане, берет на себя все важные выводы, его слово обладает главной ролью во всех домашних процессах. Жена находится под защитой мужа, она помогает супругу при принятии решений, либо вообще не принимает решений, но каким будет окончательное решение зависит и от ее решения. Сегодня, когда к труду привлечена женская часть населения, то женщины занимаются не только внутрисемейным хозяйством и обучением ребенка, но и могут помочь мужу при обеспечении семьи в финансовом плане. Воспитание ребенка это ответственность обоих супругов [3, с. 111]. Кроме того, принимая решение, общее для всей семьи, отец с матерью зачастую  спрашивают мнение и пожелания детей. Но разделение власти в такой семье осталось прошлым: глава семьи – муж, а жена и дети гарантируют ему надежный тыл [20, с. 29].

Развитие ребенка  в семье – единое название для процессов действий влияния на ребенка со стороны отца с матерью и иных членов семьи с целью свершения нужных итогов. Большинство мам и пап хотят сформировать ребенка, который уважает своих предков, население своей страны, свой регион, собственную Отчизну, почитающими и принимающими значения семьи и общества, независимыми, благополучными в материальном плане, самостоятельными, семейными людьми, способными передать своим детям высоконравственные ценности и верные актуальные  ориентиры [4, с. 12].

Общественное, домашнее и школьное воспитание происходит в неразрывном согласии, а позитивное влияние семьи на ребенка заключается в том, что ни один человек, помимо наиболее родных для него людей в семье, не относится к детям в этой семье лучше, не любит его так и не заботится о нем столько, как мать, отец, бабушки, дедушки, братья, сестры [5, с. 25].

Главная значимость семьи определена ее  глубочайшим воздействием  на всю совокупность физиологической и духовной жизни растущего в ней человека [19, с. 92]. Семья для детей считается исходной площадкой социализации. Воздействие семьи, в огромной степени на начальный период жизни детей, многократно превосходит всевозможные прочие ресурсы и методы воспитания. Согласно воспитательскому воздействию семья имеет большее влияние, по отношению к школе, товарищам, социальным учреждениям, трудовым коллективам, литературе и искусству [6, с. 34]. Это позволило педагогам представить довольно точную взаимозависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Практически всегда роль семьи в формировании личности определяется зависимостью – какова семья, таков и выросший в ней человек.


1.2 Семья и успешность обучения младших школьников

Ориентируясь на младший школьный возраст об успехе в обучении необходимо говорить только в контексте какого-то достижения и о том, что этот факт был признан. В таком случае необходимо рассматривать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания детей, так как в педагогическом процессе благополучность его соучастников взаимосвязана и взаимообусловлена [7, с. 10].

Поступая в среднее учебное заведение, ребенок становится школьников – меняется его статус, при этом у него появляются новые обязанности.

Учитель выступает представителем общества: он направляет ребенка в том, как вести себя, что и как делать. Любой учащийся желает являться  успешным: приобретать отличные оценки, найти в классе новых друзей и т. п. Присутствие у него такого осознанного стремления в школьной жизни считается посылом свершения желанного успеха, извлечения одобрения и поддержки со стороны значимых лиц. В данном случае эффективность поддержки ребенку со стороны учителя и семьи заметно увеличивается [8, с. 78].

В современной начальной школе колоссальный интерес уделяется проблеме влияния  семьи на процесс обучения младших школьников. 
Существуют  разнообразные методы  и направления развития заинтересованности к процессу обучения: в школе одни способы, дома другие. Поэтому для развития заинтересованностей у ребенка просто необходимо тесное сотрудничество семьи и школы [9, с. 145].

Развитие заинтересованности невозможно в отрыве от воспитания всей личности человека. Для  развития интереса у ребенка нужна «почва», которую  и обязаны подготавливать отец с матерью с самого детства у собственных детей.

Интерес к учебе необходимо намеренно развивать: порождать положительное отношение  к деятельности и предметам. Это возможно только при наличии у ребенка эмоционального отношения к делу. Отец с матерью, в свою очередь, обязаны попытаться обеспечить развитие у ребенка того самого эмоционального отношения. Данному содействуют [10, с. 186]:

- пример матери и отца, старших сестер и братьев;

- совместная деятельность;

- беседы о роли знаний;

- активный отдых, походы, семейный выезд за город, на природу (красота природы, ее необычность и смена обстановки активизируют эмоциональную сферу личности, что приводит к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире);


- экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой,  а также формируется учебно-познавательный интерес;

- положительный результат, успех. Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность школьника неоспоримо [11, с. 22].

Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в том числе и в умственной, укрепляются у них  с каждой новой удачной работой. Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности школьника, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем познавательных интересов) [18, с. 28].

Формирование психологической ситуации порождает у детей  желание узнать что-то новое, интересное, желание улучшать собственную  умственную деятельность. В психологической ситуации познавательный интерес представляется как отношение и мотив. Эмоциональная атмосфера, «настраивающая» детей на познавательную работу, формируется с наиболее различных факторов, обладающих подходом и к содержанию учебного использованного материала, и к ходу деятельности, и к коллективу обучающихся. Комплекс всех этих обстоятельств формирует подходящий  эмоциональный тонус работы и в подкреплении познавательного интереса обладает весьма большим значением [12, с. 312].

Следует иметь в виду, что создание положительного отношения к учению, к труду и к другим видам деятельности формируется в основном в школе; имеет громадное значение весь стиль работы школы, личности и мастерство учителя. Поэтому вся работа родителей по воспитанию предпосылок интереса, а также по формированию самого познавательного интереса должна идти в тесном контакте со школой, с учителем.
Как воспитать сознательность, ответственное отношение  к делу?

Решающую  роль играет, конечно, школа, но от родителей  зависит понимание ребенком значения тех видов деятельности, с которыми он знакомится помимо школы [13, с. 51].

Общественная  направленность труда ребенка, уважение к нему, понимание – в сильной  степени зависит от родителей.
Их  собственная сознательность, ответственность  по отношению к своим обязанностям, строгое их выполнение, добросовестное отношение к работе воспитывает и в детях чувство ответственности.

Демонстрация фактического использования познаний  в  взаимосвязи с жизненными проектами, демонстрация достижений побуждает  познавательную активность, стремление достигнуть подобного уровня, желание к самосовершенствованию [14, с. 110].