Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие мотивации, основные потребности человека и принципы, лежащие в основе трудовой мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации

1.1. Понятие мотивации, основные потребности человека и принципы

лежащие в основе трудовой мотивации

1.2. Основные теории

1.2.1. Ранние взгляды на теорию мотивации

1.2.2. Содержательные теории мотивации

1.2.3. Процессуальные теории трудовой мотивации

1.2.4. Теории подкрепления

Глава 2. Мотивационная система ВГТРК

2.1. Общая характеристика объекта

2.2. Анализ мотивационных аспектов в Отделе безопасности ВГТРК

2.3. Анализ стимулирования персонала в Отделе безопасности ВГТРК

2.4. Проблемы и недостатки мотивации сотрудников ВГТРК

Глава 3. Разработка рекомендаций по управлению персоналом Отдела безопасности ВГТРК в условиях совершенствования системы мотивации

3.1. Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала

Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала

Заключение

Список использованных источников

3. Принцип справедливости. Трудовая мотивация делает пристрастным отношение человека к самым разным аспектам рабочей ситуации. Пристрастность в определенной мере выражается в оценке справедливости отношений, установившихся между работником и организацией. Работники нацелены на установление справедливых отношений с организацией и с другими людьми и стремятся изменить те рабочие взаимоотношения, которые они оценивают, как несправедливые. [12]10

4. Принцип подкрепления. Поведение или действия человека, вызванные определенной ситуацией или событием, как правило, имеют определенные последствия. Если эти последствия являются для него позитивными, то в похожих ситуациях человек будет стремиться действовать подобным образом. Если же последствия будут негативными, нежелательными, то человек в будущем постарается изменить свое поведение, чтобы избежать таких последствий.

Позитивное подкрепление - это стимулы, которые повышают вероятность желательного поведения. Негативное подкрепление может не только тормозить нежелательные действия или поведение работника, но и стимулировать деятельность, ведущую к успеху. Например, более напряженная работа с целью скорейшего завершения проекта может подкрепляться тем, что дает возможность не выслушивать выговоры или замечания придирчивого руководителя, позволяя избежать лишения премии или других негативных последствий.

Компенсаторность – одни мотивы могут компенсировать недостаточное действие других.

Динамичность – сила и значение мотива меняется в зависимости от времени, места и ситуации. [13]11

1.2. Основные теории

1.2.1. Ранние взгляды на теорию мотивации

– научное управление Ф. Тейлора;[14]12

– школа человеческих отношений (Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер).[15]13

Принципы научного управления по Тейлору:

1. Для выполнения работы применение рациональных приемов.

2. Утверждение стандартов, определяющих требования к результатам.

3. Обучение работников рациональным приемам работы.

4. Отбор наиболее подходящих работников. (Три критерия: выносливость, сообразительность, высокая денежная мотивация).


5. Улучшение инструментов.

6. Улучшение условий труда.

7. Четкая и понятная связь размера оплаты и результатов.

8. Система учета количества выполненной работы.

9. Предоставление работникам полной информации о задачах и

результатах.

10. Доброжелательная атмосфера в коллективе.

В качестве главных мотиваторов выступают два фактора:

– деньги, которые работник получает за свою работу;

– понятие связи между результатами и оплатой. [16]12

Принципы школы человеческих отношений (Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер):[17]13

1. Социальные нормы (дружеские связи, неформальные отношения);

2. Групповые нормы, то есть формирующиеся в рабочей группе представления относительно того, какое поведение и отношение к работе (например, относительно производительности труда или скорости работы) считается допустимым, а какое нет. Рабочие чаще действуют или принимают решения, основываясь на групповых ценностях, чем на индивидуальных.

3. Удовлетворенность работой, которая предполагает хорошую оплату, возможность служебного роста (карьеры), внимание руководителей к своим подчиненным.

4. Социальное обеспечение и забота о сотрудниках.

5. Информирование работников о жизни организации.

6. Установление коммуникаций между руководителями всех уровней и подчиненными.

1.2.2. Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации отличает глубокий анализ мотивационной сферы человека - выявляются основные категории потребностей, определяющих поведение человека, и устанавливаются взаимоотношения между ними.

К наиболее известным содержательным теориям мотивации относятся теории Маслоу[18]14, Альдерфера[19]15, Герцберга[20]16, Аткинсона [21]17и Маклелланда.[22]18

Маслоу в своей теории утверждает, что отдельные потребности влияют на поведение в соответствии с двумя принципами:

– принцип дефицита. Действия людей направлены на реализацию не

удовлетворенных потребностей. «Человек– это неудовлетворенное существо, он редко достигает состояния полной удовлетворенности, разве что на короткое время. Как только удовлетворяется одно желание, его место занимает другое. Когда удовлетворяется и оно, на первый план выступает следующее», – писал Маслоу:


– принцип приоритета. Люди всегда хотят большего, и то, чего они

хотят, зависит от того, что они у них есть. Маслоу отмечал, что одни потребности более важны, и попытался выявить порядок необходимости потребностей.

Таким образом появилась пирамида потребностей Маслоу:

– базовые физиологические потребности - удовлетворение физиологических потребностей в организации: поддержание здоровья персонала, профилактики заболеваний, заработная плата не ниже стоимости потребительской корзины, умноженной на количество иждивенцев, своевременная выплата заработной платы, социальный пакет, оборудованное всем необходимым рабочее место;

– потребности в безопасности - удовлетворение потребностей в безопасности в организации. Соблюдение работодателем Трудового кодекса, полная выплата заработной платы, рабочее место, соответствующее нормам охраны труда, четкие должностные инструкции, стабильность организации, информированность работников по широкому кругу вопросов, определяющих их уверенность в завтрашнем дне;

– социальные потребности – удовлетворение социальных потребностей в организации. Положительная атмосфера в коллективе и во взаимоотношениях с руководством, ощущение себя честью команды, партнерские отношения, корпоративные мероприятия;

– потребность в оценке и уважении – Удовлетворение потребностей в оценке и уважении в организации. Корпоративная культура, ориентированная на признание и пропаганду профессиональных достижений. использование четких и справедливых критериев оценки трудового вклада работника при оплате труда, эффективность системы поощрения с точки зрения удовлетворения потребностей этого уровня, возможность продвижения по службе;

– потребность в самореализации – удовлетворение потребностей в самореализации в организации возможности обучения и развития, постановка интересных задач, наличие системы внутриорганизационного планирования карьеры.[23]19

Альдерфер[24]20 в своей теории предложил более простую структуру мотивационно–потребностной сферы человека, выделив всего три типа потребностей (вместо пяти у Маслоу). Свое название – ERG-теория Альдерфера получила по первым буквам выделенных им трех групп потребностей:

– потребности существования (Existence);

– потребности в социальных связях (Relatedness);

– потребности роста (Growth).

В отличие от Маслоу, допускавшего что мотивация может развиваться только снизу-вверх, от низших потребностей к высшим, Альдерфер утверждает, что движение может идти в обоих направлениях. Согласно теории ERG, если усилия, направленные на удовлетворение потребностей какого-либо уровня, постоянно оказываются безуспешны, то человек может вернуться к поведению, удовлетворяющему более простые, с точки зрения возможности их удовлетворения, потребности.


Альдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активизацией и в результате выделил семь принципов:

1. Чем менее удовлетворены потребности существования (Е), тем сильнее они проявляются.

2. Чем слабее удовлетворены социальные (R) потребности, тем сильнее действие потребностей существования (Е).

3. Чем полнее удовлетворены потребности существования (Е), тем активнее заявляют о себе социальные потребности (R).

4. Чем менее удовлетворены социальные потребности (R), тем более усиливается их действие.

5. Чем менее удовлетворены потребности личностного роста, самореализации (G), тем сильнее становятся социальные потребности (R).

