Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Изучение проблемы стресса в зарубежных и отечественных исследованиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица № 2

Результаты опросника «Психическое выгорание»

Субшкала

Уровень

Количество

%

Эмоциональное истощение

Низкий

3

20

Средний

8

54

Высокий

4

26

Деперсонализация

Низкий

5

32

Средний

6

42

Высокий

4

26

Редукция личных достижений

Низкий

3

20

Средний

7

48

Высокий

5

32

МПФУ «Университет»

2.3 Обсуждение результатов. Разработка рекомендаций по профилактике стресса

Результаты эксперимента показали, что у руководителей преобладает средняя ситуативная – (42%) и средняя личностная – (48%) тревожность. Тем не менее отмечено, значительное количество руководителей с высокой ситуативной и личностной тревожностью: (32%), (26%) соответственно.

Повышенное стрессовое состояние влияет на результативность и отношение к работе руководителя. Об этом свидетельствуют данные второго теста «Психическое выгорание»

Высокий уровень психического выгорания наблюдается по шкале «редукция личных достижений» (32% - высокая степень и 48% - средняя), что сказывается на появлении негативного отношения к своей профессии, сознательному ограничению своих возможностей, манкированию служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития.

По шкале «Деперсонализация» результаты оказались более удовлетворительные (26% - высокая степень и 42% - средняя), наблюдается излишняя комформность, частичные нарушения отношений с другими людьми.

Эмоциональное истощение, проявляющееся в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии и усталости отмечено на высоком уровне у 26 % и среднем уровне у 54%.


Избавиться от повышенной чувствительности к стрессовой ситуации и мобилизовать свои силы для эффективной работы можно за счет уменьшения количества стрессоров (например, можно снизить нагрузки, уменьшить употребление кофеин - содержащих напитков и т.п.), или же благодаря повышению стрессоустойчивости организма.

Одним из лучших способов борьбы со стрессом является изменение отношения к событиям, вызывающим стресс.

МПФУ «Университет»

Нижеприведенные рекомендации показывают, как это делается на практике.

  1. Определите самую сильную эмоцию, которую Вы испытывали в течение последних 24 часов. Обратите особое внимание на эмоциональные симптомы стресса.
  2. Сосредоточьтесь на этой эмоции. Пусть она появляется до тех пор, пока Вы не ощутите ее отчетливо. Необязательно, чтобы эмоция была сильной, достаточно лишь ощутить ее в самой малой степени.
  3. Определите ситуацию, которая вызвала стресс. Что происходило непосредственно перед тем, как у Вас возникла данная эмоция? Постарайтесь не включать в описание Ваши оценки. Ситуация — это то, что было бы на кассете, если бы Вы решили сделать видеозапись происходящего.
  4. Затем постарайтесь вспомнить свои мысли. Что Вы говорили себе в ситуации, которая вызвала Ваши эмоции? Как правило, мыслей бывает несколько. Попытайтесь вспомнить все.
  5. Определите, какая из найденных мыслей может вызвать такие эмоции в такой ситуации. Представьте себе другого человека. Если он, имея такие мысли, в подобных обстоятельствах почувствует то же, что и Вы — значит, Вы на верном пути. Если нет - повторите шаги 4 и 5.
  6. Продолжайте изучение стрессогенных (вызывающих стресс) мыслей на протяжении недели или двух. Записывайте свои мысли в ситуациях, когда Вы испытываете стресс. После накопления достаточного объема информации Вы заметите, что определённые мысли повторяются. Это те стереотипы Вашего мышления, которые вызывают у Вас стресс при попадании в определённую ситуацию.
  7. Когда Вы установите, какая мысль в данной ситуации вызывает у Вас стресс, попытайтесь найти её противоположность. Затем хорошенько продумайте эту противоположную мысль как в спокойном состоянии, так и

МПФУ «Университет»

накануне ожидаемого стресса. Если получится сделать это правильно, Вы перестанете испытывать стресс в данной ситуации.

Стресс часто сопровождается слишком сильными эмоциями. Обычно это эмоции тревожного или агрессивного ряда: страх, паника, гнев, раздражение и др. Что делать, если «эмоциональные бури» становятся слишком частыми, если эмоции дезорганизуют, делают поведение неуправляемым, мешают действовать разумно?


Попытки справиться с эмоцией в моменты ее максимального развития заранее обречены на провал. Когда эмоция уже возникла и полностью охватила человека, внимание фиксируется на испытываемых чувствах и их физиологических проявлениях, сознание сужается, а способность продуктивно мыслить временно блокируется.

Поэтому лучшее, что можно сделать при чрезмерно сильных эмоциях — это отвлечься на что-нибудь нейтральное или просто дать себе время переждать это «стихийное бедствие».

