Файл: Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Безопасность дорожного движения для студентов направления подготовки 23. 03. 03 Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов всех форм обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

72 72
очередь проверяют их наличие в предусмотренных местах и соответствие проектам и согласованным с Госавтоинспекцией схемам организации дорожного движения, а также наличие механических разрушений стояков и щитов и условных изображений на них, степень загрязненности поля знака.
Дорожные знаки.
Дорожные знаки размещают на автомобильных дорогах с целью обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов, для информирования пользователей дорог об условиях и режимах движения на пути и их ориентирования.
Знаки, устанавливаемые на дорогах, должны отвечать требованиям ДСТУ 4100 - 2002
"Знаки дорожные". Дорожные знаки подразделяются на 7 групп, каждая из которых имеет свою форму (треугольник, восьмиугольник, круг, квадрат и три вида прямоугольников).
Они имеют четыре типоразмера: I - малого, II - среднего, III - большого, IV - очень большого для установки на дорогах различных категорий. Группы знаков, их количество и место установки определяют схемы организации дорожного движения, разрабатываются и утверждаются дорожно-эксплуатационными организациями и согласуются с органами
Государственной автомобильной инспекции МВД ДНР.
Дорожные знаки (за исключением километровых) устанавливают изображением навстречу движению с правой стороны дороги на специальных и единых для данной дороги (маршрута) стояках. Запрещающие, предписывающие и информационно- указательные знаки и знаки приоритета могут быть установлены над проезжей частью на портальных, консольных опорах или на тросах-растяжках.
В опасных местах предупреждающие, запрещающие знаки, знаки приоритета и указательные знаки «Пешеходный переход» должны быть дублированные (повторены на одном перпендикуляре к оси дороги) с левой стороны дороги, на разделительной полосе или островке.
При установке на одной опоре нескольких знаков по горизонтали или по вертикали очередность их расположения относительно края проезжей части или сверху вниз должна быть следующей: приоритета; предупредительные; предписывающие; запрещающие; информационно-указательные; сервиса; таблички к дорожным знакам. При размещении на одной опоре знаков одной группы очередность их расположение определяют номером знака в группе.
Стойки дорожных знаков на дорогах высших категорий располагают по обочине на насыпных опорах или на откосах бровок. Стойки знаков, установленных на разделительной полосе или островке, располагают не ближе 1,5 м от края проезжей части.
Стойки портальных, консольных опор, а также стойки для тросов-растяжек располагают не ближе 4 м от края проезжей части по обочине и не ближе 3 м при установке их на разделительной полосе или островке. Стойки защищают транспортными барьерными ограждениями в соответствии с требованиями ДСТУ 2735-94 "Ограждения дорожные и направляющие устройства". При выборе места установки стояка дорожного знака учитывают требования обеспечения видимости всей его лицевой поверхности в любое время суток на расстоянии не менее 100 м.
При монтаже знака соблюдают требования ДСТУ 4100 - 20002 "Знаки дорожные.
Общие технические условия. Правила применения" по расстоянию как по горизонтали (от бровки обочины или кромки проезжей части до края знака), так и по вертикали (от поверхности дорожного покрытия до нижней грани знака). За пределами населенного пункта знак располагают на высоте от 1,5 до 2,2 м; в населенном пункте при установке на стойки - на высоте от 2 до 4 м.
Дорожные знаки и таблички должны изготавливаться из световозвращающей поверхности или с внутренним (внешним) индивидуальным или общим освещением. На информационно-указательных знаках "Предварительный указатель направления",
"Указатель направлений", "Указатель расстояний", "Название объекта", установленных не на автомагистралях, допускают выполнять фон знаков не из световозвращающих


73 73
материалов.
Знаки, установленные на дороге последовательно (за исключением знаков, установленных на перекрестке), располагают за пределами населенных пунктов на расстоянии не менее 50 м, а в населенных пунктах не менее 25 м друг от друга.
Дорожные знаки должны устанавливаться с правой стороны дороги вне проезжей части и обочине, кроме случаев, специально оговоренных ДСТУ 4100 - 20002. На дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направлении знаки должны дублироваться.
Дублирующие знаки должны устанавливаться на разделительной полосе, а в случае ее отсутствия - на левой стороне дороги, если для движения во встречном направлении имеется не более чем две полосы, или над проезжей частью, если не обеспечивается видимость знака, установленного на левой стороне дороги, а также, если для движения во встречном направлении имеется три полосы и более.
