Файл: Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психофизиологическая адаптация проходит быстро и безболезненно и определяется главным образом состоянием здоровья и правильной организацией режима работы и отдыха в соответствии с принятыми санитарно-гигиеническими нормами.

Критерии психофизиологической адаптации:

Состояние здоровья.

Уровень тревоги.

Беспокойство — это черта личности, проявляющаяся в мягком и частом появлении состояний тревоги. Тревога возникает с благоприятным фоном свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего, из-за нарушения форм внутри- и межличностного общения. [27, c. 352]

Настроение.

Настроением является эмоциональное состояние, какое характеризуется диффузией, отсутствием четкой сознательной привязанности к определенным предметам или процессам и достаточной стабильностью, что позволяет нам рассматривать настроение как отдельный показатель темперамента. Основой признака того или иного настроения является эмоциональный тон, положительный или отрицательный. [29, c. 176]

Степень усталости.

Усталость — временное снижение производительности из-за неблагоприятных условий труда. Степень усталости оценивается изменением физиологических функций по сравнению с рабочим состоянием.

Усталость — в психологии — состояние временного снижения функциональной работоспособности человеческого организма из-за интенсивной или продолжительной активности.

Активность поведения.

Адаптация к условиям труда.

Элементы условий труда делятся на 4 группы.

Первая группа — санитарно-гигиенические элементы (микроклимат, освещение, механические колебания, излучение и так далее), какие составляют характеристики среды рабочей зоны, созданной в результате функционирования инструмента и объектов труда, а также под влиянием технологических процессов. Эти элементы количественно и нормированы. Их отрицательное воздействие может быть уменьшено за счет использования различных защитных мер. [30, c. 35]

Вторая группа — психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нейро-психическое напряжение, рабочее положение и так далее). Элементы этой группы, кроме динамической работы, которая является неотъемлемой частью физической активности, не стандартизированы. Для них до сих пор нет стандартных, социально приемлемых единиц измерения. Количественно элементы этой группы оцениваются экспертным методом. [31, c. 248]

Третья группа — это эстетические элементы, которые определяют эстетическое отношение к работе и другие компоненты производственного процесса. Полный список эстетических элементов и их параметров выражает общую эстетическую составляющую условий труда, которая, как измеряется, позволяет нам более полно оценить количественное состояние У. т. Для определения эстетического уровня отдельных элементов У. т. используются методы эстетической оценки.


Четвертая группа — это социально-психологические элементы, которые характеризуют психологический климат в команде, а также некоторые социальные характеристики рабочего процесса. Элементы этой группы еще не имеют единиц измерения и не стандартизированы.

А теперь рассмотрим внешние факторы, влияющие на сотрудников.

Шум — беспорядочные непериодические звуковые колебания. В зависимости от положения максимальных компонентов шум представляет собой особенно низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный шум.

Освещенность представляет собой поверхностную плотность светового потока, падающего на единичную поверхность.

Режим работы и отдыха — это порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность, установленная для каждого вида работы. Рациональный режим — это соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и стабильной работой человека без признаков чрезмерной усталости в течение длительного времени. [32, c. 352]

Одним из основных вопросов создания рациональных режимов работы и отдыха является определение принципов их развития. Существует три таких принципа: удовлетворение потребности в производстве; обеспечение максимальной работоспособности человека; сочетание общественных и личных интересов.

Важными факторами, которые улучшают умственную адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытого общения.

1.3. Профессионально важные качества и личностные особенности менеджеров по персоналу

Психологическое изучение профессиональной деятельности тесно связано с проблемами психологии личности. Точнее, здесь целесообразно говорить о взаимосвязи: с одной стороны, особенности личности работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности с другой стороны, само формирование человеческой личности происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием. [28, c. 84]

На настоящем этапе развития общества именно профессиональная деятельность дает максимальные потенциальные возможности одновременного и наиболее полного удовлетворения всех базовых потребностей личности (потребности в безопасности, самоуважении, социальном признании и т. д.).


В конечном счете, самореализация личности осуществляется наиболее плодотворно именно в профессиональной деятельности.

В связи с этим с начала 1940-х гг. в профессиональной психологии интерес исследователей постепенно смещался с изучения психофизиологических качеств и особенностей психических процессов работника на исследование личности. Можно кратко перечислить основные итоги экспериментальных работ, явившиеся причиной повышения внимания к проблемам личности профессионала.

1. Обнаружено, что особенности личности, выступая профессионально важными качествами, могут оказывать значительное влияние на успешность, надежность и другие активные показатели профессиональной деятельности. Эта закономерность подтверждена для самых разнообразных видов деятельности Корнеевой (1984) и Фирсовой (1989).

2. Особенности личности выступают важнейшими детерминантами профессионального обучения от них во многом зависят скорость приобретения профессионального мастерства и качества подготовки.

3. Влияние особенностей личности на характеристики профессиональной деятельности часто опосредованы таким важным субъективным показателем, как удовлетворенность трудом.

4. Обнаружено, что в некоторых видах деятельности психологические различия между группами хороших и плохих профессионалов не представляется возможным провести ни по каким другим качествам, кроме как личностных.

5. Показана возможность коррекции и целенаправленного формирования личности профессионала, что позволяет отойти от рамок жесткого профессионального отбора. В этом направлении видится мощный потенциал психологической оптимизации профессиональной деятельности.

В последние десятилетия исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях. Первое направление представляет синтетический подход к исследованию личности отмечал, что психологическое изучение профессий должно стремиться охватить всю совокупность свойств личности в их наиболее характерном сочетании. [15, c. 368]

Чрезвычайно много работ посвящено изучению отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в труде, представляющее второе направление. Интерес к этому направлению обусловлен тем, что с экспериментальной точки зрения проще осуществить углубленное изучение одной или нескольких черт личности, нежели исследовать целостную личность. Большинство имеющихся методик также направлено на диагностику отдельных черт или их комплексов. Постановка в фокус наблюдения одного свойства личности позволяет более глубоко и подробно проследить проявление этого свойства в профессиональной деятельности и его влияние на процесс и результаты работы.


В данном дипломном исследовании за основу было принято второе направление. Зачастую работы этого направления идут от запросов практики и посвящены какому-либо конкретному виду профессиональной деятельности, в нашем случае деятельности менеджера по подбору персонала.

Для каждого вида деятельности набор профессионально важных качеств (ПВК) может быть достаточно специфичен. Усиленное внимание к определенному качеству личности позволяет разрабатывать практические рекомендации по учету, коррекции и целенаправленному формированию данного свойства в профессиональной деятельности. [14, c. 352]

Вопросы выявления психологических факторов профессиональной успешности менеджеров по подбору персонала тесно связаны с оценкой их профессионально важных качеств, а так же проблемой психологической оценки кадров и специальных способностей.

В связи с этим представляется необходимым кратко рассмотреть данные литературы, отражающие основные пути решения этих проблем и обосновать направление собственных исследований по установлению психологических факторов профессиональной успешности менеджера по подбору персонала и средств их оценки. [13, c. 288]

Как считает, причин, определяющих успешность деятельности много, но главная среди них одна – неравенство индивидуальных и, прежде всего психологических особенностей, качеств и способностей личности. Многочисленные исследования факторов, способствующих профессиональной успешности субъекта труда, свидетельствуют о необходимости изучения влияния, как параметров самой профессиональной деятельности, так и особенностей субъекта деятельности в их взаимосвязи. [16, c. 295]

По мнению ряда ученых одним из важных субъектных факторов, влияющих на достижение профессионального успеха, являются психологические качества и способности человека. Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей, рассматривались в работах различных отечественных и зарубежных авторов - – (1977), (1980), (1984), (1996), (1979), (1996), (1996), (1981,1992), З. Фрейда (1989), Э. Эриксона (1996) и других. При этом для каждой конкретной профессиональной деятельности определяется особенный набор личностных качеств, детерминирующих профессиональную успешность.

В связи с этим важную проблему психодиагностики составляют представления о природе и структуре способностей, получившие обоснование в теоретических и экспериментальных работах и др.

Существуют различные представления о природе способностей. Согласно одной точке зрения, способности – это биологически детерминированные свойства личности, которые наследственно обусловлены и не изменяются в процессе жизни человека. В соответствии с другой концепцией, способности всецело определяются средой и воспитанием, обусловлены только социально. [19, c. 72]


С позиции диалектического учения, способности – это сплав индивидуальных природных задатков и качеств, приобретенных в результате воспитания, обучения и трудовой деятельности, сплав, «естественно приобретенных» качеств, характеризующих свойства интегральной индивидуальности человека.

Выделяют общие и частные, элементарные и сложные способности.

Причем последние называют специальными или профессиональными способностями. По мнению, профессиональные способности представляют собой совокупность достаточно устойчивых индивидуально-психологических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессионального обучения или деятельности по конкретной специальности. [24, c. 12]

В связи с таким определением, становиться понятным, почему большинство авторов отожествляют понятие «профессиональные способности» и «профессионально важные качества». Примером широкой трактовки понятия профессионально важных качеств субъекта деятельности может служить их оценка

ПВК – это «вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности…Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, по необходимой степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы. [12, c. 368]

Профессиональную пригодность субъекта, конечный успех человека как специалиста определяет совокупность характеристик.

Основными из них называют следующие:

- профессиональную мотивацию как побудительную и направляющую активность человека на удовлетворение всего спектра потребностей, от биологических до доступной степени его личностной зрелости (в самосовершенствовании, в самоактуализации);

- общую и профессиональную подготовленность (знания, умения, навыки, необходимые для деятельности в типовых и нештатных ситуациях);

- уровень функциональной готовности и резервов организма к трудовой деятельности, уровень развития анализаторов и физических качеств, актуальных для успешной работы;

- состояние индивидуально-психологических функций организма человека (специфические ПВК, психомоторика, познавательные процессы, темперамент, характер и эмоционально-волевые особенности личности).

Вместе с тем нужно различать содержание разных феноменов, актуализируемых системой «субъект-объект»: