Файл: Логистический подход к управлению запасами (Управленческая отчетность и контроль уровня товарных запасов).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ НА СКЛАДЕ
1.1. Понятие, классификация и способы оценки товарных запасов
1.2. Сущность и принципы управления товарными запасами
2. СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ НА СКЛАДЕ
2.1. Планирование товарных запасов
2.2. Организация учета движения товаров
2.3. Управленческая отчетность и контроль уровня товарных запасов
3. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Ни одно торговое предприятие не может существовать без товарных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков.
Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, а, попросту говоря, "запасным" считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.
Понятие “запас” относится к наиболее древним хозяйственным понятиям, поскольку человек с доисторических времен задумывался о целесообразном уровне запасов. Попытки математического решения этой проблемы относятся к началу прошлого столетия. Однако до сих пор проблема эффективного управления запасами остается весьма актуальной для большинства предприятий, организаций, фирм.
Управление товарными запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно предусматривает на стадии формирования товарных запасов - контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов – изменение объемов и причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.
Тема данной курсовой работы – Анализ использования товарных запасов на предприятии торговли (на примере ИП Юшкевич «салон «Анегри»).
Актуальность темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики предприятию торговли необходимо эффективно управлять товарными запасами во избежание излишков или недостатка товаров, а также потери части прибыли.
Цель курсовой – на основании материалов ИП Юшкевич «салон «Анегри» провести анализ товарных запасов и сделать выводы по их эффективному использованию.
В процессе выполнения работы будут решены следующие задачи:
дано понятие и сущность товарных запасов предприятия торговли;
рассмотрена классификация и алгоритм анализа товарных запасов;
проведен анализ товарных запасов и факторный анализ товарооборачиваемости;
сделаны соответствующие выводы.
Первоосновы теории управления запасами были заложены в трудах таких зарубежных исследователей, как Ф. Харрис (1915 г.), К. Стефаник-Алмейер (1927 г.), К. Андлер (1929 г.) и Р. Уилсон (1934 г.). Отечественные ученые также занимаются проблемами управления товарными запасами. При написании данной работы использовались такие труды, как “Экономический анализ в торговле” под редакцией профессора Баканова М.И., “Анализ хозяйственной деятельности в торговле” Кравченко Л.И., “Экономика торгового предприятия” под руководством Гребнева А.И., а также другие публикации отечественных и зарубежных авторов.
1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ НА СКЛАДЕ
1.1. Понятие, классификация и способы оценки товарных запасов
Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничной торговой сети, на складах должно быть определенное количество товарных запасов.
Понять природу товарного запаса как экономической категории помогает понятие товара. Товар – материально-вещественный и интеллектуальный продукт или услуга, обладающие полезными потребительскими свойствами и предназначенные для продажи.
Товар имеет две конечные цели:
Удовлетворить потребность покупателя,
Принести прибыль или, по крайней мере, не нанести ущерба его владельцу.
Товарные запасы — это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю. [5, C. 87]
Пока товар не продан и находится в каналах сферы товарного обращения, а также ожидает момента продажи, он является товарным запасом. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.
Таким образом, конечная цель товарного запаса - быть проданным. Товарный запас перестает быть таковым в момент продажи, перехода из сферы товарного обращения в сферу потребления. Следовательно, и продавец, и производитель, и покупатель должны стремиться к тому, чтобы товарный запас как можно быстрее прошел путь по каналам рынка с момента его производства до момента продажи.
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:
• время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;
• сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
• несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки;
• особенности в территориальном размещении производства;
• условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;
• звенность товародвижения;
• возможности хранения товара и др. [16, C. 123]
Товарные запасы выполняют определенные функции:
обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходования;
удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;
характеризуют соотношения между объемом и структурой спроса и товарного предложения.
В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.
В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства, а именно Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (далее ПБУ 5/01), товары признаются частью материально-производственных запасов.
Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности – это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.
Товарные запасы при формировании, хранении и реализации должны соответствовать стандартам качества и быть пригодными для употребления.
Классификация товарных запасов
Большое значение при анализе товарных запасов имеет их правильная классификация.
Все товарные запасы делятся по следующим признакам:
По местонахождению товарные запасы бывают:
в пути,
на базах, складах (в оптовой торговле),
в магазинах (организациях розничной торговли),
в овощехранилищах,
на таможне,
отгруженные,
в промышленности и сельском хозяйстве и т. д.
По срокам:
на начало периода,
на конец периода.
По единицам измерения товарные запасы делятся на:
абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении),
относительные (в днях товарооборота).
По назначению:
текущие (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);
сезонные (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);
досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между сроками завоза товаров);
целевые (для осуществления определенных целевых мероприятий).
По товарному составу:
продовольственные,
непродовольственные.
По источникам формирования:
собственные,
заемные. [17, C. 443]
1.2. Сущность и принципы управления товарными запасами
Цель создания запасов на предприятии — образование определенного буфера между последовательными поставками материалов, сырья, комплектующих и исключение необходимости непрерывных поставок.
На уровне предприятий запасы относятся к объектам, требующим больших капиталовложений, и потому являются одним из факторов, определяющих политику предприятия и влияющих на уровень его ликвидности.
Объем производственных запасов фиксируется в балансе предприятия.
В настоящее время на основе научных разработок и хозяйственной практики отечественных и зарубежных предприятий сформулированы основные принципы формирования и функционирования системы управления запасами материальных ресурсов:
• плюрализм источников и форм материально-технического обеспечения (материальные ресурсы могут приобретаться по прямым договорам в оптово-торговых организациях или непосредственно у предприятий-изготовителей данного вида ресурсов);
• самостоятельность предприятий-поставщиков (продавцов) и предприятий-потребителей (покупателей) в использовании по своему усмотрению материальных и финансовых ресурсов, находящихся в рамках их прав собственности;
• саморегулирование на основе действующих с помощью управляющих воздействий (налогов, процентных ставок, таможенных пошлин и т. п.) элементов государственной экономической политики для достижения сбалансированности производства с материальными ресурсами;
• ресурсосбережение и противозатратность (основные параметры процесса — материальные ресурсы, материальные затраты, запасы и запасоемкость — должны находиться в равновесном состоянии на общественно необходимом уровне);
• интенсификация использования материальных ресурсов в результате достижения максимально возможной глубины их вовлеченности в производственный оборот, т. е. повторного и многоцелевого использования главным образом отходов потребления как вторичных материальных ресурсов;
• комплексность (предусматривается, что в системе циркулируют все необходимые для деятельности предприятия виды материальных ресурсов, в том числе предназначенные для предоставления информационных, производственных и коммерческих услуг);
• оперативность (способность системы быстро реагировать на требования рынка в целом и индивидуальные потребности отдельных предприятий-партнеров);
• обратимость (возможность свободного перехода продукции как товара из натурально-вещественной формы в стоимостную и обратно);
• восприимчивость к научно-техническому прогрессу (система должна изыскивать, осваивать и рекламировать новейшие виды товаров и услуг, а также насыщать ими рынок. То же относится к использованию в деятельности предприятия новейшей техники и технологий продвижения товаров на рынок, переработки информации и обслуживания предприятий-потребителей);
• реализация приоритета потребителя (удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей (рынков) в материальных ресурсах и услугах на общественно необходимом уровне при наименьших затратах).
Эти принципы должны действовать одновременно, ибо они определяют условия равновесного состояния и эффективного функционирования системы. В противном случае система управления деформируется, что неизбежно приводит к сбоям в процессе материально-технического обеспечения: возникновению дефицитных ситуаций при одновременном образовании избытка запасов товарно-материальных ценностей.