Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Разработка бюджетов» (Характеристика и оценка эффективности системы бюджетирования ПАО «Томсэнергосбыт»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет любой компании– это полный и фактический отчетных документов, которые определяют различные параметры и характеристики финансово-экономической деятельности компании и ее структурных подразделений. При формировании бюджета очень важно осуществлять полноценный анализ первоначальных и исходных данных о фактических результатах деятельности компании, которая поступает руководству компании. Менеджеры проводят полноценный анализ информационных данных, а также осуществляют сравнение плановых показателей с фактическим и принятие конкретных решений по отклонениям с полноценным оформлением распоряжений. Актуальность данной определяется тем, что в разработка регламента выполнения процесса «разработки бюджета» имеет особую важность и требует постоянного изучения.

Целю данной работы является изучение теоретических аспектов разработки бюджета и представление регламента выполнения данного процесса на основе использования программного обеспечения.

Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные понятия разработки бюджета и системы бюджетирования;

2. изучить особенности применения технологии разработки бюджета;

3. Охарактеризовать ПАО «Томскэнергосбыт»;

4. представить регламент по разработке бюджета на примере компании ПАО «Томскэнергосбыт».

Основной информационной базой для исследования, являются документы и отчётность компании.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РЕГЛАМЕНТА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА «РАЗРАБОТКА БЮДЖЕТА»

1.1 Понятие и сущность разработки бюджета и системы бюджетирования

На сегодня результат деятельности предприятия зависит от полноценного и эффективного прогнозирования и планирования деятельности. Модернизация всех имеющихся систем управления подразумевает полноценное проведение комплекса различных мероприятий, которые в целом способствуют росту конкурентоспособности самого бизнеса. Характерной чертой современного бизнес планирования состоит в регулировании и в системном использовании различных программ, прогнозов, а также проектов, расчетов с использованием методов оптимизации и повышения эффективности принимаемых решений для установления конкретных целей и задач при фактическом решении вопросов развития компании.


Бюджет — это смета расходов и доходов компании. Составление и разработка бюджета важнейший элемент процесса планирования финансовой стороны вопроса. Механизм полноценного бюджетного планирования доходов и расходов очень важно внедрять для экономии финансовых и денежных ресурсов, повышения оперативности данными средствами, снижения расходов и потерь по непроизводственным статья, а также для общего повышения достоверности различных плановых показателей. Бюджеты составляются на год с разбивкой по конкретным кварталам. Для полноценной организации эффективной системы бюджетирования деятельности очень важно использовать сквозную систему бюджетов:

- бюджет расходов по электроэнергии;

- бюджет материальных расходов;

- бюджет фонда оплаты труда;

- бюджет расходов по амортизации;

- бюджет прочих непроизводственных расходов;

- бюджет расходов по займам;

- бюджет по налоговым расходам.

Бюджеты в целом могут охватывать полный денежный оборот компании. Сводный бюджет в целом должен быть пооностью равен сумме бюджетов филиалов или структурных подразделений компании. Предприятию очень важно добиваться активизации деятельности всех структурных подразделений в целом, а также каждый бюджет нижнего уровня дополняет и детализирует бюджеты высокого уровня, т.е. бюджеты филиалов входят в общий бюджет компании.

Оптимальным считается бюджет, в котором его доходный раздел в целом равен его расходной части.

При дефиците сводного бюджета фактически возникает необходимость полноценной корректировки путем увеличения доходов компании или же снижения соответственно расходов.

В ходе разработки бюджета в виде процесса следует выделить 3 основных компонента:

1. Организационное и правовое обеспечение –компонент, который полностью затрагивает различные вопросы организации подразделений, которые несут ответственность за полноценное обеспечение, а также поддержание процесса бюджетирования и предполагает выбор лица, в целом контролирующее выполнение процесса разработки бюджета;

2. Процесс разработки бюджета фактически предполагает разграничение всех процедур, таких как: исполнение, планирование бюджетов, сбор информационных данных, а также их анализ и т.д. В данном случае очень важно осуществлять разработку и утверждение регламента, с использованием средств контроля для мониторинга всех процедур;

3. Технология разработки бюджета– этот важнейший компонент, который в целом включает в себе полноценный процесс формирования и общей консолидацию бюджетов различных уровней и видов компании. Для этой цели специальн разрабатывается финансовая структура компании, представляющая совокупность различных центров ответственности.


Важнейшей целью разработки бюджета является повышение эффективности деятельности компании и его финансовой устойчивости на основе общей координации работы структурных подразделений компании для фактического достижения конечного результата.

Система бюджетирования же в целом дает возможность улучшить внутрифирменную координацию деятельности по составным элементам, при этом одновременно охватить изменения финансовых ресурсов и их источников, а также помогает на постоянной основе выявлять различные риски, повысить в целом общую гибкость системы бюджетирования в целях реализации стратегических задач компании.

Основными функциями бюджетирования является следующее (планирование, контроль и анализ):

- функция планирования – считается одной из важнейших, по причине того, что разработка бюджета это по сути и есть внутрифирменное планирование. С учетом стратегических целей деятельности компании, бюджет по сути решает задачи фактического распределения и перераспределения финансовых ресурсов, которые имеются в распоряжении компании.

Разработка бюджетов позволяет получить количественную определённость по деятельности компании, все затраты, расходы и результаты деятельности. Бюджетирование фактически дает возможность выстраивать правильное и достаточно четкое целеполагание в компании при построении стратегии.

- контрольная функция – это функция, которая способствует в целом планированию, а также координации между различными структурными подразделениями и отделами, мониторингу деятельности, принятию решений, мотивации персонала к достижению конкретных задач и целей. Контроль за деятельностью осуществляется на основе сопоставления плановых и фактических показателей.

- функция анализа- дает возможность сопоставлять фактические показатели с плановыми фактически на любом этапе, выявлять отклонения в деятельности и дает возможность в дальнейшем корректировать все действия [22].

В заключение следует отметить, что разработка бюджета дает возможность получить определенное конкурентное преимущество через формирование эффективной системы управления ресурсами, и при этом прогнозируя различные трудности и анализируя их в будущем.

Таким образом, одной из важнейших проблем компаний является внедрение и развитие разработки бюджетов, которые дают возможность управленцам компании иметь общую картину ее деятельности, а также её общего финансово-экономического положения, прогнозировать конечный результат и регулировать различные риски, а также полностью оптимизировать расходы и в целом повысить уровень контроля и надзора над финансовыми ресурсами. В целом, бюджетирование позволяет охватывать различные стороны развития деятельности компании, а также осуществлять полную координацию.


1.2 Особенности применения технологии разработки бюджета и бюджетирования

Технологию разработки бюджета компании следует продемонстрировать на основе примера, который в целом полностбю описывает соотношения между различными показателями внутри таблиц бюджета, а также соотношение итоговых показателей как консолидированного бюджета. В качестве главных упрощающих факторов должна быть система специальных допущений:

- бюджетные таблицы обычно составляются путем деления на кварталы и годы;

- компания осуществляет производство и продажу одного вида продукции;

- компания не является плательщиком НДС;

- все косвенные налоги, которые фактически включаются в валовые расходы учитываются в составе основных показателей, по которым

определяется заработная плата и прочее;

- налог на прибыль фактически рассчитывается по конкретной упрощенной схеме – прибыль компании оценивается по итогам деятельности компании за год, а затем делится на 4 части.

Подобные упрощения не носят какой-либо принципиальный характер, а также фактически служат целям обеспечения наглядности и простоты технологии разработки бюджетов.

На многих предприятиях фактически существует 3 подхода к бюджетированию:

1. Бюджетирование путем финансовой децентрализации и структуризации;

2. Процессно-ориентированный подход;

3. Управление «вне формирования бюджета».

