Файл: Договоры и их виды, как одна из форм организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами (на примере ООО «МИЛЛИОН ДЕТАЛЕЙ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также не причисляются к коммерческим договоры передачи имущества во временное пользование, так как не имеет своей целью отчуждение имущества и предполагают его возврат собственнику, т.е. это договоры аренды, доверительного управления, займа.

1.2 ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ

Общие правила заключения коммерческого договора устанавливаются в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ). В первую очередь, стороны должны достичь согласия по всем существенным условиям договора, при этом достигнутые сторонами условия должны согласно п.1 ст.432 ГК РФ соответствовать основным требованиям для предполагаемого к заключению вида договора.

В главе 28 ГК РФ установлен общий порядок заключения договоров, который также распространяется и на договоры, заключаемые в коммерческой деятельности. Однако, для коммерческих договоров установлены некоторые особенности, вызванные потребностями коммерческого оборота. Эти особенности предусматривают заключение договора посредством направления контрагенту оферты. Другая сторона должен акцептовать полученное предложение.

В статье 435 ГК РФ дается определение оферты, согласно которому «офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора»[10].

Статья 438 ГК РФ разъясняет, что акцепт – это ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии, после чего договор считается заключенным. Акцепт, как следует из п. 1  ст.438, должен быть полным и безоговорочным. Ответ на оферту, содержащий кроме согласия заключить договор дополнения, ограничения или иные изменения предложенных условий, считается отказом от акцепта и расценивается, как новая оферта. «Из этого следует, что если оферент, получивший на свою оферту акцепт с оговорками, не выразит в четкой форме своего согласия на такие оговорки, то договор считается незаключенным»[11]. Следует заметить, что в классическом смысле акцепт предполагает подписание договора стороной, получившей оферту, либо письменного уведомления оферента о согласии заключить договор на предложенных в оферте условиях.


Одной из разновидностей принятия оферты является акцепт конклюдентными действиями. Согласно п. 2 ст. 438 ГК РФ молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. В п. 3 указанной статьи установлен, что в случаях, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, уплата соответствующей суммы и т.п.) признается акцептом.

«Заключение договоров путем конклюдентного акцепта действием приобретает особую важность в обязательствах, связанных с регулярными поставками товара между постоянными партнерами на рынке. В этих случаях существенным является доказывание факта получения оферты (заказа) продавцом товара, иной отгруженный товар может быть не принят покупателем»[12].

Предварительный договор является еще одной юридической конструкцией, часто используемой в коммерческой деятельности. Предварительный договор связывает стороны обязательствами о заключении основного договора. При этом п.5 ст.429 ГК РФ в случае отказа одной из сторон заключить основной договор, предусматривает возможность заявить требование о понуждении к заключению основного договора в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора.

Возможность заключения рамочного (генерального) договора предусмотрена в ст. 429.1 ГК РФ. Это договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора. Отличием рамочного договора от предварительного является то, что рамочный договор не содержит обязательства сторон заключить основной договор в будущем, содержит лишь общие условия взаимодействия сторон, а существенные условия определяются в каждом конкретном договоре, заключаемом сторонами на основании рамочного. Еще одним отличием рамочного договора является его длящийся характер. Цель рамочного договора – это создание долгосрочных деловых отношений сторон. Каждый отдельный договор, заключенный в рамках рамочного договора является автономным и самостоятельным, поэтому прекращение действия рамочного договора не прекращает заключенных на его основании отдельных сделок. Однако, если стороны включают в рамочный договор существенные условия тех договоров, которые заключаются на его основании, признание рамочного договора недействительным повлечет за собой последствия незаключенности локальных договоров.


В качестве примера рамочного договора можно привести «договор об организации перевозки грузов, в соответствии с которым, согласно ст. 798 ГК РФ, перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Договоры об организации перевозок не заменяют договоров перевозки. Их назначение состоит в упорядочении взаимоотношений сторон, связанных с организацией систематических перевозок грузов»[13]. Генеральный страховой полис, генеральный кредитный договор, Генеральное соглашение об общих условиях совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов – это также примеры рамочных договоров, применяемых в коммерческой деятельности.

Статься 447 ГК РФ предусматривает возможность заключения договоров посредством проведения торгов, для организации которых используются не оферта и акцепт, а извещение участников о проведении торгов и их заявки. В настоящее время наиболее актуальной формой проведения торгов является электронная. Для организации торгов заключается организационное соглашение между участниками и организатором, так называемый Договор о проведении торгов, определяющее порядок взаимоотношений участников в процессе организации и проведения торгов.

В коммерческой деятельности широко применяется практика подписания протоколов о намерениях, которые не обеспечивают их участникам правовую защиту, а стороны не несут юридических обязательств по заключению основного договора в будущем. Как правило, такая форма фиксации устных договоренностей используется, когда стороны уже имеют длительный опыт совместной коммерческой деятельности и проявили себя как надежные контрагенты.

На стадии согласования условий проекта договора у сторон есть возможность изменить условия оферты путем оформления протоколов разногласий, в которых несогласная с какими-либо условиями сторона предлагает свою редакцию того или иного пункта договора.

В последнее время все чаще стали заключаться договоры в электронной форме. Пункт 2 ст. 160 ГК РФ разрешает использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи при совершении сделок. Данное положение ГК РФ конкретизируется Федеральным законом  от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В случае применения контрагентами электронного документооборота, стороны заключают Соглашение об обмене данными, в котором определяют для себя правила применения электронного обмена данными, а также подробно регламентируют права и обязанности друг друга при передаче, получении и хранении электронных сообщений. «Применение такого рода соглашений в торговле позволяет участникам коммерческой деятельности ускорить товарный оборот, сократить сроки между заключением договоров, совершением других сделок и снизить издержки, а также придать юридическую силу сделкам, совершаемым электронным образом, обеспечить их правовое признание и судебную защиту»[14].


В следующей главе будет рассмотрена процедура применения в коммерческой деятельности договора как формы организации взаимоотношений с контрагентами на примере конкретной организации.

2. ДОГОВОР – ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «Миллион деталей»)

Договорная работа - это важная форма организации коммерческой деятельности компании, которая направлена на регулирование взаимоотношений с контрагентами с помощью договоров. Наиболее активно договорную работу ведут коммерческие организации (торговые, промышленные), главная цель деятельности которых - получение прибыли.

Коммерческие организации в процессе ведения договорной работы решают следующие основные задачи:

  • установление хозяйственных связей;
  • изменение хозяйственных связей;
  • прекращение хозяйственных взаимоотношений;
  • контроль за деятельностью организации;
  • защита прав и законных интересов организации.

Безусловно, в каждой организации порядок ведения договорной работы строится на основе законодательных и корпоративных норм права, а также основополагающих принципах, в частности:

  • принцип законности - договор должен соответствовать обязательным законодательным требованиям и правилам, действующим в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ);
  • принцип добросовестности - стороны договора не должны злоупотреблять своими правами и надлежащим образом исполнять обязанности (п. 5 ст. 10 ГК РФ);
  • принцип разумности - хозяйственные отношения должны быть целесообразными, рациональными и логичными (п. 2 ст. 6 ГК РФ);
  • принцип свобода договора - стороны вправе по своему усмотрению заключать тот или иной договор, определять его условия, за исключением прямого указания в договоре или случая заключения предварительного договора (ст. 421 ГК РФ);
  • принцип последовательности – все процедуры по заключению договоров должны выполняются в определенном порядке. В каждой организации желательно разрабатывать регламент или положение о порядке ведения договорной работы;
  • принцип согласованности - для достижения единой цели в процедуре заключения договора, как правило, участвует несколько подразделений коммерческой компании, визирующих/согласовывающих проект заключаемого договора, например, коммерческий отдел, юридический отдел, бухгалтерия и т.п.;
  • принцип разделения труда - компетенции (права и обязанности) подразделений или работников коммерческой организации, которые принимают участие в договорной работе, не должны дублироваться компетенциями других участников.

В настоящей работе предлагается рассмотреть процедуру организации коммерческой деятельности через договорную работу с контрагентами на примере ООО «Миллион деталей».

2.1 Основные сведения о компании

Общество с ограниченной ответственностью «Миллион деталей» занимается оптовой и розничной продажей автозапчастей для иномарок и автохимии.

Юридический адрес и местонахождение общества: г.Альметьевск, ул. Объездной, д. 16б. Уставный капитал составляет 50 000 рублей, с начала основания общества остался без изменений, состоит из номинальной стоимости долей, принадлежащих нескольким участникам Балансовая стоимость основных средств на 01.09.2020 г. составляет 198736 тыс. рублей. В компании и филиалах работает – 189 человек. В ООО «Миллион деталей» проводится работа по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров.

ООО «Миллион деталей» уже на протяжении более 15 лет успешно решает самые сложные задачи своих контрагентов, поставляя высококачественные, надежные автозапчасти для иностранных автомобилей. В первую очередь, ООО «Миллион деталей» ориентируется на оптовую продажу автозапчастей. Однако, начала свою деятельность компания с открытия розничного магазина по продаже автозапчастей в 2005 году в Татарстане. Сегодня ООО «Миллион деталей» имеет несколько розничных магазинов в различных российских регионах. ООО «Миллион деталей» активно развивается, сотрудничая только с проверенными и самыми надежными поставщиками.

Основными контрагентами организации являются:

  • Автосервисы;
  • Станции технического обслуживания;
  • Частные лица и предприниматели;
  • Предприятия со своим автопарком;
  • Автобазы и строительные компании;
  • Транспортные компании;
  • Такоспарки;
  • Автомагазины и авторынки;
  • Оптовики в регионах РФ;
  • Посредники на тендерах и биржах;
  • Государственные компании.

В 2007 году компания открыла оптовый склад автозапчастей, что позволило нам снизить цены на товар, тем самым улучшив условия взаимовыгодного сотрудничества путем объединения в одном месте самых лучших и надежных поставщиков и производителей со всего мира, для того чтобы клиенты ООО «Миллион деталей» имели возможность найти все необходимое для своего автомобиля в одном месте. После чего в этом же году начал свою работу интернет-ресурс onemillion-parts.ru.

В организационной структуре компании основные отделы, участвующие непосредственно в коммерческой деятельности организации представлены следующим образом: