Файл: Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Безопасность дорожного движения для студентов направления подготовки 23. 03. 03 Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов всех форм обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23 23
Согласно п 8.10. ПДД, в случае подачи светофором сигнала, запрещающего движение, водители должны остановиться перед дорожной разметкой 1.12 (стоп-линия), дорожным знаком 5.62 "Место остановки", если их нет - перед светофором, пешеходным переходом, а если и они отсутствуют и в всех случаях - перед пересекаемой проезжей частью, не создавая препятствий для движения пешеходов
». Правонарушения будет считаться завершенным после полного проезда условной перпендикулярной к проезжей части дороги линии установления светофора (на котором уже включено красный сигнал).
Регулировщик - работник полиции, военной инспекции безопасности дорожного движения, дорожно-эксплуатационной службы, дежурный на железнодорожном переезде, паромной переправе, имеющие соответствующее удостоверение и экипировку
(форменную одежду или отличительный знак, нарукавная повязка, жезл, диск с красным сигналом или светоотражателем , красный фонарь или флажок) и регулируют дорожное движение.
Запрещающие жесты регулировщика устанавливаются соответствующими положениями его корпуса , а также жестами рук с жезлом или диском с красным светоотражателем. Сигналами регулировщика являются положения его корпуса, А также жесты руками, в том числе с жезлом или диском с красным светоотражателем, которые имеют значение в соответствии с требованиями пункта 8.8 ПДД. Жезл используется только работниками подразделений Госавтоинспекции и военной инспекции безопасности дорожного движения. Для привлечения внимания участников дорожного движения используется сигнал, поданный свистком. Регулировщик может подавать другие сигналы, понятные водителям и пешеходам. Независимо от климатических дорожных условий и дорожной обстановки регулятор должен быть одет в форменную одежду (жилет с светоотражающими полосами) и иметь жезл, который может светиться в темноте.
Видимость регулятора обеспечивается его экипировкой, расположением на дороге, шириной проезжей части, видом и конфигурацией перекрестка.
Непредоставление преимущества в движении маршрутным транспортным
средствам. Преимущества в движении маршрутным транспортным средствам предусмотрен разделом 17 ПДД.
Маршрутные транспортные средства (транспортные средства общего пользования) - автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи и такси, движущиеся по установленным маршрутам и имеют определенные места на дороге для посадки (высадки) пассажиров. Основными требованиями определено, что:
- на дороге с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенной дорожным знаком 5.8 или 5.11, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе;
- в населенных пунктах, приближаясь к автобусу, микроавтобусу или троллейбусу, который начинает движение от обозначенной остановки, расположенной в заездном
«кармане», водители других транспортных средств обязаны уменьшить скорость, а в случае необходимости остановиться, чтобы дать возможность маршрутному транспортному средству начать движение.
Нарушение водителями транспортных средств правил обгона и встречного
разъезда, безопасной дистанции или интервала.
Обгон - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения. Обгон запрещен: а) на перекрестке, кроме случаев, когда об гоняются двухколесные транспортные средства без бокового прицепа; б) на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними; в) ближе 50 м перед пешеходным переходом в населенном пункте и 100 м - вне населенного пункта; г) в конце подъема, на мостах, эстакадах, путепроводах, крутых поворотах и других участках дорог с ограниченной обзорностью или в условиях недостаточной видимости; г) транспортного средства, осуществляющего обгон или объезд; д) в тоннелях; е) на дорогах, имеющих две и более полосы для движения в одном направлении; е) колонны транспортных средств,
24 24
позади которой движется транспортное средство с включенным проблесковым маячком
(кроме оранжевого).
Дистанция - расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, которое в случае его внезапного торможения или остановки позволит водителю транспортного средства, движущегося сзади, предотвратить столкновение без осуществления любого маневра. При этом предполагается принятие водителем таких приемов управления, в конкретной дорожной обстановке сами по себе не должны привести к возникновению опасности для движения (например, к потере управления в результате заноса).
Безопасный интервал - расстояние между боковыми частями транспортных средств, движущихся или между ними и другими объектами, по которому гарантирована безопасность дорожного движения.
Нарушении водителями правил расположения транспортных средств на
проезжей части, движения по автомагистралям. Расположение транспортных средств на проезжей части регламентируется разделом 11 ПДД.
Движение по автомагистралям регламентируется разделом 27 ПДД. На автомагистралях и дорогах для автомобилей запрещается: а) движение тракторов, самоходных машин и механизмов; б) движение грузовых транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне первой и второй полос движения (за исключением поворота налево или разворота на дорогах для автомобилей); в) остановка вне специальных мест для стоянки, обозначенных дорожными знаками 5.38 или 6.15; г) разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы; г) движение задним ходом; д) учебная езда. На автомагистралях, кроме специально оборудованных для этого мест, запрещается движение механических транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км / ч ., А также перегон и выпас животных в полосе отвода дороги.
Нарушение водителями транспортных средств правил пользования внешними
осветительными приборами или предупредительными сигналами при начале
движения или изменении его направления, использование этих приборов и их
переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов.
Пользование внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами при начале движения или изменении его направления регламентируется разделами 9, 10 и
19 ПДД.
Предупредительными сигналами являются: а) сигналы, которые подаются световыми указателями поворота или рукой; б) звуковые сигналы; в) переключение света фар; г) включение ближнего света фар в светлое время суток; г) включение аварийной сигнализации, сигналов торможения, фонаря заднего хода, опознавательного знак в автопоезда; д) включение проблескового маячка оранжевого цвета.
Водитель должен подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления: а) перед началом движения и остановкой; б) перед перестроением, поворотом или разворотом. Подавать сигнал указателями поворота или рукой необходимо заблаговременно до начала маневра (с учетом скорости движения), но не менее чем за 50 100 м в населенных пунктах и за 150- 200 м вне их, и прекращать немедленно после его окончания (подачу сигнала рукой следует закончить непосредственно перед началом выполнения маневра). Сигнал запрещается подавать, если он может быть не понятным для других участников движения.
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от степени освещения дороги, а также в тоннелях на транспортном средстве, которое двигается, должны быть включены следующие световые устройства: а) на всех
25 25
механических транспортных средствах - фары ближнего (дальнего) света; б) на мопедах
(велосипедах) и гужевых повозках (санях) - фары или фонари; в) на прицепах и транспортных средствах, буксируемых - габаритные фонари. В условиях недостаточной видимости на механических транспортных средствах разрешается вместо фар ближнего
(дальнего) света включить противотуманные фары. Дальний свет следует переключать на ближний не менее чем за 250 м до встречного транспортного средства, а также тогда, когда оно может ослепить других водителей, в частности тех, которые двигаются в попутном направлении. Противотуманные фары можно использовать в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар, а в темное время суток на неосвещенных участках дорог - только вместе с ближним или дальним светом фар.
Запрещается подключать задние противотуманные фонари к сигналам торможения.
Задний противотуманный фонарь разрешается использовать в условиях недостаточной видимости как в светлое, так и в темное время суток.
Количество, тип, цвет, размещение и режим работы внешних световых приборов должны соответствовать требованиям конструкции транспортного средства. К переоборудование осветительных приборов с нарушением требований соответствующих стандартов относятся: использование рассеивателей и ламп, не соответствующие типу данного светового прибора; на рассеивателях световых приборов нанесены тонировка или покрытие, которое уменьшает их прозрачность или светопропускание. Мотоциклы
(мопеды) могут быть дополнительно оборудованы одной противотуманной фарой, другие механические транспортные средства - двумя. Противотуманные фары должны размещаться на высоте не менее 250 мм от поверхности дороги (но не выше фар ближнего света) симметрично продольной оси транспортного средства и не далее 400 мм от внешнего габарита по ширине. Разрешается устанавливать на транспортных средствах один или два задние противотуманные фонари красного цвета на высоте 400- 1200 мм и не ближе 100 мм к фонарям сигнала торможения. Включение противотуманных фар, задних противотуманных фонарей должно осуществляться одновременно с включением габаритных огней и освещением номерного знак в (ближним или дальним светом фар. На легковом автомобиле и автобусе разрешается устанавливать один или два дополнительных немигающих сигнала торможения красного цвета на высоте 1150- 1400 мм от поверхности дороги;
Пользование водителем во время движения транспортного средства
средствами связи, не оборудованных техническими устройствами. Согласно пункту
2.9 «д» ПДД водителю запрещается во время движения транспортного средства пользоваться средствами связи, держа их руке (за исключением водителей оперативных транспортных средств во время выполнения ими неотложного служебного задания). Для обеспечения безопасности дорожного движения разрешается использовать специальную систему hands free «свободные руки».
Нарушение водителями транспортных средств правил учебной езды. Учебная езда регламентируется разделом 24 ПДД. Обучать вождению транспортного средства разрешается только лиц, не имеющих для этого медицинских противопоказаний, а в случае подготовки лицом в соответствии с требованиями пункта 24.7 ПДД в индивидуальном порядке - при наличии соответствующей медицинской справки. Лицам, которые учатся вождению автомобиля, должно быть не менее 16 лет, а мотоцикла - 14 лет.
Такие лица обязаны иметь при себе документ, удостоверяющий их возраст. Лицо, которое учится вождению транспортного средства, обязано знать и выполнять требования Правил.
Запрещается обучение вождению транспортных средств в жилой зоне, на дорогах для автомобилей на автомагистралях. Учебная езда на дорогах разрешается только в присутствии мастера производственного обучения вождению (лица, которое учит) и при достаточных начальных навыков вождения у того, кто учится. Мастер производственного обучения вождению учебного заведения независимо от формы собственности и хозяйствования должен иметь при себе документ на право обучения вождению и
26 26
удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и несет ответственность как водитель в соответствии с законодательством. Перечень дорог, на которых разрешается обучение вождению транспортных средств, согласовывается с Госавтоинспекцией.
Объективная сторона
правонарушений,
предусмотренных частью третьей комментируемой статьи содержит такие составы: превышение водителями транспортных средств установленных ограничений скорости движения транспортных средств более чем на пятьдесят километров в час; непредоставление преимущества в движении транспортным средствам аварийно- спасательных служб, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, милиции, которые двигаются с включенными специальными световыми или звуковыми сигнальными устройствами; нарушение правил остановки, стоянки, которые создают препятствия дорожному движению или угрозу безопасности движения.
Превышение водителями транспортных средств установленных ограничений
скорости движения транспортных средств более чем на пятьдесят километров в
час. Скорость движения транспортного средства влияет на время реакции водителя на изменение условий движения, способность контролировать его движение и безопасно управлять им, длину пути торможения транспортного средства, соотношение физических сил воздействия на транспортное средство и лиц, в нем (или вне его) находятся при столкновения с человеком, животным, неподвижными объектами, другими транспортными средствами или опрокидывании. Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения является одной из самых распространенных причин, приводит к ДТП. Чем больше скорость, тем больше вероятность наступления
ДТП и тяжесть ее последствий. Поэтому законодатель дифференцированно подходит к квалификации такого нарушения как превышение установленной скорости движения: более чем на двадцать километров в час - часть первая данной статьи; более чем на п 'пятьдесят километров в час - часть третья данной статьи, с соответствующим увеличением санкций ответственности (размера штрафа
).
Непредоставление преимущества в движении транспортным средствам
аварийно-спасательных служб, скорой медицинской помощи, пожарной охраны,
милиции, которые двигаются с включенными специальными световыми или
звуковыми сигнальными устройствами.
Согласно разделу 3 ПДД водители оперативных транспортных средств, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 8 (кроме сигналов регулировщика), 10-18, 26, 27 и пункта 28.1 ПДД при условии включения проблескового маячка синего или красного цвета и специального звукового сигнала и обеспечения безопасности дорожного движения. При отсутствии необходимости дополнительного привлечения внимания участников дорожного движения специальный звуковой сигнал может быть выключен.
В случае приближения транспортного средства с включенным синим проблесковым маячком и (или) специальным звуковым сигналом водители других транспортных средств, которые могут создавать ему препятствие для движения, обязаны уступить ему дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд указанного транспортного средства (и сопровождаемых им транспортных средств). Уступить дорогу - требование к участнику дорожного движения не продолжать или не возобновлять движение, не осуществлять каких-либо маневров (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения), если это заставить других участников дорожного движения, которые имеют преимущество, изменить направление движения или скорость . Преимущество - право на первоочередное движение относительно других участников дорожного движения.
На транспортных средствах, движущихся в сопровождаемой колонне, должен быть включен ближний свет фар. Если на таком транспортном средстве включено проблесковые
27 27
маячки синего и красного или только красного цвета, водители других транспортных средств обязаны остановиться у правого края проезжей части (на правой обочине). На дороге с разделительной полосой это требование обязаны выполнить водители транспортных средств, движущихся в попутном направлении. Если во время сопровождения колонны транспортных средств на транспортном средстве, которое двигается впереди колонны, включен проблесковые маячки синего и красного или только красного цвета, колонну должно замыкать транспортное средство с включенным зеленым или синим и зеленым проблесковыми маячками, после проезда которого отменяются ограничения на движение других транспортных средств.
Согласно ч. 3 ст. 122 КУоАП может быть привлечен водитель транспортного средства, который не предоставил преимущество в движении транспортным средствам движущимся с включенными специальными световыми или звуковыми сигнальными устройствами только:
аварийно-спасательных служб;
скорой медицинской помощи;
пожарной охраны;
полиции.
В случае непредоставления преимущества в движении транспортным средствам других учреждений и служб, которые двигаются с включенными специальными световыми или звуковыми сигнальными устройствами
- административная ответственность может наступить только по ст. 125 КУоАП.
Нарушение правил остановки, стоянки, которые создают препятствия
дорожному движению или угрозу безопасности движения. За нарушение водителями транспортных средств правил остановки и стоянки наступает административная ответственность по части первой данной статьи. Такие же нарушения, создающие препятствия дорожному движению или угрозу безопасности движения должны быть квалифицированы по ч. 3 ст. 122 КУоАП. Объективная сторона правонарушения
(нарушение правил остановки и стоянки), предусмотренного частью третьей будет иметь место только тогда, когда в результате таких нарушений транспортное средство создает препятствия дорожному движению или угрозу безопасности движения.
Препятствие для движения - неподвижный объект в пределах полосы движения транспортного средства или объект, движущийся попутно в пределах этой полосы (за исключением транспортного средства, движущегося навстречу общему потоку транспортных средств) и заставляет водителя маневрировать или уменьшать скорость вплоть до остановки транспортного средства. Нормативными актами в сфере безопасности движения не регламентируется понятие «угроза безопасности движения». Вместе с тем пунктом 1.10 Правил дорожного движения предусмотрено термин «опасность для движения »- изменение дорожной обстановки (в том числе появление недвижимого объекта, который приближается к полосе движения транспортного средства или пересекает его), или технического состояния транспортного средства, которое угрожает безопасности дорожного движения и заставляет водителя немедленно уменьшить скорость или остановиться. Частным случаем опасности для движения является движение в пределах полосы транспортного средства другого транспортного средства навстречу общему потоку. Препятствия для движения созданы транспортными средствами, остановились или стоят с нарушением действующих Правил в часы «пик» чаще всего создают заторы в движении, что приводит к угрозе его безопасности. Актуальной эта проблема является для крупных городов с избыточным количеством единиц автотранспорта. В отличие от других правонарушений, предусмотренных в статье 122
КУоАП и имеют формальный состав, нарушение правил остановки и стоянки, создающие препятствия дорожному движению или угрозу безопасности движения представляют собой материальный состав, то есть наступления конкретных вредных последствий. Для оформления этого нарушения, указанные в диспозиции последствия (помехи дорожному