Рассмотрим данные подходы детально. В настоящее время достаточно актуальным является на основе финансовой структуризации предполагает определять доходы и расходы отделов и подразделений компании. Данный подход предполагает финансовую ответственность и формирования компетенций и полномочий руководителей центров ответственности.

Несмотря на достаточно широкий опыт использования данной методики для целей разработки бюджета, существуют серьезные проблемы организационного характера. Сложностью является распределение прав и обязанностей между различными подразделениями и отделами компаний с фиксацией пределов ответственности, обязанностей и их прав. Финансовое структурирование осуществляется на основе формирования организационной структуры и дает возможность улучшить общий порядок в данной структуре и повысить её общую управляемость. Процессно-ориентированный подход строится на основе фактического обозначения границ бизнес-процессов с конкретным назначением лица, который будет полностью отвечать и нести определенную ответственность за их результаты, полномочия и ответственность за ресурсы, которые потребляются бизнес-процессами. Данная концепция направлена на полностью изменившийся образ руководства и мышления менеджеров.


При полноценном рассмотрении подходов к формированию бюджетирования следует выделить существование 2 основных направлений: построение бюджета «сверху вниз» или «снизу вверх».

Принцип формирования конкретных целей и определенных установок для формирования бюджета лежит использование конкретных информационных данных подходов. При фактическом использовании методики «сверху вниз» конкретной цели и задачи полностью устанавливаются на достаточно высшем уровне управления. На уровне отделом или подразделений в целом определяются целевые установки деятельности компании. С учетом конкретных целей осуществляется полный расчет бюджетов отделов и подразделений.

При формировании бюджета «снизу – вверх» он рассчитывается на основе определения планов на будущий период путем формирования показателей прошлого периода. Информация о бюджете собирается исполнителями различных нижних уровней и далее передается на верхний уровень руководства.

По мнению различных ученых в сфере разработки бюджетов, бюджет «снизу вверх» как вид бюджета имеет широкое распространение в России по причине общей нестабильности в целом и перспектив развития рынка, отсутствия желания руководства заниматься конкретно планированием. Как показывает практике, зачастую используются различные смешанные варианты, которые включают различные методики.

При внедрении технологии разработи бюджетов выделяются конкретные этапы. В целом процесс внедрения бюджетирования следует показать в виде 2 этапов (таблица 1). Специфика первого этапа в целом заключается в определении эффективного механизма взаимодействия между различными отделами или подразделениями компании в сфере внутрифирменного планирования, определяет конкретные сроки предоставления различных документов для создания дневных, операционных и финансовых бюджетов, распределяет полностью ответственность выполнение определенных процедур.

Таблица 1 – Основные этапы внедрения системы бюджетирования

Этап работы

Документы

Результат

1. Разработка финансовой

структуры компании

Положение о

центрах

ответственности

Состав центров

ответственности,

классификация и распределение по конкретным по уровням

2. Формирование системы ключвых

показателей

Методика формирования

показателей деятельности

Система показателей

деятельности центров

финансовой ответственности

3. Разработка системы

Специальных форм бюджета

Структура бюджета

Виды бюджетов в целях планирования, общие

взаимосвязи между различными уровнями бюджетами

4. Разработка методологии по

Заполнению форм

бюджета

Методика

Состав первичной документации,

из которой необходимо брать

данные для составления

бюджетов. Регламенты

формирования бюджетов.

Взаимосвязи показателей в

бюджетах.

5. Разработка бюджетов

центров

ответственности

Комплекс бюджетных форм

Формат и информационное

содержание форм бюджетов

6. Разработка регламентов

взаимодействия

Регламент. Ограничение

доступа

Регламент документооборота и

доступа

информации

7. Разработка форм бюджетного

контроля

Приказ. Инструкции по

рабочим местам.

Формы контроля за составлением

бюджетов. Правила сравнения

показателей с плановыми показателями и анализа отклонения