Но уменьшить частоту таких эпизодов, научиться предотвращать их — можно и нужно! И помочь в этом могут различные методы когнитивно - поведенческой психотерапии.

Дело в том, что по своей сути подобные эмоциональные проявления представляют собой рефлекторную (приобретенную, выработанную) реакцию на происходящее. Иными словами, повторяющиеся приступы чрезмерных эмоций являются своеобразной «вредной привычкой».

А самым прямым (и эффективным!) путем преодоления нежелательной привычки является выработка навыка-антагониста, контр - реакции, противоположной «правильной» привычки, которая или блокирует нежелательную эмоцию и препятствует ее распространению, или вообще предотвращает ее возникновение. Именно этот механизм используют многие методы поведенческой психотерапии: метод прогрессивной нервно-мышечной релакса-

МПФУ «Университет»

ции Э. Джейкобсона, признанный во всем мире метод лечения фобий по Дж. Вольпе и др.

Вот еще один из возможных алгоритмов работы с чрезмерными эмоциями:

  1. Вначале проанализируйте типичные ситуации, в которых возникают неуправляемые эмоции. Это можно сделать самостоятельно или вместе с другом, в сложных случаях может оказаться полезной помощь психолога или психотерапевта.
  2. Составьте полный список ситуаций, вызывающих неуправляемые эмоции. Выберите из них для дальнейшей работы одну или две, наиболее актуальные для Вас.
  3. Внимательно изучите, как данные ситуации возникают и развиваются. Обратите особое внимание на два момента: 1) когда эмоции только начинают возникать и могут быть легко изменены; 2) когда эмоции усиливаются и становятся неуправляемыми.
  4. Найдите ранние симптомы приближения неконтролируемых эмоций. Это могут быть типичные симптомы стресса (см. в статьях на сайте или в архиве рассылки) или характерное только для Вас напряжение какой-либо группы мышц, определённое положение рук и т.п.
  5. Проанализируйте все возможные варианты Ваших действий, которые могут остановить развитие нежелательных эмоций в момент их возникновения. Выберите наиболее подходящие для Вас 2-3 варианта.
  6. Используйте эти варианты как основу для выработки новых привычек, останавливающих и предупреждающих появление неконтролируемых эмоций. Если эти варианты оказались недостаточно эффективными — вернитесь к 5-му шагу или обучитесь релаксации (релаксация физиологически несовместима с эмоциональным напряжением и в силу этого является универсальным и гарантированно эффективным способом управления эмоциональным стрессом).

МПФУ «Университет»

  1. Продолжайте культивировать новые привычки и сознательно «включайте» их при каждом появлении ранних симптомов эмоционального напряжения, выявленных Вами на 4-м шаге. Продолжайте делать это до тех пор, пока новые привычки не будут отработаны до автоматизма — так, чтобы они сами «включались» при появлении первых признаков эмоционального перенапряжения (или даже до их появления).
  2. Вернитесь к списку ситуаций, составленному на 2-м шаге. Если необходимо, повторите шаги 3-7 для ситуаций, которые пока ещё вызывают чрезмерное эмоциональное напряжение.

Когда новые привычки будут включаться автоматически в любой ситуации, способной вызвать слишком сильные эмоции, проблема с неконтролируемыми эмоциями будет решена.

МПФУ «Университет»

Заключение

В заключении можно сделать вывод о том, что во – первых, стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния.

Во – вторых, возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по - разному. У одних отмечается повышение активности, у других людей наоборот, отмечается снижение активности, а эффективность их деятельности быстро падает.

В – третьих, стресс, связанный с работой называется профессиональным стрессом. Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации трудовой деятельности человека.

В – четвертых, проблема профессионального стресса является наиболее актуальной для руководящего персонала. У руководителей чаще всего встречаются такие симптомы стресса, как соматические, эмоциональные и поведенческие.

И наконец, сравнивая результаты двух методик, стоит отметить, что стрессовое состояние влияет на психологическое здоровье, которое отражается в эмоциональном плане, что приводит к психологическому дискомфорту, перенапряжению нервной системы, то есть стресс влияет на психическое здоровье.

Таким образом, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.

МПФУ «Университет»


Библиография

  1. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
  2. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. - 1996. - №17. - 64-74с.
  3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. - 2006. - № 2. - 113-123с.
  4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. -265с.
  5. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. — 200 с.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 583с.
  7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Питер, 2001. - 258с.
  8. Постылякова Ю. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2005. -№6. -35-43с.
  9. Прохорова Л.Н. Опросник «Психическое выгорание» // Управление ДОУ. – 2003. - № 4. – 16с.
  10. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
  11. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1992. - 165с.
  12. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. - 208с.
  13. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005. - 250с.
  14. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256с.

Размещено на All