6. Чем полнее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее

актуализируются потребности личностного роста (G).

7. Чем меньше удовлетворены потребности личностного роста, тем активнее они проявляют себя. Чем больше удовлетворяется потребность в личном росте, тем сильнее становится эта потребность.

Таким образом, Альдерфер ушел от некоторой негибкости моделии Маслоу, показав, что порядок актуализации потребностей может быть иным, чем указывал Маслоу, и зависеть не только от ее места в иерархии, но и от степени удовлетворения как этой потребности, так и некоторых других потребностей.

Хотя ERG-теория явилась попыткой развития мотивационной теории А. Маслоу, она не получила такого же признания у практиков.

Двухфакторная теория Герцберга[25]21 отличается от предыдущих теорий. Вместо отдельных потребностей, ему было интересно различие в мотивах и результат, к которому это различие приводит. Герцберг разработал двухфакторную теорию мотивации, которая представляет собой взаимодействие внешних факторов (гигиенических) и внутренних факторов (мотива торов), влияющих на мотивацию трудовой деятельности. Гигиенические факторы не создают удовлетворенность, (и внутреннюю мотивацию), а лишь устраняют неудовлетворенность.

Гигиенические факторы:

1. Политика компании и администрации.

2. Формальное руководство (технические аспекты руководства).

3. Межличностные отношения.

4. Зарплата.

5. Статус.

6. Надежность работы.

7. Личная жизнь.

8. Условия труда.

По мнению Герцберга, все эти элементы работы в случае их неблагоприятного состояния могут вызвать у человека ощущение неудовлетворенности трудом. При этом хорошее состояние всех этих факторов не будет приводить к высокой мотивации работников, а будет лишь вызывать отсутствие неудовлетворенности.


Для человека свойственно искать способы самореализации во всех сферах своей жизни, и работа – одна из самых важных областей. Условия, в которых он выполняет свою работу, не могут обеспечить ему высокой удовлетворенности. Возможности для роста появляются только при наличии в рабочей среде факторов роста. Факторы роста (являющиеся внутренними для работы), или мотиваторы это:

– достижения;

– признание достижений;

– содержание работы;

– ответственность за результаты своего труда;

– наличие возможностей продвижения по службе.

Герцберг сделал следующие выводы:

1. Плохое состояние гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом.

2. Хорошее состояние мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать неблагоприятное состояние факторов гигиены.

3. В обычных условиях хорошее состояние гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивирующего воздействия.

4. Максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью хорошего состояния мотиваторов при удовлетворительном состоянии факторов гигиены.

Подход Аткинсона и Маклелланда[26]22

Американский ученый Дэвид Маклелланд заинтересовался, чем отличаются люди, добившиеся высоких результатов в своей сфере деятельности. Он и его коллеги выявили, что таких людей отличает высокий уровень развития следующих потребностей:

– потребность в достижениях: стремление к достижению успеха,

превзойти других людей, решать сложные задачи;

– потребность в аффилиации: потребность чувствовать свою

принадлежность к группе, стремление устанавливать тесные личные связи с другими людьми;

– потребность во власти и оказании влияния: стремление оказывать

влияние на других людей, контролировать их действия, нести ответственность за результаты деятельности других людей.

Лица с высокой мотивацией к власти могут быть выделены в две группы:

1. Первая группа – это люди, стремящиеся к власти ради власти. Их не волнуют интересы организации и дела, сколько те выгоды, которые получают, занимая руководящие должности.

2. Вторая группа – люди, стремящиеся реализовать свой лидерский потенциал в интересах дела, ради решения организационных задач. Потребность во власти для этих людей - не стремление к удовлетворению своего тщеславия, а его способ решения организационных задач. Такие люди преданы своей организации, увлечены делом и работают, не считаясь со временем. Исследования показали, что люди, обладающие сильной потребностью в достижении, характеризуются рядом специфических черт: