Файл: Исследование и диагностика конфликта и пути разрешения конфликтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Этапы и стадии динамики конфликта

Реакция индивида детерминирована личностной зрелостью, допустимыми формами поведения, нормами и установленными правилами. При этом участие человека в конфликте определено значимостью для него поставленных целей и степенью препятствий для реализации данных целей[18].

Чем более важна поставленная человеком цель, тем больше усилий он будет прилагать и тем сильнее будет сопротивление и конфликтное взаимодействие с оппонентами. Процесс конфликта начинается после перехода сторон к обоюдным действиям, которые направлены на ограничение интересов сторон. При этом внутренняя логика конфликта принуждает участников конфликта идти по определенному сценарию[19].

Каждый момент развития конфликта имеет собственные точки разветвления, которые предусматривают несколько вариантов развития. Важным показателем конфликта служит его динамика, являющаяся процессом развития конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних влияний[20]. Конфликт проходит через ряд фаз, стадий и этапов. Динамика конфликта - особый ход развития и изменения конфликта. Имеются следующие стадии развития конфликта[21]:

  • Латентная (скрытая) стадия конфликта, на которой отсутствует открытая конфронтация, однако имеется понимание различий в интересах и растет неудовлетворенность и напряженность в межличностных отношениях.
  • Открытый конфликт разного уровня остроты инициируется с инцидента, прогноз развития которого зависит от возможностей оппонентов.
  • Принуждение прекратить конфликт при понимании непродуктивности конфликта третьей стороной. При этом делаются попытки "заморозить" конфронтацию оппонентов [22]. Оптимальным выходом из него является посредничество медиаторов-конфликтологов, паллиативный выход представляет собой лишь временное прекращение конфронтации[23].
  • Технологическое завершение конфликта, которое заключается в проведении переговоров между оппонентами (в деловых или профессиональных конфликтах).

Этапы и стадии динамики конфликта представлены следующим образом[24]:


Рисунок 1 – Фазы, этапы и стадии динамики конфликта

Источник: Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях/А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2009. – С. 14.

Стадии конфликта состоят из предконфликтной стадии, собственно конфликта и стадии разрешения конфликта, затем следует постконфликтная стадия. На предконфликтной стадии происходит рост напряженности между возможными субъектами конфликта. Стадия собственно конфликта отличается началом открытого противостояния оппонентов (сторон конфликта) в результате конфликтного поведения.

При разрешении конфликта возможны различные способы его завершения[25]:

  • устранения объекта конфликта;
  • замена одного объекта другим;
  • устранение одной из сторон-участниц конфликта;
  • изменение позиции одной из сторон;
  • преобразование характеристик объекта и субъекта конфликта;
  • получение новых сведений об объекте либо формирование каких-то дополнительных условий;
  • недопущение взаимодействия сторон-участниц конфликта;
  • приход участников к единому решению или обращение к медиатору.

На постконфликтной стадии разворачивается новое видение проблемной ситуации с точки зрения договоренности сторон конфликта (мир или временная передышка, новая расстановка сил, оценка сил и др.). Для фаз конфликта характерен циклический характер[26]. После фазы спада в первом цикле может наступить фаза подъема второго цикла с прохождением фаз пика и спада, далее существует вероятность формирования третьего цикла и так далее, при этом возможности окончания конфликта в каждом последующем цикле идут на понижение[27].

Зачастую в конфликте происходит резкое обострение борьбы, свидетельствующее об эскалации конфликта. Признаками эскалации являются формирование образа врага, рост эмоциональной нестабильности, снижение мыслительной деятельности, агрессия с насильственными действиями по отношению к оппоненту, потеря первоначального объекта разногласий с последующим расширением границ конфликта[28].

Каждый конфликт включает закономерности различного вида и порядка. Закономерности первого уровня включают закономерности, которые детерминируют зависимость интенсивности конфликтных взаимодействий от социально-экономических, политических и другого рода факторов. Закономерности второго уровня представляют собой закономерности именно личностные. К ним имеют отношение следующие[29]:


  • зависимость конфликтности от уровня информированности, умений, привычек, убеждений, мировоззренческих особенностей членов коллектива;
  • зависимость конфликтности от интенсивности протекания психологических процессов;
  • зависимость конфликтности в коллективе от совершенства психологических качеств его членов: стилевых особенностей, свойств темперамента и особенностей характера.

Закономерности третьего уровня представляют собой закономерности функционирования коллектива, содержащие зависимости конфликтности от степени развития взаимоотношений между членами коллектива, коллективного настроения, устойчивости традиций, специфики труда, возрастных и мировоззренческих особенностей членов коллектива[30].

1.3. Классификация конфликтов

Конфликты классифицируются по значимым признакам - показателям, характеристикам, параметрам для ориентации в специфике конфликтов и с целью оценки на практике гипотетических путей их разрешения и управления процессом конфликта[31].

Общая характеристика признаков и видов классификации конфликтов может быть представлена следующим образом[32]:

  • в любой сфере проявления конфликта основу составляют противоречия во взглядах, отношениях и т.д.;
  • стремительные конфликты развиваются на основе индивидуальных личностных особенностей, отличаются выраженной враждебностью конфликтующих;
  • маловыраженные и быстротекущие конфликты связаны с причинами, лежащими на поверхности и имеющими эпизодический характер;
  • внутриличностные конфликты имеют связь со столкновением направленных в разных плоскостях личностных мотивов;
  • в основе конструктивных конфликтов лежат объективные противоречия;
  • в инициативных и спровоцированных конфликтах некто является открытым инициатором конфликта, или же обстоятельства латентно подделываются намеренно, что ведет к возникновению конфликта;
  • деструктивные конфликты.

Классификация конфликтов представлена следующим образом[33]:

Рисунок 2 – Классификация конфликтов

Источник: Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях/А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2009. – С. 19.


Необходимо выделить следующие уровни конфликтов: внутриличностный, межличностный, внутригрупповой, межгрупповой, внутриорганизационный[34]. Внутриличностный конфликт может спровоцировать человека к агрессивным действиям по отношению к оппонентам и вызвать уже конфликт на межличностном уровне[35]. Внутриличностный конфликт происходит внутри самого индивида и представляет собой конфликт целей, взглядов[36]. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится именно тогда, когда человек осуществляет попытки достигнуть взаимоисключающих целей. Как пример можно привести выбор места работы выпускником высшего учебного заведения. Данный вид конфликта имеет характер конфликта взглядов, когда человек признает несостоятельность собственных стремлений, поведения в целом и начинает делать попытки выйти из подобного состояния путем ликвидации дискомфорта посредством преобразования своих мыслей, поведения или посредством получения значительного количества информации об имеющейся проблематике.

Межличностный конфликт задействует нескольких человек, если они воспринимают себя пребывающими в оппозиции друг к другу с позиций целей, ценностных установок или поведенческих проявлений[37]. Данный тип конфликта возникает как в результате борьбы за ограниченные ресурсы в организации, так и в результате различий в ценностях, взглядах, личностных особенностях людей.

Межличностный конфликт, как проявление столкновения между отдельными инди­видами в процессе их социального и психо­логического взаимодействия, является наиболее распространенным типом конфликта[38]. Ситуации межличностных конфликтов характеризуются следующими особенностями организации активности личности[39]:

  • высокий уровень активизации и большая интенсивность эмоций (физиологический компонент);
  • высокая значимость, нежелательность, значительная плотность и высокое давление, преимущественно аффективное восприятие ситуации, частая повторяемость неприятных для человека событий (ментальный компонент);
  • совладающие стратегии (поведенческий компонент);
  • активное противодействие ситуации, дискомфортные эмоциональные состояния, невозможность привыкания к описываемым событиям, стремление добиться определенного результата в сочетании с определенными сомнениями в эффективности своего поведения, слабая подконтрольность ситуации и уязвимость самооценки вследствие участия в негативных событиях (рефлексивный компонент)[40].

Также выделяют внутригрупповой конфликт - столкновение между членами группы, которое воздействует на групповую динамику и результативность деятельности группы в целом. Внутригрупповые производственные, социальные и эмоциональные процессы оказывают воздействие на причины и пути разрешения внутригрупповых конфликтов[41].

Внутриорганизационный конфликт ассоциируется с противостоянием и столкновениями, происходящими на базе того, как были запланированы отдельные работы или собственно корпорация, а также на основании характера власти в ней[42].

Таким образом, теоретический анализ проблемы конфликта в научной литературе показал, что конфликты представляют собой форму противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия членов группы при решении проблем профессионального и межличностного плана.

Значимое место среди кризисных ситуаций занимают групповые конфликты в организациях, так как организация является не только производственно-технологическим объединением персонала и средств производства, но и группой (а порой и коллективом) людей, работающих совместно.

Конфликт зачастую ассоциируется с негативными сторонами: агрессией, враждебностью, непримиримыми спорами сторон. Но в определенных случаях конфликт оказывается способным определить значительное число альтернатив проблемы, собрать множество различных точек зрения, принять обоснованные решения. Как ни парадоксально, конфликты не только возможны, но периодически даже желательны в группе, так как помогают сделать процесс принятия решений более оптимальным.

Конфликты отличаются большим разнообразием, представляя собой сложное и не повторяющееся по причинам возникновения, формам взаимодействия сторон конфликта, по исходу и последствиям.

Отсутствие конфликтов в группе невозможно, при этом руководству необходимо проявлять активность и своевременно реагировать на изменения в группе или коллективе, понимать причины возникновения конфликтной ситуации, а также уметь управлять процессом конфликта.

2. Эмпирическое исследование конфликтности и конфликтного поведения