Файл: Особенности социального развития дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из анализа рисунка 2.5, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает по профессиональному разделению преобладает торговая сфера, на втором месте – сфера образования и здравоохранения.

Следующим параметром исследования на данном этапе вынесем посещение детей с родителями различных мероприятий, совместных выходов в театр, кино, кафе, поездкам на отдых – т.е. совместное проведение внедомашнего досуга (рисунок 2.6):

Рисунок 2.6 – Исследование совместного времяпровождения

Как видим из рисунка 2.6, 32 родителя постоянно посещают вместе с детьми мероприятия. Совместным выходам в театр, кино, кафе, поездкам на отдых отдают предпочтение 30 человек. Из исследуемых 26 человек ответило, что имеют очень мало времени на совместный отдых, что чаще всего связано с профессиональной деятельностью родителей.

Следующим параметром исследуем особенности социального воспитания в семье в течение времени свободного от рабочих обязанностей или домашних дел (вечернее время) с точки зрения ребенка. Особенностью этого параметра является тот факт, что он исследует постоянное взаимодействие детей и родителей – т.е. социальное воспитание со стороны родителей. Рассмотрим рисунок 2.7:

Рисунок 2.7 – Исследование особенности социального воспитания в семье в течение времени свободного с точки зрения ребенка (вечернее время)

По мнению самих детей, у родителей нет времени, чтобы общаться с ними вечером. Такие ответы были получены от 25 детей, чьи семьи были обследованы в разрезе семейного досуга. Также появились ответы – беседы – 17 ответов, просмотр семейного видео – 18 ответов, настольные игры и просмотр детских кинофильмов – по 15 ответов соответственно.

Таким образом, было выяснено, что отношения внутри исследуемых семей нормальные, родители стараются проводить больше времени со своими детьми, однако современный темп жизни, работа оставляют на это маленький процент времени. Однако родители приходят на мероприятия, ездят на отдых, посещают кинотеатры, кафе – т.е. проводят с детьми свой досуг, в разрезе которого стараются заниматься социальной стороной воспитания ребенка. По мнению опрошенных детей, им недостаточно времени, которое уделяется родителями в разрезе социального воспитания.

Мониторинг социально-нравственной воспитанности детей в семье и детском саду по методике А.В. Липницкой показал, что большинство детей имеют представления о культуре поведения и выполняют их в привычной обстановке, однако в новых условиях они могут испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремятся к согласованным действиям. Осуществляют элементарный самоконтроль. Проведенная диагностика социальных навыков позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у старших дошкольников (рисунок 2.8).


Рисунок 2.8 – Анализ диагностики социальных навыков исследуемых старших дошкольников, %

В результате анализа было выяснено, что на низком уровне развития социальных навыков находилось 30 % детей. Дети не проявляли интереса к различным сторонам жизни: истории города и т. д. Слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих.

На среднем уровне развития социальных навыков оказалось 50 % детей. Эти дети характеризовались вниманием к эмоциональному состоянию других, проявляли сочувствие. Выражали интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляли внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.

Наименьшее количество детей (20 %) находились на высоком уровне развития социальных навыков. Данная подгруппа детей, охотно вступала в общение. Умели сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимали эмоциональное состояние людей, активно выражали готовность помочь, нацелены на самостоятельность.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень развития социальных навыков, что говорит о необходимости его развития.

Рассмотрим таблицу 2.1:

Таблица 2.1

Результаты проведения мониторинга социально-нравственной воспитанности детей в семье и ГУО «Ясли-сад № 56 г. Бобруйска» (на основе методических наработок А.В.Липницкой)

Имя

Общение со взрослым

Общение со сверстником

Отношение к самому себе

ИТОГОВЫЙ уровень социально-нравственной воспитанности

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

Алина М.

7

Низкий

4

Низкий

19

Средний

Низкий

Максим Г.

15

Средний

9

Средний

18

Средний

Средний

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

7

8

Настя А.

21

Высокий

15

Средний

22

Высокий

Высокий

Денис Т.

6

Низкий

3

Низкий

9

Низкий

Низкий

Алеша М.

22

Высокий

14

Высокий

26

Высокий

Высокий

Костя К.

23

Высокий

15

Высокий

25

Высокий

Высокий

Даша И.

22

Высокий

15

Высокий

26

Высокий

Высокий

Лиза К.

6

Низкий

4

Низкий

9

Низкий

Низкий

Диана С.

15

Средний

10

Средний

26

Высокий

Средний

Матвей Т.

16

Средний

11

Средний

16

Средний

Средний

Илья Т.

23

Высокий

14

Высокий

25

Высокий

Высокий

Софья Д.

17

Средний

9

Средний

17

Средний

Средний

Саша С.

6

Низкий

3

Низкий

15

Средний

Низкий

Алеша К.

5

Низкий

2

Низкий

9

Низкий

Низкий

Наташа В.

14

Средний

12

Средний

18

Средний

Средний

Глеб К.

15

Средний

11

Низкий

17

Средний

Средний

Таня А.

15

Средний

10

Средний

11

Низкий

Средний

Алеша Ман.

21

Высокий

13

Высокий

25

Высокий

Высокий

Настя Ал.

6

Низкий

2

Низкий

16

Средний

Низкий


Итак, в результате проведенного исследования уровня социально-нравственной воспитанности, можно отметить, что большая часть семей испытывает трудности в общении с ребенком, не понимает его проблем и сложностей. Мы выяснили, что дети отмечают недостаточную заинтересованность родителей в общении с ними (в силу занятости на работе и сложностей повседневной жизни), уровень социальной воспитанности в целом по исследуемым группам по итогам поведенного мониторинга – невысок – лишь у 6 детей (30 % обследуемых) был определен высокий уровень социального воспитания детей – это дети, которые охотно вступают в общение. Выполняют правила социально-нравственного поведения со взрослыми и сверстниками, усвоенные в семье и детском саду. Проявляют умение понять ситуацию и эмоциональное состояние окружающих, не только близких, но и незнакомых людей. Стремятся к самостоятельности. В играх с правилами в случае недоразумений ссылаются на правила игры.

Средний уровень выявлен у 7 дошкольников (35 %) – это дети, которые стремятся к положительным формам социально-нравственного поведения. Он имеют представления о культуре поведения и выполняют их в привычной обстановке, однако в новых условиях могут испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремятся к согласованным действиям. Осуществляют элементарный самоконтроль. Внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие. Выражают интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляют внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.

Низкие результаты отмечены у 7 детей (35 %) – это дети, социально-нравственное поведение которых и их общение с окружающими неустойчиво, ситуативно. Хотя они имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не складывается. Дети испытывают трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляют интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т.д.


2.2 Организация работы по формированию и совершенствования основ социального развития детей. Повторная диагностика

Для формирования и совершенствования социального развития родителей и детей на втором этапе исследования были проведены:

1 Беседы с родителями (посетили 12 человек).

2 Проведены занятия на формирование взаимопонимания между детьми и родителями (посетили 48 человек).

3 Был проведен совместный спортивный праздник. Его посетили 55 родителей.

- Мини-игра «Зарница» для третьих классов – игра была основана на выполнении заданий для детей именно 8-9 лет. Для прохождения заданий участников игры разделили на четыре команды, которые должны были выполнить следующие задания – завязать определенными узлами веревку, переправить свою команду через быструю реку, добыть спрятанную информацию о дислокации чужой команды и другое.

Рассмотрим таблицу 2.2, где указаны результаты мини-игры «Зарница»:

Таблица 2.2

Результаты мини-игры «Зарница»

№ задания

1 команда «Наши!»

2 команда

«Мы – первые!»

3 команда

«Бравые ребята»

4 команда

«Победители»

1

7

8

8

8

2

8

7

7

7

3

9

9

9

10

4

6

6

6

5

5

7

7

7

7

6

8

8

8

7

Общий балл

45

45

45

44

На игре обязательно присутствовали родители участников.

4 Организован совместный поход в кино (фильм «Красавица и чудовище» 15 декабря) (посетили 25 родителей).

5 Заинтересованные родители могли пообщаться с педагогом-психологом (посетили 12 человек).

6 Организация 2-х экскурсий – совместные поездки в аквапарк «Фристайл» в Минск, а также на экскурсию в Бобруйскую крепость с обязательным рассказом о героическом подвиге солдат в Великую Отечественную войну, рассказано как использовалась крепость в войне с Наполеоном и какие планы на возрождение исторического памятника сегодня. На указанной экскурсии присутствовало 15 родителей учащихся.


Была проведена экскурсия в сладкое королевство на предприятие ОАО «Красный Пищевик», где учащимся показали цехи по производству мармелада и шоколадного зефира. Руководство предприятия сделала сладкие подарки экскурсантам, и предложило придти к ним на работу после окончания учебы.

В итоге после работы с родителями была повторно проведена диагностика влияния роли семейного досуга.

Повторно исследуем психологический климат в семьях (рисунок 2.9).

Рисунок 2.9 – Исследование климата внутри семьи

Из рисунка 2.9, следует отметить, что в целом психологический климат внутри семьи улучшился, родители стараются не допускать конфликтов между собой при детях, повысился параметр уважительного отношения детей к родителям. Снизился показатель предпочтения одного родителя. К сожалению, те исследуемые семьи, в которых детей воспитывали дедушки и бабушки, не изменили своего показателя, что опять связано с профессиональным положением родителей.

Следующим параметром исследования на данном этапе вынесем посещение детей с родителями школьных мероприятий, совместных выходов в театр, кино, кафе, поездкам на отдых (рисунок 2.10):

Рисунок 2.10 – Исследование совместного времяпровождения для социального развития

Как видим из рисунка 2.10, показатели оценки изменились, даже занятые родители стараются уделить внимание своим детям.

Следующим параметром исследуем особенности социального развития в семье в течение времени свободного от рабочих обязанностей или домашних дел (вечернее время) с точки зрения ребенка – т.е. проведение совместного домашнего досуга. Рассмотрим рисунок 2.11:

Рисунок 2.11 – Исследование особенностей социального развития в семье в течение времени свободного от рабочих обязанностей или домашних дел с точки зрения ребенка (вечернее время)

По мнению самих детей, родители стали больше уделять им времени, проводить прогулки, поездки, беседовать, играть, просматривать фильмы, объяснять понятия и явления.

Рассмотрим оценку организации социального развития до и после эксперимента, следует отметить ее изменение в лучшую сторону (рисунок 2.12).

Рисунок 2.12 – Оценка организации социального развития до и после эксперимента

Таким образом, необходимо отметить, что постоянная работа над организацией социального воспитания ведет к ее росту и правильному воспитанию подрастающего поколения.

Исходя из вышесказанного, следует сделать следующие выводы: