Файл: Понятие и содержание права собственности. Защита права собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Институт права собственности выполняет в обществе 3 основные функции:

1) нормы права собственности устанавливают принадлежность того или иного имущества определенным лицам;

2) закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

3) предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника 77, с. 211.

Право собственности в субъективном смысле – это закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе.

Содержание права собственности составляет принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом 72, с. 155.

Правомочие владения – это юридически обеспеченная возможность фактического обладания вещью, осуществления хозяйственного господства собственника над ней.

Владение вещью может быть законным и незаконным. Законным называется владение, которое опирается на какое-либо правовое основание, т.е. на юридический титул владения. Законное владение часто именуется титульным. Незаконное владение на правовое основание не опирается, а потому является беститульным. Вещи, по общему правилу, находятся во владении тех, кто имеет то или иное право на владение ими. Указанное обстоятельство позволяет при рассмотрении споров по поводу вещи исходить из презумпции законности фактического владения. Иными словами, тот, у кого вещь находится, предполагается имеющим право на владение ею, пока не доказано обратное 71, с. 166 .

Незаконные владельцы, в свою очередь, подразделяется на добросовестных и недобросовестных. Владелец добросовестен, если он не знал и не мог знать о незаконности своего владения. Следовательно, для признания владельца добросовестным, необходимо наличие у него основания, переносящего на него право собственности. При этом он не должен знать о пороках этого основания, лишающего его юридических последствий. Покупатель, приобретая по договору купли-продажи вещь, ошибочно считает себя собственником, не зная, что данная вещь была украдена, а лицо, выступавшее в качестве продавца, не имело право ее отчуждать 70, с. 72.

Владелец недобросовестен, если он об этом знал или должен был знать о незаконности своего владения. В соответствии с общей презумпцией добросовестности участников гражданских прав и обязанностей (п. 3 ст. 10 ГК РФ) следует исходить из предположения о добросовестности владельца.


Деление незаконных владельцев на добросовестных и недобросовестных имеет значение при расчетах между собственником и владельцем по доходам и расходам, когда собственник истребует свою вещь с помощью виндикационного иска, а также при решении вопроса, может ли владелец приобрести право собственности по давности владения или нет 63.

Правомочие пользования – юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств для удовлетворения потребностей в процессе ее использования, а также возможность получения от нее плодов, доходов, продукции. Оно тесно связано с правомочием владения, так как можно пользоваться имуществом, только фактически владея им 62.

Право пользования может предаваться собственником другим лицам на основании договора и в установленных им пределах. Право пользования переходит преимущественно в соединении с правом владения, но допускается и передача лишь права пользования, когда его осуществление возможно отдельно от владения, например, при предоставлении банковского сейфа без ответственности банка за его содержимое (п. 4 ст. 922 ГК РФ 14).

Правомочие распоряжения – это возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения ее принадлежности (при передаче вещи в собственность, во владение и пользование), состояния или назначения (при переработке вещи, уничтожении ее). Правомочие распоряжения присуще в полном объеме только собственнику, но оно может быть передано и другим лицам. Элементами права распоряжения наделяются обладатели вещных прав, которые вправе распоряжаться имуществом собственника самостоятельно в пределах, установленных законом. Так, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе самостоятельно распоряжаться, по общему правилу, движимым имуществом. Право распоряжения может в отдельных случаях осуществляться и несобственником, в частности при продаже с публичных торгов по решению суда жилого помещения при виновном поведении его собственника 60, с. 43.

Право пользования и право распоряжения тесно взаимосвязаны, и их разграничение в ряде случаев затруднено.

Дискуссионным в литературе остается вопрос о том, какое правомочие – пользования или распоряжения осуществляется собственником при потреблении вещи, которое ведет к ее уничтожению в результате однократного использования . Представляется, что в данном случае имеет место право распоряжения, так как только собственник, обладающий данным правомочием, имеет возможность использовать вещи, потребление которых сопряжено с их уничтожением. Несобственнику право пользования может передаваться исключительно на не потребляемые вещи 43, с. 88.


Способы реализации правомочия распоряжения различны, однако, законодатель особо выделил возможность собственника передавать имущество в доверительное управление (п. 4 ст. 209 ГК РФ). В законе прямо указывается, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему.

Перечисленные выше правомочия составляют триаду, которой в целом охватывается многообразие действий собственника с принадлежащим ему имуществом.

«Триада» была сформулирована в работе 1813г. В.Г. Кукольника, а затем использована М.М. Сперанским при создании Свода законов Российской Империи для осуществления скрытой рецепции статья 544 Кодекса Наполеона 77, с. 218. Охранялась она в советском и в постсоветском гражданском законодательстве.

Вместе с тем следует учитывать, что перечень правомочий собственника по-разному определяется в законодательствах других стран. В частности, в странах англосаксонской системы права в перечень правомочий собственника включаются более десяти элементов (помимо трех известных перечисляются такие, как право на управление, право на доход, право передавать вещь и т.д.), которое в сочетании дают около полутора тысяч вариантов права собственности 44.

При создании Закона «О собственности в РСФСР» 24, а затем и ГК РФ, предлагалось наряду с названными правомочиями указать правомочие по управлению имуществом, однако, по словам С.А. Хохлова, одного из разработчиков Гражданского кодекса, законодатель посчитал нужным следовать российским традициям 52, с. 13.

Раскрытие содержания права собственности еще не завершается определением принадлежащих собственнику правомочий. Дело в том, что одноименные правомочия могут принадлежать не только собственнику, но и иному лицу, в том числе носителю права хозяйственного ведения или права пожизненно наследуемого владения. Необходимо поэтому выявить специфический признак, который присущ указанным правомочиям именно как правомочиям собственника. Он состоит в том, что собственник принадлежащие ему правомочия осуществляет по своему усмотрению. Применительно к праву собственности, осуществление права по своему усмотрению, в том числе и распоряжение им, означает, что власть (воля) собственника опирается непосредственно на закон и существует независимо от власти всех других лиц в отношении той же вещи. Власть же всех других лиц не только опирается на закон, но и зависит от власти собственника, которая обусловлена ею 75, с.102.


Всеобъемлющий характер правомочий собственника в российском гражданском праве раскрывается путем указания на то, что они осуществляются им «своей властью и в своем интересе», «по своему усмотрению», «независимо от третьих лиц». В ГК РФ указывается, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия (п. 2 ст. 209 ГК РФ) 15.

Всеобъемлющий характер правомочий собственника не исключает возможность его ограничения. Необходимость ограничений обуславливается социальной функцией права собственности, которая присуща ему в современном обществе 71, с. 284.

Ограничения состоят:

а) в обязанности собственника чего-либо не делать из того, что он мог бы по содержанию права собственности делать;

б) в обязанности что-либо терпеть со стороны других, чего он, по содержанию права собственности, мог бы и не допускать .

Первое ограничение представляет собой пределы осуществления права собственности. Второе ограничение собственника заключается в обременении его имущества вещными правами, в связи, с чем они именуются также ограниченными правами.

Пределы осуществления права собственности устанавливаются, во-первых, законами и иными правовыми актами, во-вторых, правами и охраняемыми законом интересами других лиц.

Так, собственник не вправе владеть ограниченно оборотоспособной вещью без специального разрешения, даже если она оказалось в его владении по основаниям, допускаемым законом (ст. 238 ГК РФ). Пользование собственником жилым домом ограничивается п. 3 ст. 288 ГК РФ запрещением размещения в нем промышленных производств. Односторонний отказ от права собственности на вещь, как способ распоряжения ею, не влечет освобождение собственника от обязанностей по ее содержанию до приобретения на нее права собственности другим лицом (ст. 236 ГК РФ). В случаях, прямо установленных законом, собственник может быть лишен своего права при принудительном изъятии имущества, как правило, с выплатой возмещения (ст. 235 ГК РФ) 15.

Интересы частных лиц защищаются путем установления запрета на совершение собственником действий, ущемляющих права и охраняемые законом интересы третьих лиц 65, с. 114 .

Социальное назначение права собственности обуславливает закрепление за собственником помимо прав, также и обязанностей по его содержанию, составляющих так называемое бремя собственника (ст. 210 ГК РФ). Данные обязанности связываются с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведения текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), уплате предусмотренных законом налогов, внесению различного рода сборов и платежей в государственные и муниципальные фонды и т.д. на это имущество 53.


Однако бремя содержания имущества полностью или частично может быть перенесено на других лиц, которое допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре. Так, все расходы по поддержанию в работоспособном состоянии имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения у государственного или муниципального унитарного предприятия, несет указанное предприятие, а не государство, государственное или муниципальное образование. Указанное предприятие обязано также платить налоги и совершать другие платежи, предусмотренные законом 51, с.8.

В бремя собственника включается и риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, под которым понимается возможность наступления негативных последствий, выражающихся в утрате или повреждении имущества, при отсутствии вины третьих лиц, например, в результате действия непреодолимой силы (ст. 211 ГК РФ). Предусматривается и возможность перенесения риска случайной гибели или повреждения имущества по закону или договору. Например, риск случайной гибели или порчи имущества по договору финансовой аренды (договору лизинга) возлагается на арендатора (ст. 669 ГК РФ), если иное не предусмотрено договором 48, с. 166.

Таким образом, право собственности как субъективное гражданское право есть закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, одновременно принимая на себя бремя и риск его содержания.

Общая характеристика способов защиты права собственности

Нормальный гражданский оборот предполагает не только признание за субъектами определенных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой охраны. В соответствии со сложившейся в науке традицией, понятием «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав 64, с. 88. В него включаются меры не только правового, но и экономического, политического, организационного и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав.

Наряду с таким широким пониманием охраны в науке и в законодательстве используется и понятие охраны в узком смысле слова. В этом случае в него включаются лишь те предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании, указанное, в свою очередь именуется, защитой гражданских прав 73.

В общем виде право на защиту можно определить как предоставлен-ную управомоченному лицу возможность применения мер правоохрани-тельного характера для восстановления его, нарушенного или оспариваемо-го права.