Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Семья: понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Повторно исследуем психологический климат в полных семьях (рисунок 2.12).

Рисунок 2.12 – Исследование климата внутри семьи

Из рисунка 2.12, следует отметить, что в целом психологический климат внутри семьи улучшился, родители стараются не допускать конфликтов между собой при детях, повысился параметр уважительного отношения детей к родителям. Снизился показатель предпочтения одного родителя. К сожалению, те исследуемые семьи, в которых детей воспитывали дедушки и бабушки, не изменили своего показателя, что опять связано с профессиональным положением родителей.

Последним параметром исследования на данном этапе вынесем посещение детей с родителями школьных мероприятий, совместных выходов в театр, кино, кафе, поездкам на отдых (рисунок 2.13):

Рисунок 2.13 – Исследование совместного времяпровождения

Как видим из рисунка 2.13, показатели оценки изменились, даже занятые родители стараются уделить внимание своим детям.

Давая оценку педагогической культуре родителей до и после эксперимента, следует отметить ее изменение в лучшую сторону (рисунок 2.14).

Рисунок 2.14 – Оценка педагогической культуры родителей до и после эксперимента

Таким образом, необходимо отметить, что постоянная работа над педагогической культурой родителей ведет к ее росту и правильному воспитанию подрастающего поколения.

Исходя из вышесказанного, следует сделать следующие выводы:

В исследовании влияния роли семьи на обучение младшего школьника приняли участие семьи учащихся 1-2 классов ГУО «СШ № 24 г. Бобруйска».

По итогам диагностического исследования отмечено, что в исследуемых семьях в большинстве случаев диагностируется гиперпротекция, недостаточность требований – обязанностей, недостаточность требований – запретов к ребенку и минимальность санкций за нарушения. Т.е. родители опекают своих детей в выполнении заданий, заданных на дом, вплоть до того, что выполняют их сами. За полученные низкие отметки и невыполнение заданий в школе существуют самые низкие наказания – лишение компьютерных игр. Необходимо отметить высокую степень опеки матери над ребенком. В результате исследования отмечено, что в большинстве случаев психологические причины нарушений такого влияния на обучение ребенка со стороны семьи, обусловлены психологическими проблемами матери. Проблемы матери решаются за счет ребенка, это диагностируется в семьях, переживших развод. Пики показателей отмечены по шкалам воспитательной неуверенности, вынесение конфликта между бывшими супругами в сферу воспитания и предпочтение в ребенке женских качеств.


Исследуя психологический климат в полных семьях отметить, что в целом внутри семьи отношения хорошие. Родителей дети уважают. Часть детей в своем большинстве воспитывают бабушки и дедушки, что связано с профессиональным положением родителей. Однако тоже существуют минимальные требования к обучению в школе со стороны родителей и низкая система наказаний. В таких семьях опека над детьми меньше и требований больше, однако, родители считают – ребенок пошел в школу и теперь он забота в обучении именно со стороны учителя. Если что-то непонятно, то существует репетиторы. Такая ситуация сложилась именно из-за крайней занятости родителей.

Анализируя совместное посещение детей с родителями школьных мероприятий, совместных выходов в театр, кино, кафе, поездкам на отдых. 32 родителя постоянно посещают вместе с детьми школьные мероприятия. Совместным выходам в театр, кино, кафе, поездкам на отдых отдают предпочтение 30 человек. Из исследуемых 26 человек ответило, что имеют очень мало времени на совместный отдых, что чаще всего связано с профессиональной деятельностью родителей.

На втором этапе были проведены мероприятия для формирования более корректного отношения родителей к обучению ребенка в семье – это беседы с родителями, работа с психологом, посещение кино и спортивного мероприятия, а также преодоление психологических проблем в воспитании младших школьников.

На третьем этапе были повторно проанализированы данные диагностики, что позволило определить изменение в исследуемых семьях по отношению к ребенку до и после эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанного исследования были сделаны следующие выводы:

Семья содержит в себе супружеские взаимоотношения  между мужем и женой, с обязанностями, присвоенными  окружением, семья охватывает и наиболее обширную область семейных отношений: отца с матерью и ребенком, с родными и необходимыми  людьми.

Развитие ребенка  в семье – единое название для процессов действий влияния на ребенка со стороны отца с матерью и иных членов семьи с целью свершения нужных результатов.

Чтобы воспитать полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы чтобы отец с матерью делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама атмосфера в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в облике мамы  или папы тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, веру в результат.


В исследовании влияния роли семьи на обучение младшего школьника приняли участие семьи учащихся 1-2 классов ГУО «СШ № 24 г. Бобруйска».

По итогам диагностического исследования отмечено, что в исследуемых семьях в большинстве случаев диагностируется гиперпротекция, недостаточность требований – обязанностей, недостаточность требований – запретов к ребенку и минимальность санкций за нарушения. Т.е. родители опекают своих детей в выполнении заданий, заданных на дом, вплоть до того, что выполняют их сами. За полученные низкие отметки и невыполнение заданий в школе существуют самые низкие наказания – лишение компьютерных игр. Необходимо отметить высокую степень опеки матери над ребенком. В результате исследования отмечено, что в большинстве случаев психологические причины нарушений такого влияния на обучение ребенка со стороны семьи, обусловлены психологическими проблемами матери. Проблемы матери решаются за счет ребенка, это диагностируется в семьях, переживших развод. Пики показателей отмечены по шкалам воспитательной неуверенности, вынесение конфликта между бывшими супругами в сферу воспитания и предпочтение в ребенке женских качеств.

Исследуя психологический климат в полных семьях отметить, что в целом внутри семьи отношения хорошие. Родителей дети уважают. Часть детей в своем большинстве воспитывают бабушки и дедушки, что связано с профессиональным положением родителей. Однако тоже существуют минимальные требования к обучению в школе со стороны родителей и низкая система наказаний. В таких семьях опека над детьми меньше и требований больше, однако, родители считают – ребенок пошел в школу и теперь он забота в обучении именно со стороны учителя. Если что-то непонятно, то существует репетиторы. Такая ситуация сложилась именно из-за крайней занятости родителей.

Анализируя совместное посещение детей с родителями школьных мероприятий, совместных выходов в театр, кино, кафе, поездкам на отдых. 32 родителя постоянно посещают вместе с детьми школьные мероприятия. Совместным выходам в театр, кино, кафе, поездкам на отдых отдают предпочтение 30 человек. Из исследуемых 26 человек ответило, что имеют очень мало времени на совместный отдых, что чаще всего связано с профессиональной деятельностью родителей.

На втором этапе были проведены мероприятия для формирования более корректного отношения родителей к обучению ребенка в семье – это беседы с родителями, работа с психологом, посещение кино и спортивного мероприятия, а также преодоление психологических проблем в воспитании младших школьников.


На третьем этапе были повторно проанализированы данные диагностики, что позволило определить изменение в исследуемых семьях по отношению к ребенку до и после эксперимента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Акивис, Д.С. Отцовская любовь / Д.С. Акивис. – М.: Профиздат, 2014. – 208 с.

2 Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей / Н. Аккерман  // Семейная психотерапия. – СПб.: Издательство «Питер», 2014. – 329 с.

3 Алешина, Ю.Е.  Индивидуальное и семейное психологическое консультирование/ Ю.Е. Алешина. — Изд. 2‑е. — М.: Независимая фирма «Класс», 2014. —208 с.

4 Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г. М. Бреслав. – М.: Педагогика, 2016. – 345 с.

5 Буянов, М.И. Воспитание детей в неполной семье/ М.И. Буянов. – М., Педагогика, 2015. – 265 с.

6 Буянов, М.И. Ребенку нужна родительская любовь/ М.И. Буянов. – М.: Знание, 2014. – 80 с.

7 Валлерштейн, Дж.В. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 2014. – 563 с.

8 Владин, В.З. Гармония семейных отношений / В.З. Владин. – Алма-Ата.: Солнце, 2013. – 278 с.

9 Воспитание детей в неполной семье / Н.М. Ершова. – М.: Прогресс, 2014. – 456 с.

10 Гозман, Л.Я. Психологические проблемы семьи / Л.Я. Гозман // Вопросы психологии. – 2015. – №2. - С. 186–187.

11 Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2011. – 111 с.

12 Дорно, Н.В. Современный брак: проблемы и гармония / Н.В. Дорно. – М.: Педагогика, 2014. – 380 с.

13 Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М.: Юнити, 2014. – 350 с.

14 Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. – М.: Юнити, 2012. – 410 с.

15 Куковякин, Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам / Г.В. Куковякин. – Тверь: Дора, 2011. – 314 с.

16 Кулик, Л.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик. – М.: Дело, 2014 – 356 с.

17 Масоликова,  Н.Ю. Проблемы психосексуального развития и воспитания детей в современных условиях / Н.Ю. Масоликова. – Л.: Психологическая наука и образование, 2010. – №4. – с. 23.

18 Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоева. – М., 2014. – 328 с.

19 Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.


20 Рогов,  Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2013. – 529 с.

21 Соловьев, Н.Я. Семья в обществе / Н.Я. Соловьев. – М.: Политиздат, 2013. – 63 с.