Файл: Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Безопасность дорожного движения для студентов направления подготовки 23. 03. 03 Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов всех форм обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18 18
номерные и опознавательные знаки. д) не создает шума, не поднимает пыли и не загрязняет проезжую часть и окружающую среду. Груз поднимает при перевозке пыль или что загрязняет проезжую часть, должен перевозиться в специальных кузовах (таре) или накрываться брезентом.
Часть первая данной статьи предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки грузов автомобильным транспортом, за исключением правил перевозки опасных грузов и правил проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств (ответственность за нарушение таких правил наступает по ст. 132-1 КУоАП).
Нарушение правил буксировки транспортных средств. Правила буксировки транспортных средств предусмотрено разделом 23 ПДД.
Буксировка - это перемещение одним транспортным средством другого транспортного средства, которое не относится к эксплуатации транспортных составов на жестком или гибком сцеплении или способом частичной погрузки на платформу или на специальное опорное приспособление.
Буксировка должна выполняться механическим транспортным средством без прицепа и с технически исправными сцепными устройствами как у буксируемого транспортного средства, так и у транспортного средства, которое буксирует. Разрешается буксировка одного механического транспортного средства только с одним прицепом.
Буксировка механических транспортных средств, как правило, применяется в случаях, если возникла неисправность, с которой дальнейшее движение запрещено, невозможно устранить на месте и поэтому необходимо доставить такое транспортное средство к месту ремонта, а также при доставке новых или отремонтированных грузовых автомобилей к месту эксплуатации ( как правило, способом частичного погрузки одного транспортного средства на платформу или специальное опорное приспособление другое). Перед буксировкой необходимо проверить состояние тягово-сцепного устройства. Предельный износ рабочих поверхностей тягового устройства и сцепной петли не должен превышать норм, установленных в технической документации по эксплуатации транспортного средства; необходимо также убедиться в надежном закреплении буксировочного устройства и его надежности. Буксировка автопоездом, транспортным средством с прицепом или полуприцепом запрещается.
Буксировки транспортных средств осуществляется: а) с применением жесткого или гибкого сцепления б) с частичной погрузкой буксируемого транспортного средства на платформу или на специальное опорное приспособление.
Независимо от способа буксировки и времени суток, на буксируемом транспортном средстве должна быть включена аварийная световая сигнализация, а при ее отсутствии или неисправности - сзади должен быть прикреплен знак аварийной остановки. Буксируя транспортные средства должны двигаться с включенным ближним (ночью - в зависимости от условий видимости - дальним) светом фар.
Жесткое сцепление должно обеспечивать расстояние между транспортными средствами не более 4 м ., Гибкое - в пределах 4 - 6 м .
Технические требования к буксира типа «штанга» изложены в ДСТУ 1895-92
«Сцепление гибкие и жесткие для буксировки автомобилей. Общие технические условия
». С помощью такой штанги разрешается буксировать транспортные средства массой от 3 до 8 т при длине штанги 1800-2500 мм.
Гибкая сцепка через каждый метр обозначается сигнальными щитками или флажками согласно требованиям пункта 30.5 Правил. При буксировке механического транспортного средства на гибкой сцепке в буксируемом транспортном средстве должны действовать и быть исправными рабочая тормозная система и рулевое управление, а на жесткой сцепке - рулевое управление. Буксировка механического транспортного средства на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при условии, что за рулем буксируемого транспортного средства находится водитель (кроме случаев, когда


19 19
конструкция жесткой сцепки обеспечивает буксируемом транспортному средству повторение траектории движения транспортного средства, которое буксирует, независимо от величины поворотов). Буксировка немеханического транспортного средства должно осуществляться только на жесткой сцепке при условии, что его конструкция обеспечивает буксируемом транспортном средства повторения траектории движения транспортного средства, которое буксирует, независимо от величины поворотов.
Механическое транспортное средство с рулевым управлением, не должно буксироваться в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 23.2 ПДД.
Для гибкого сцепления разрешается использовать стальной, пеньковый или синтетический трос. Усилие, необходимое для разрыва такого троса, должно быть примерно в 5 раз больше массы буксируемого транспортного средства. Буксировка на гибкой сцепке следует использовать только в исключительных случаях, так как водитель буксируемого транспортного средства находится на малом расстоянии от автомобиля- тягача, имеет ограниченную видимость дорожной обстановки и очень мало времени для принятия решения и соответствующих действий по управлению транспортным средством.
Во время буксировки на жесткой или гибкой сцепке запрещается перевозить пассажиров в буксируемом транспортном средстве (кроме легкового автомобиля) и кузове грузового автомобиля, который буксирует, а в случае буксировки способом частичной погрузки этого средства на платформу или специальное опорное приспособление - во всех транспортных средствах (кроме кабины транспортного средства, которое буксирует).
Данный запрет связан с реализацией права пассажира на безопасную перевозку и вызвана невозможностью обеспечить таковую при всех способах буксировки из-за весьма относительной надежности сцепных устройств. Возможен обрыв троса, разрушение жесткого сцепного устройства, опорного приспособления, крепления транспортного средства, погруженного на платформу и т.п., может повлечь непредсказуемые последствия.
В легковом автомобиле буксируемого на гибком или жестком сцеплении, перевозки пассажиров не запрещено.
Буксировка запрещается: а) если фактическая масса буксируемого транспортного средства с неисправной тормозной системой (или ее отсутствия) превышает половину фактической массы транспортного средства, которое буксирует; б) на гибком сцеплении во время гололеда; в) если общая длина сцепленных транспортных средств превышает 22 м
(маршрутных транспортных средств - 30 м ) г) мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов, мопедов или велосипедов; г) более одного транспортного средства или транспортным средством с прицепом; д) прицепов любого типа автобусами.
Эксплуатация составов транспортных средств в составе автомобиля, трактора или другого тягача и прицепа разрешается только при условии соответствия прицепа тягачу и выполнения требований по их эксплуатации. Эксплуатация состава транспортных средств в составе автобуса и прицепа запрещается. Исходя из определения понятия «буксировки», и формального определения состава правонарушения - только «нарушение правил буксировки ...» в ч. 1 ст. 122 КУоАП, ответственность за нарушение правил эксплуатация составов транспортных средств может наступать только по ст. 125 КУоАП.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Нарушение правил остановки и стоянки. Остановка и стоянка транспортного средства является неотъемлемой частью организации процесса дорожного движения.
Транспортные средства, находящиеся на проезжей части дороги, в том числе и во время начала движения после остановки, создают препятствия для других участников дорожного движения, ухудшают условия видимости, создают предпосылки для возникновения ДТП.
Остановка - прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или больше, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров или загрузки

20 20
(разгрузки) груза, выполнения требований ПДД (предоставление преимущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофора и т.п.).
Стоянка - прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с необходимостью выполнения требований ПДД, посадкой
(высадкой) пассажиров, загрузкой (разгрузкой) груза.
Пункты 15.9 и 15.10 ПДД содержат перечень мест и условий где и при каких остановка и стоянка транспортных средств запрещена. Остановка запрещается: а) на железнодорожных переездах; б) на трамвайных путях (кроме случаев, оговоренных пунктом 15.8 ПДД); в) на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях; г) на пешеходных переходах и ближе 10 м от них с обеих сторон, кроме случаев предоставления преимущества в движении; г) на перекрестках и ближе 10 м от края пересекаемой проезжей части при отсутствии на них пешеходного перехода, за исключением остановки для предоставления преимущества в движении и остановки против бокового проезда на Т-образных перекрестках, где есть сплошная линия разметки или разделительная полоса; д) в местах, где расстояние между сплошной линией разметки, разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и транспортным средством, которое остановилось, менее 3 м ; е) ближе 30 м от посадочных площадок для остановки маршрутных транспортных средств, а если их нет - ближе 30 м от дорожного знака такой остановки с обеих сторон; е) ближе 10 м от обозначенного места выполнения дорожных работ и в зоне их выполнения, где это создаст препятствия технологическим транспортным средствам, которые работают; ж) в местах, где будет невозможным встречный разъезд или объезд транспортного средства, которое остановилось; з) в местах, где транспортное средство закрывает от других водителей сигналы светофора или дорожные знаки; и) ближе 10 м от выездов с прилегающих территорий и непосредственно в месте выезда.
Стоянка запрещается: а) в местах, где запрещена остановка; б) на тротуарах (кроме мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками, установленными с табличками) в) на тротуарах, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, которые могут быть поставлены на краю тротуаров, где для движения пешеходов остается по меньшей мере 2 м ; г) ближе 50 м от железнодорожных переездов; г) вне населенных пунктов в зоне опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги с видимостью или обзорностью менее 100 м хотя бы в одном направлении движения; д) в местах, где транспортное средство, которое стоит, сделает невозможным движение других транспортных средств или создаст препятствие для движения пешеходов.
Нарушение правил проезда пешеходных переходов, непредоставление
преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, а
также нарушение установленного для транспортных средств запрета двигаться по
тротуарам или пешеходным дорожкам. Правила проезда пешеходных переходов, а так же ограничения или запрета водителям транспортных средств двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам регламентируются разделом 18 «Проезд пешеходных переходов и остановок транспортных средств» и пунктом 11.13 ПДД, а именно: по тротуарам и пешеходным дорожкам движение транспортных средств запрещается, кроме случаев, когда они применяются для выполнения работ или обслуживания торговых и других предприятий, расположенных непосредственно возле этих тротуаров или дорожек, при отсутствии других подъезде в и при условии выполнения требований пунктов 26.1-26.3
ПДД.
Пешеходный переход - участок проезжей части или инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов через дорогу. Пешеходные переходы обозначаются дорожными знаками 5.35.1-5.37.2 « Пешеходный переход» - «Надземный пешеходный переход» (см. Приложение 1 к ПДД), дорожной разметкой 1.14.1-1.14.3 « зебра » (см. Приложение 2 к ПДД ), пешеходными светофорами. При отсутствии дорожной разметки границы пешеходного перехода определяются расстоянием между


21 21
дорожными знаками или пешеходными светофорами, а на перекрестке при отсутствии пешеходных светофоров, дорожных знаков и разметки - шириной тротуаров или обочин.
Регулируемым считается пешеходный переход, движение по которому регулируется светофором или регулировщиком, нерегулируемому - пешеходный переход, на котором нет регулировщика, светофоры отсутствуют или выключены работают в режиме мигания желтого сигнала.
Пешеходная дорожка - дорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов, выполненная в границах дороги или вне ее и обозначенная дорожным знаком
4.13 «Дорожка для пешеходов» (см. Приложение 1 к ПДД).
Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном
Основное требование для водителя относительно проезда пешеходных переходов в том, что водитель транспортного средства обязательно должен своим маневром показать пешеходам, он предоставляет дорогу, снижает скорость или останавливается. Запрещается осуществлять объезд пешехода, который находится на пешеходном переходе, независимо от расстояния между ним и транспортным средством, а также увеличивать скорость с целью проехать перед пешеходом, который вступил на пешеходный переход. Водитель должен учитывать возможные маневры пешехода и предусмотреть возможное развитие ситуации.
Объективная сторона
правонарушений,
предусмотренных частью второй комментируемой статье заключается в нарушении водителями транспортных средств правил: проезда перекрестков; проезда остановок транспортных средств общего пользования; проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика; непредоставление преимущества в движении маршрутным транспортным средствам; обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции или интервала; расположения транспортных средств на проезжей части; движения по автомагистралям; пользования внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами при начале движения или изменении его направления, использование этих приборов и их переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов; пользование водителем во время движения транспортного средства средствами связи, не оборудованных техническими устройствами, позволяющими вести переговоры без помощи рук; учебной езды.