Расстояние от края проезжей части, а при наличии обочины - от бровки земляного полотна до ближайшего к ней края знака, установленного сбоку от проезжей части, должно составлять от 0,5 до 2 м, а к краю информационно-указательных знаков 5.45-5.48,
5.51 , 5.53, 5.54, 5.56, 5.58, 5.59, 5.61.1-5.61.5 - от 0,5 до 5,0 м.
В случае отсутствия ограждения знаки, расположенные на обочине, а также на разделительной полосе, должны устанавливаться на безопасных опорах (по ГОСТ 25459-
82). Верхний обрез фундамента опоры знака должен быть выполнен заподлицо с поверхностью обочины, разделительной полосы или насыпной бермы.
Перекресток автомобильной дороги с железной дорогой на одном уровне оборудуют предупредительными знаками "Железнодорожный переезд со шлагбаумом"
1.27. и "Железнодорожный переезд без шлагбаума" 1.28. и дополнительными знаками "Приближение к железнодорожному переезду"
Знаки 1.27. и 1.28. должны устанавливаться перед всеми железнодорожными переездами: 1.27. - перед оборудованными шлагбаумом; 1.28. - перед необорудованными шлагбаумом.
Если автомобильная дорога пересекает переезды, расстояние между которыми составляет менее 50 м, знаки 1.27. и 1.28. должны устанавливаться только перед первым переездом, а в других случаях - перед каждым переездом.
Если расстояние между железной дорогой и дорогой составляет менее 20 м, то знаки 1.27. и 1.28. с табличкой 7.1.3. или 7.1.4. должны быть установлены на расстоянии не менее 50 м перед перекрестком с дорогой, ведущей в сторону переезда.
Первые предупредительные и дополнительные знаки устанавливают на расстоянии
150 - 300 м от ближнего рельса, затем на одинаковом расстоянии между основными и дублирующими знаками размещают дополнительный знак 1.31.2. (1.31.5.) И на расстоянии
50 м - второй предупредительный знак и третий дополнительный - с одной полосой.
Если на железнодорожном переезде без шлагбаума водителю автомобиля, находящегося на расстоянии 50 м от ближайшего рельса, не видно поезда на расстоянии
400 м от переезда, то надо устанавливать знак "Проезд без остановки запрещен" повышенного типоразмера на расстоянии не ближе 10 м от крайнего рельсы.
Крупногабаритные и тяжеловесные грузы перевозятся в соответствии с П останов и Кабинета Министров Украины от 18 января 2001 № 30 «О проезде крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам». Перед всеми мостами и путепроводами рассчитанными для движения неконтролируемых грузов с фактической массой менее 30 т устанавливается знак "Движение транспортных средств, масса которых превышает ... запрещено".
На подходах к мостам и путепроводам, габариты которых меньше или равны ширине проезжей части, устанавливают знаки "Сужение дороги".
На мостах или путепроводах, где габариты менее 6 м, должен быть организован одностороннее движение с помощью знаков приоритета. При длине моста более 200 м или


74 74
при отсутствии видимости используют светофоры, устанавливают на расстоянии 20- 30 м от начала моста. Перед участком дороги, движение на котором регулируется светофором, устанавливают знаки "Светофорное регулирования".
Если габарит моста, путепровода или туннеля менее 3,5 м, перед ними устанавливают знаки "Движение транспортных средств, ширина которых превышает ... м, запрещено", на которых указывают действительную ширину проезжей части сооружения минус 0,2 м. Предупредительный знак "Движение транспортных средств, ширина которых превышает ... м, запрещено" с указанием направления объезда можно устанавливать за последним перекрестком, перед тоннелем, мостом.
На фасадах путепроводов и на мостах с ездой понизу, имеющих верхние вязи, следует устанавливать знак "Движение транспортных средств, высота которых превышает
... м, запрещено", который указывает действительную высоту проезда минус 0,3 0,4 м .
При высоте проезда менее 4,5 м рекомендуется перед зданием на расстоянии 50- 80 м устанавливать габаритные ворота со знаком "Движение транспортных средств, высота которых превышает ... м, запрещено" и необходимыми дополнительными табличками.
Знак "Движение транспортных средств, высота которых превышает ... м, запрещено" устанавливается также перед участком дороги, на котором организован объезд путепровода. На стрелке знака "Объезд препятствия", установленном на ближайшем от путепровода перекрестке, наносят символ знака "Движение транспортных средств, высота которых превышает ... м, запрещено".
Если на участке дороги выполняется ремонт, и объезд осуществляют транспортом по гравийному или щебеночному покрытию, перед участком объезда устанавливают знак "Выброс каменных материалов" с табличкой «Зона действия». Такие же знаки при необходимости устанавливают на дорогах с гравийным и щебеночным покрытием и при устройстве поверхностных обработок.
Разметка автомобильных дорог.
Дорожная разметка - это линии, надписи и другие обозначения на проезжей части
(с усовершенствованным покрытием) бордюрах, элементах дорожных сооружений, элементах дорог, применяемые самостоятельно и в сочетании с дорожными знаками или светофорами, выполненные в соответствии с ГОСТ 2587-94 "разметка дорожная".
Разметка делится на две группы: горизонтальную и вертикальную.
К горизонтальной разметке (рис. 3.6 а) относятся линии, надписи, стрелы и другие обозначения. Она делится на продольную, поперечную и другие виды, и наносится на поверхность проезжей части дорог с усовершенствованным покрытием.
К вертикальной разметке (рис. 3.6 б) относятся линии (полосы) и обозначения, наносимые на торцевые поверхности дорожных сооружений и инженерное оборудование автомобильных дорог, а также световозвращающие элементы, закрепляемые на этих поверхностях.
Основное назначение дорожной разметки - обеспечение визуальной ориентации участников дорожного движения при выборе траектории, направления и режимов движения в различных дорожных условиях.
Разметка должна выполняться красками, термопластичными массами или другими износостойкими материалами.
На дорогах государственного значения горизонтальная разметка должна быть световозвращающей, а на других - преимущественно световозвращающей. Схема разметки должна полностью соответствовать расположению дорожных знаков и светофоров.
Разметка на мостах и путепроводах должна соответствовать общим требованиям разметки на дорогах.
Ограждения дорожные и направляющие устройства.
Ограждения дорожные и направляющие устройства устанавливаются согласно требованиям ДСТУ 2735-94 "Ограждения дорожные и направляющие устройства" и


75 75
делятся на две группы:
Первая группа - ограждения барьерного и парапетного типов, предназначенные для предотвращения вынужденных съездов транспортных средств с земляного полотна дороги, проезжей части мостов, путепроводов, эстакад, столкновения со встречными транспортными средствами, наездам на массивные предметы и сооружения, расположенные в полосе отвода дороги. Высота ограждения - 0,75- 0,8 м (рисунок 3.7 а).
Вторая группа - сетки, конструкции перильного типа и т. Д., Предназначенные для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода на проезжую часть диких и домашних животных. Высота ограждения - 0,8…1,5 м.
Направляющие устройства делятся на направляющие столбики, тумбы с искусственным освещением или световозвращающей поверхностью, направляющие островки.
Направляющие столбики и тумбы предназначены для обеспечения видимости внешнего края обочин и опасных препятствий в темное время суток и при неблагоприятных метеорологических условий. Высота направляющих столбиков и сигнальных тумб - 0,75…0,8 м.
Направляющие островки предназначены для распределения движения транспортных потоков по направлениям. Поднятые над проезжей частью островки должны быть высотой 0,1…0,15 м.
Дорожные ограждения первой группы делятся на барьерные и парапетные.
Барьерные ограждения, в свою очередь, могут быть:
- металлические из проката специального профиля; установленные на металлических стойках (рисунок 3.7. а), ГОСТ 26804-86;
- гибкие тросовые ограждения на железобетонных стойках (рисунок 3.7.Б), согласно ДСТУ 2734-94.
Парапетные ограждения представляют собой стенки, с разрывами или отверстиями, из монолитного или сборного железобетона.
Правила использования дорожных ограждений и требования безопасности дорожного движения при их применении обусловлены ДСТУ 2735-94.
Ограждения первой группы могут быть установлены:
- на мостах, путепроводах, эстакадах;
- на подходах к искусственным сооружениям в пределах длины участков дорог с высотой насыпи 3 м и более, а если высота насыпи меньше - на расстоянии не менее 18 м в каждую сторону от начала и конца переходной плиты сооружения;
- на центральной разделительной полосе автомобильных дорог вне населенных пунктов, если ширина этой полосы меньше чем 5 м;
- на обочинах и тротуарах, если высота насыпи:
- 3 м и более;
- 2,5 м и более на участках с продольным уклоном более 40% или на вогнутых кривых в продольном профиле, соединяющие встречные уклоны с алгебраической разностью 50% и более;
- 2 м и более на участках кривых в плане радиусом менее 600 м;
- на обочинах и тротуарах дорог, расположенных параллельно железнодорожным путям, болотам и водным потокам глубиной более 1,5 м, оврагам и горным ущельям, на расстоянии до 35 м от края проезжей части;
- на обочине или разделительной полосе дорог вне населенных пунктов у опор путепроводов и освещения, консольных или рамных опор информационно-указательных дорожных знаков, деревьев расположенных менее чем в 4 м от края проезжей части;
- в случае необходимости на обочинах, тротуарах и разделительных полосах аварийно-опасных участков дорог и местах концентрации дорожно-транспортных происшествий;
- на разделительной полосе относительно левых поворотов;


76 76
- на обочинах, тротуарах и разделительных полосах, когда другие технические решения по обеспечению безопасности движения невозможно осуществить.
Дорожные ограждения и направляющие столбики должны быть оборудованы светоотражающими элементами в соответствии с ДСТУ 2587-94.
При использовании тросовых ограждений, правила применения которых изложены в ДСТУ 2734-94 "Ограждения дорожные тросового типа", максимальная длина плети стальных канатов не должна превышать 50 м. Для плети тросового ограждения длиной 15-
50 м выполняется сезонное регулирование провисов.
Обеспечение безопасности дорожного движения в местах проведения
дорожных работ
Инструкция по обеспечению безопасности дорожного движения в местах проведения дорожных работ на автомобильных дорогах определяет порядок и средства организации движения транспорта и пешеходов в местах проведения работ в пределах полосы отчуждения автомобильных дорог общего пользования.
При разработке схемы организации дорожных работ в месте выполнения работ следует предусмотреть весь комплекс мероприятий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, а также оборудования этого места соответствующими техническими средствами организации дорожного движения с использованием приведенных в данной инструкции типовых схем. Схема организации дорожных работ в месте выполнения работ должна быть согласована с Госавтоинспекцией.
При выполнении работ в полосе отчуждения автомобильной дороги, если это угрожает безопасному или бесперебойному движению транспорта и пешеходов, организация, отвечающая за содержание автомобильной дороги, может закрыть или ограничить движение на основе ордера, который выдается соответствующим дорожным органом по согласованию с Госавтоинспекцией. В ордере излагаются условия запрета или ограничения движения, порядок информирования об этом участников дорожного движения, меры по безопасности дорожного движения и сроки проведения работ.
Порядок организации дорожного движения в местах проведения дорожных
работ.
На участках проведения работ в первую очередь устанавливают временные дорожные знаки более отдаленные, затем в непосредственной близости, оборудуют объезды и пешеходные мостики (при необходимости), а затем устанавливают поперечные и продольные ограждения, а при наличии объезда - соответствующие технические средства организации дорожного движения.
Перед участком на период выполнения работ допускается устанавливать транспаранты, которые информируют о месте и характере работ ("Реконструкция дороги",
"Ремонт дороги", "Ремонт моста", "Строительство автобусной остановки" и другие).
Транспаранты следует размещать за пределами обочины дороги вместе с первым временным дорожным знаком "Дорожные работы".
При выполнении дорожных работ в темное время суток и при тумане инвентарные барьеры, которые размещаются поперечно, должны быть оборудованы двумя включенными фонарями красного цвета согласно РСТ УССР 1966-86 "Ограждения дорожные переносные" или светоотражающими устройствами красного и белого цвета. На поперечном ограждении должно быть не менее двух фонарей, а его стойки и перекладина должны иметь световозвращающие полосы шириной 10 и 20 см соответственно белого и красного цвета или на барьере должны размещаться дорожные знаки 1.4.1-1.4.3 второго типоразмера (1 , 4.1, 1,4.2 - 500 x 2250 мм , 1.4.3 - 500 x 3000 мм).
Вдоль дороги сигнальные фонари и световозвращающие элементы следует размещать на инвентарных барьерах на расстоянии 15 м друг от друга.
Постоянные дорожные знаки, действие которых распространяется на участок проведения работ и противоречит принятой схеме организации дорожного движения, должны быть, по согласованию с Госавтоинспекцией, сняты (зачехленные) или