Файл: Исследование и диагностика конфликта и пути разрешения конфликтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Организация и планирование эмпирического исследования

База исследования. В исследовании принимали участие старшие менеджеры по продажам (филиалов торговой сети «Медиа Маркт» в количестве 15-ти человек в возрасте от 29 до 35 лет (мужчины, средний возраст выборки составляет 29 лет). Стаж профессиональной деятельности в торговой сети от 7 до 12 лет. Все менеджеры имеют высшее техническое образование, английский язык (базовый), опыт управления коллективом. Исследование проводилось в 2018 г.

Этапы исследования:

Подготовительный этап: знакомство с испытуемыми, сбор анамнестических данных, выделение экспериментальных групп (специалистов - работников организации), предварительное наблюдение и беседа с испытуемыми, подбор материалов и методик для проведения эмпирического исследования, планирование сроков исследования, подготовка раздаточного материала;

Первый этап: выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик при помощи методики "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина, П.А. Ковалева[43]. Применялась групповая форма тестирования, испытуемые получили индивидуальные бланки ответов, результаты сводились в итоговую таблицу.

Второй этап: определение стилей поведения в конфликтной ситуации при помощи теста описания поведения К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной)[44].

Третий этап: сравнительный анализ результатов исследования.

Исследование проводилось в рабочих условиях, в утренние часы, в привычной для испытуемых обстановке. В ходе исследования испытуемые вели себя адекватно, охотно вступали в контакт, в ряде случаев требовалась минимальная помощь (показать, объяснить и др.), отказов выполнять задания не выявлено.

Применялись следующие методики исследования:

  1. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина, П.А. Ковалева[45];
  2. Методика, направленная на изучение стилей поведения в конфликтной ситуации, представленная тестом описания поведения К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной)[46];

Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина, П.А. Ковалева предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. Текст опросника содержит 80 вопросов, обработка проводится согласно ключу расшифровке ответов. Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам, по каждой из которых возможно набрать от 0 до 10 баллов: вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, компромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность.


Сумма баллов по шкалам "наступательность (напористость)", "неуступчивость" дает в сумме показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов, полученная по шкалам "нетерпимость к мнению других", "мстительность", дает показатель негативной агрессивности субъекта. При этом сумма баллов по шкалам "бескомпромиссность", "вспыльчивость", "обидчивость", "подозрительность" дает обобщенный показатель конфликтности.

Тест-опросник К. Томаса (в адаптации Гришиной) для диагностики поведения в конфликтной ситуации применяет двухмерную модель регулирования конфликтов. Важнейшими измерениями здесь служат кооперация (связана с вниманием личности к интересам окружающих, вовлеченных в конфликтную ситуацию), а также напористость (характерен акцент на защите своих интересов).

Опросник содержит 30 вопросов, с двумя вариантами ответов (А и Б). суждения сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых испытуемому следует выбрать то суждение, которое наиболее типично для его поведения). При обработке учитывается, что количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у испытуемого определенной тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. 

Шкалы опросника (соответствуют способам урегулирования конфликтных ситуаций): соперничество (конкуренция), приспособление (приспосабливание), компромисс (экономический тип), избегание (традиционный тип), сотрудничество (корпоративный тип).

2.2. Результаты эмпирического исследования

Результаты исследования конфликтов в малой группе по методике "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина, П.А. Ковалева среди работников организации представлены в виде таблицы в приложении 1[47].

Согласно таблице, в группе испытуемых, представленной работниками организации, В данной выборке испытуемых у 9 человек отмечается преобладание позитивной агрессивности субъекта, при этом у 6 испытуемых выявлены превалирующие значения негативной агрессивности. Конфликтность в данной группе выражается в бескомпромиссности, вспыльчивости у 9 испытуемых.

Средние показатели конфликтности в данной группе представлены следующим образом:

Рисунок 3 – Средние показатели конфликтности в группе испытуемых

В группе испытуемых, представленной работниками организации, преобладает наступательность (напористость), неуступчивость.


Уровень конфликтности у испытуемых представлен следующим образом:

Рисунок 4 – Общий уровень конфликтности в группе испытуемых

Таким образом, в данной группе у испытуемых преобладает высокий уровень конфликтности. Показателем конфликтности у испытуемых являются бескомпромиссность, вспыльчивость, обидчивость, подозрительность. В целом в группе преобладает позитивная агрессия.

Результаты исследования поведения в конфликтной ситуации при помощи теста-опросника К. Томаса в группе испытуемых представлены в виде таблицы в приложении 2[48].

Согласно табличным данным, в группе работников преобладающей формой поведения в конфликтной ситуации у 6 испытуемых является соперничество, у 3 человек выражено сотрудничество, у 2 респондентов наиболее выражен компромисс, у 3 испытуемых преобладает избегание, у 1 испытуемого превалирует приспособление.

Данные показатели представлены следующим образом:

Рисунок 5 – Показатели преобладающей формы поведения в конфликтной ситуации у сотрудников организации

Таким образом, в группе испытуемых в качестве преобладающей формы поведения в конфликте более всего выражено соперничество, испытуемые конкурируют друг с другом за первенство, лидерство в отделе, стремятся добиться собственных целей и удовлетворения собственных потребностей. В меньшей степени формой поведения в конфликте служит сотрудничество, когда испытуемые учитывают интересы всех сторон конфликта, делают попытки отыскать альтернативу. В данной группе незначительно проявляется в качестве формы поведения в конфликте приспособление, испытуемые не стремятся жертвовать собственными интересами ради интересов других людей. В целом в данном отделе возможно положительное разрешение конфликтов - многие испытуемые осознают необходимость использования стратеги сотрудничества – как более удобного варианта для всех конфликтных сторон.

Индивидуальная характеристика конфликтности испытуемого представлена следующим образом:

Испытуемый № 1 (мужчина, 26 лет).

По параметрам склонности к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик у испытуемого выражена наступательность, обидчивость, наиболее проявляется бескомпромиссность, высокая конфликтность. В целом выражена позитивная агрессивность, не деструктивная ее направленность. Значительно выражена неуступчивость, при этом испытуемый способен выслушать точки зрения окружающих, у него нет нетерпимости к мнению людей, не выражена мстительность, действует открыто и отсутствует излишняя импульсивность в поступках (что выражается в том, что на крик не переходит, силу не применяет, но не уступает и активно навязывает свое мнение).


По показателям преобладающей формы поведения в конфликтной ситуации у испытуемого ярко выражено и преобладает соперничество, человек находится в состоянии конкурентной борьбы, активно доказывает свою позицию в отделе, предъявляет требования, пытается доминировать, навязывать собственную точку зрения. В конфликте ставит свои цели превыше всего, не склонен приспосабливаться. При этом способен к разумному компромиссу, может скооперироваться с сотрудниками отдела для решения проблемы, однако не склонен брать в расчет интересы всех сторон конфликта.

Таким образом, потенциально, способы разрешения конфликтов данным испытуемым недостаточно эффективны, однако имеется конструктивный потенциал. Необходима психологическая коррекция посредством групповых тренингов бесконфликтного поведения.

2.3. Анализ результатов исследования

Для проверки или опровержения выдвинутой гипотезы о том, что существует взаимосвязь между личностной конфликтностью и особенностями конфликтного поведения, проводился расчет корреляций между данными показателями при помощи рангового коэффициента корреляции r-Спирмена при помощи статистического пакета SPSS 17[49]. В процессе исследования были сформулированы следующие рабочие гипотезы:

Н0 :Корреляция между показателями изучаемых параметров не отличается от нуля.

Н1 :Корреляция между показателями изучаемых параметров статистически значимо отличается от нуля.

Все полученные данные в группе низкоэффективных менеджеров в ходе статистической обработки представлены в таблице:

Таблица 2

Корреляционный анализ данных в группе сотрудников организации

Шкалы показателей свойств

rs эмп

Критическое значение rs (при N=15)

rs кр = 0,514 (р ≤ 0,05)

Корреляция

Результат

неуступчивость/избегание

- 0,516

|rs эмп| > rs кр

|0,516|>0,514

отрицательная значимая корреляция

H1 принимается

нетерпимость к мнению других/избегание

-0,541

|rs эмп| > rs кр

|0,541|>0,514

отрицательная значимая корреляция

H1 принимается

Таким образом, гипотеза подтвердилась по указанным шкалам.


Выявлена отрицательная значимая взаимосвязь между неуступчивостью как показателем конфликтности и избеганием как формой поведения в конфликтной ситуации. Чем более выражена неуступчивость, тем меньше показатели по шкале «избегание». При высоких значениях неуступчивости как показателя конфликта индивид решает спорные вопросы за счет интересов оппонента, напорист, следует поставленным целям, при этом у него нет стремления уклониться от решения конфликта, напротив, он старается его разрешить в свою пользу.

Выявлена отрицательная взаимосвязь между нетерпимостью к мнению других как показателем конфликтности и избеганием как формой поведения в конфликтной ситуации. Чем сильнее выражена у индивида нетерпимость к мнению других, тем слабее проявляется избегание как форма поведения в конфликте. У лиц с высокими показателями нетерпимости к мнению других более выражена категоричность мнения, такие лица учитывают только собственные позиции в споре, продвигают свою точку зрения невзирая на аргументы другой стороны конфликта и стремятся разрешить конфликт за счет второй стороны.

Таким образом, в целом группу сотрудников организации характеризуют следующие особенности: данные лица обладают высокой личностной конфликтностью, они чрезмерно неуступчивы и нетерпимы к мнению других, бескомпромиссны, подозрительны, напористы и наступательны. В конфликте склонны достигать его разрешения путем укрепления собственной позиции в споре, активны в доказывании своей правоты, разрешают конфликт за счет оппонентов. В общении с клиентом стремятся навязать собственную точку зрения.

В данном исследовании частично подтверждена гипотеза о том, что существует взаимосвязь между личностной конфликтностью и особенностями конфликтного поведения.

3. Пути регулирования и разрешения конфликтов

3.1. Проблемы конструктивного разрешения конфликтов и прогнозирования поведения личности в ситуации конфликта