Файл: Особенности социального развития дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дошкольный возраст ребенка является существенным периодом развития общественного формирования  и поведения, важным этапом его социального воспитания [16].

Социальное формирование ребенка – это овладение обычаями сообщества, культуры, среды, в которой малыш растет, развитие его ценностей, способностей общения. В самом младенческом возрасте ребенок определяет первоначальные контакты с находящимися вокруг него миром. Постепенно дошкольник обучается устанавливать контакты со старшими и доверять им, регулировать своим телом и действиями, создавать собственную речь и оформлять ее текстом.

С целью развития гармоничного общественного развития дошкольника необходимо уделять ему и его любопытству наибольшее количество времени и внимания. Данное взаимодействие, разъяснения, чтение, игры, словом, вооружение дошкольников максимумом данных о человеческой среде, законах и нормах общения, поведения [17].

Семья на первоначальной стадии считается основной ячейкой передачи познаний, собранных ранее. С этой целью родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны должны сформировать в своем жилище наилучшую эмоциональную атмосферу. Это обстановка доверия, почтения, которые и называются изначальным социальным воспитанием детей.

Общение – ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях «дети-родители». Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок – это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

Социальное воспитание  – база общественного формирования  ребенка. Непосредственно в дошкольном возрасте совершается развитие концепции отношений между детьми и взрослыми, становятся более сложными занятия детской деятельности, создается совместная деятельность детей [17].

В раннем детстве ребята усваивают обширную область операций с рядом объектов, они раскрывают для себя возможности использования этих предметов. Данное «открытие» также приводит дошкольника к взрослому как носителю метода исполнения данных действий. Но также взрослый является примером, с каковым дошкольник себя сопоставляет, коего наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки тщательно исследуют  мир старших, подчеркивая отношения между ними, методы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника – это понимание общества  человеческих взаимоотношений, изобретение дошкольником законов взаимодействия между людьми, то есть общепринятых норм поведения. Желание дошкольника стать взрослым и взросление состоит в руководстве своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.  


Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей – отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров [18].

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья» или, как говорят дети, «в папу и маму», то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем «идти в гараж ремонтировать машину». Они могут давать указания своей «половине» купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения – приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат – зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Социальное воспитание дошкольника –  это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.  Социальное воспитание – это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде [19].


Социальное воспитание дошкольников – это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Поскольку в своем большинстве родители – люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.

Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям [20]. Такие задачи социального развития детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении. Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае – группы детского сада. Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.

Ребенок доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» – такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя – руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми [19].

Таким образом, социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе – это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка, таким образом, формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве.


Исходя из вышесказанного, следует сделать следующие выводы:

1) В любом обществе большую роль играет воспитание. Это почти самая главная функция любой человеческой группы. Ведь если новое поколение не пройдет школу взаимодействия в социальном аспекте, то оно не будет способно выжить и воспитать следующее поколение. Воспитание – это направленное развитие определенных качеств ребенка, личности, необходимых для его совершенного формирования.

2) Социальное воспитание – педагогически направленная и необходимая концепция социальной поддержки, которая необходима детям дошкольного возраста в период их введения в общественную деятельность. Она подразумевает полное применение в воспитательно-образовательном процессе всех материалов, методик, какими обладает социум, для развития личности и ее соответствия условиям развития сообщества.

3) Общественные навыки приобретается ребенком в общении и зависят от разнообразия социальных взаимоотношений, которые ему предоставляются ближайшим обществом. Развивающая сфера в отсутствии активной позиции взрослого, сосредоточенной на передачу цивилизованных форм отношений в человеческом обществе, социального опыта не имеет. Усвоение детьми дошкольного возраста общечеловеческих навыков, накопленного предшествующими поколениями, совершается только в коллективной деятельности и общении с другими людьми. Непосредственно именно таким образом дошкольник овладевает речью, новыми познаниями и умениями; у него создаются личные убеждения, внутренние ценности и потребности, закладывается характер.

4) Социальное развитие ребенка дошкольного возраста – это слаженно осуществлять взаимоотношения в коллективе детей, уметь выполнить ряд порученных воспитателем, родителями, бабушками и дедушками заданий, постепенно взрослеть и переходить на более высокий и взрослый уровень развития социальных взаимоотношений.

2. Исследование социального развития детей дошкольного возраста


2.1 Организация и проведение исследования социального развития детей дошкольного возраста

В исследовании организации семейного досуга приняли участие семьи воспитанников старших групп ГУО «Ясли-сад № 56 г. Бобруйска», среди них было отобрано 60 семей.

1) На первом этапе был выявлен социальный статус семей и возможности родителей заниматься социальным воспитанием своих детей. Отобранные семьи на основе данных документов воспитателей и анкет родителей (Приложение А) были проанализированы по следующим параметрам (анкета автора работы):

- полные или не полные семьи;

- количество детей в семье;

- уровень образования родителей;

- возраст родителей;

- профессиональный параметр родителей;

- совместное посещение с детьми ряда мероприятий;

- социальное воспитание во время совместного времяпрепровождения.

2) Мониторинг социально-нравственной воспитанности детей в семье и детском саду (на основе методических наработок А.В.Липницкой).

Первый параметр – это анализ количества полных и неполных семей (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Анализ количества полных и неполных семей

Исходя из анализа рисунка 2.1, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает количество полных семей.

Второй параметр – это анализ количества детей (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Анализ количества детей в семье

Исходя из анализа рисунка 2.2, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает количество семей с тремя детьми, чему способствует социальная политика страны.

Третий параметр – это анализ уровня образования родителей (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Анализ уровня образования родителей

Исходя из анализа рисунка 2.3, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает количество родителей с высшим образованием, только 5 человек имеют среднее образование – это молодые родители в возрасте до 20 лет. Четвертый параметр – это анализ возрастного параметра родителей (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 – Анализ возрастного параметра

Исходя из анализа рисунка 2.4, следует отметить, что в исследуемой группе преобладает количество родителей в возрасте 24-35 лет, следующая преобладающая группа – это 35-40 лет. Родителей в возрасте до 23 лет – пять человек. Старше 50 лет – 1 человек, в возрасте 40-50 лет – 12 человек.

Пятый параметр – это анализ профессий родителей (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 – Анализ возрастного параметра