Нарушение водителями транспортных средств правил проезда перекрестков.
Правила проезда перекрестков регламентируются разделом 16 «Проезд перекрестков»
ПДД. Согласно Правилам дорожного движения перекресток делятся на регулируемые и нерегулируемые. Перекресток, где очередность проезда определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. На таком перекрестке знаки приоритета не действуют. В случае отключения светофора или его работы в режиме мигания сигнала желтого цвета и отсутствия регулировщика перекресток считается нерегулируемым и водители должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета. Для определения правил проезда перекрестков имеют важное значение следующие термины и понятия:
- главная дорога - дорога с покрытием относительно грунтовой или обозначенная знаками 1.22, 1.23.1 - 1.23.4 и 2.3. Наличие на второстепенной дороге покрытия непосредственно перед перекрестком не приравнивает ее по значению к пересекаемой;
- дать дорогу - требование к участнику дорожного движения не продолжать или не


22 22
возобновлять движение, не осуществлять каких-либо маневров (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения), если это заставить других участников дорожного движения, которые имеют преимущество, изменить направление движения или скорость ;
- преимущество - право на первоочередное движение относительно других участников дорожного движения;
- перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, границей которого являются условные линии между началом закруглений краев проезжей части любой из дорог. Не считается перекрестком место прилегания к дороге выезда из прилегающей территории.
Нарушении водителями транспортных средств правил проезда остановок
транспортных средств общего пользования . О нарушениях правил проезда остановок транспортных средств общего пользования, необходимо назвать следующие требования
ПДД. Водитель транспортного средства должен остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам, которые идут со стороны открытой двери (или от) трамвая, который стоит на остановке, если посадка или высадка проводится с проезжей части или посадочной площадки, размещенного на ней. Продолжать движение разрешается только тогда, когда пешеходы покинут проезжую часть и в трамвае закроются двери. Приближаясь к транспортному средству с опознавательным знаком «Дети», который остановился с включенной аварийной сигнализацией, водитель должен уменьшить скорость, а в случае необходимости остановиться, чтобы избежать наезда на детей. В населенных пунктах, приближаясь к автобусу, микроавтобусу или троллейбусу, который начинает движение от обозначенной остановки, расположенной в заездном "кармане", водители других транспортных средств обязаны уменьшить скорость, а в случае необходимости остановиться, чтобы дать возможность маршрутному транспортному средству начать движение .
Проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика.
Светофоры (
приложение 3 к
ПДД) предназначены для регулирования движения транспортных средств и пешеходов, имеют световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цветов, которые расположены вертикально или горизонтально. Требования и правила применения светофоров на улично-дорожной сети регламентируются
ДСТУ
4092-2002
«Безопасность дорожного движения. Светофоры дорожные. Общие технические требования, правила применения и требования безопасности».
Сигналы светофора могут быть с нанесенной сплошной или контурной стрелкой (стрелками), с силуэтом пешехода, X-образные. На уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов может устанавливаться табличка белого цвета с нанесенной на ней стрелкой зеленого цвета
Согласно Правилам дорожного движения к запрещающим сигналам светофора относятся: а) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала
(стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, позволяет движение в указанном направлении при включенном красном сигнале светофора при условии предоставления преимущества в движении другим его участникам); б) желтый сигнал (кроме желтого мигающего сигнала или двух желтых мигающих сигналов); в) выключен сигнал дополнительной секции (в направлении, указанном ее стрелкой (стрелками) г) красный X-образный сигнал реверсивного светофора (по полосе, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой 1.9
(
приложение 2 к ПДД) д) желтый сигнал реверсивного светофора в виде стрелки, наклоненной по диагонали вниз направо (по полосе, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой 1.9 д) выключены сигналы реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой 1.9; е) включены только три верхних сигнала светофора с четырьмя сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т» (для движения трамваев).