Файл: Основные функции в системе менеджмента (Анализ системы функций управления организацией в ООО «Калуа»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования функций в системе управления организации
1.1. Становление менеджмента и его функций
1.2. Понятие и сущность и основных функций управления
1.3 Взаимосвязь основных функций управления
ГЛАВА 2. Анализ системы функций управления организацией в ООО «Калуа»
2.1. Организационная характеристика ООО «Калуа»
2.2. Исследование используемых на предприятии функций управления
Повышение уровня централизации в управлении объединениями предпринимательских структур на современном этапе предполагает дальнейшее развитие таких функций управления, как внутрифирменное планирование, организация и контроль производственной деятельности всех подразделений фирмы.
ГЛАВА 2. Анализ системы функций управления организацией в ООО «Калуа»
2.1. Организационная характеристика ООО «Калуа»
Магазин «Калуа» является хозяйственно самостоятельным предприятием розничной торговли, действующим на основе финансовой независимости и само обеспечения и самофинансирования.
Основным документом, регулирующим деятельность магазина, является Устав, Положение о магазине и Положение о торговом отделе. В этих документах определены цели, функции, задачи, полномочия магазина и другие аспекты его работы. Согласно этим документам основными целями магазина «Калуа» являются:
- обеспечение сотрудников предприятий и жителей близлежащих микрорайонов продукцией потребительского назначения;
- розничная продажа покупателям продукции отечественных и зарубежных заводов, продажиющих посуду и предметы кухонного обихода;
- удовлетворение запросов населения города и области в отношении товаров повседневного пользования;
- обеспечение удобства и комфорта при приобретении товаров в магазине и т.п.
Управление многообразно и выступает в различных формах, которые можно сгруппировать как:
• техническое управление различного рода естественными и технологическими процессами ООО «Калуа»;
• идеологическое управление через общественные и политические институты;
• управление социальными процессами ООО «Калуа»;
• хозяйственное управление социально-экономическими процессами ООО «Калуа».
В магазине используются следующие виды управления:
управление в неживой природе – техническое;
управление в организмах, в живой природе – биологическое;
управление в обществе – социальное.
Основная цель ООО «Калуа», согласно уставу, звучит следующим образом: Получение прибыли от результатов своей деятельности.
Однако помимо главной формальной цели необходимо сформулировать миссию, которая будет являться отправной точкой деятельность предприятия, направленной на повышение конкурентоспособности предприятия и определение основных направлений работы по совершенствованию деятельности. Миссия ТЦ «Калуа» звучит следующим образом:
«Нашей главной задачей является реализация надёжных, качественных, долговечных и эстетически привлекательных строительных и отделочных материалов, которые бы полностью соответствовали вкусам, предпочтениям и запросам предполагаемых потребителей нашей продукции, в качестве которых мы надеемся увидеть как молодых людей, так и людей среднего и старшего возраста со средним уровнем доходов и ради удовлетворения потребностей которых мы будем стараться постоянно совершенствовать торговый ассортимент, улучшать её по всем параметрам посредством повышения эффективности торгово- технологических и производительных процессов нашего магазина».
Как видно из данной миссии она должна носить декларативный характер и избегать конкретики. Но это одно из требований к формулированию миссии которое прописано в большинстве учебников по менеджменту. Устранить этот недостаток должна быть детализирована и конкретизирована с помощью философии (Табл. 2.1).
Таблица 2.1
Философия
Важнейшие направления деятельности. |
Принципы работы |
Торговая деятельность |
Путем целенаправленного совершенствования торгово-технологического процесса добиться оптимизации торговых операций, снижая их себестоимость и расширяя ассортимент в степени полностью удовлетворяющих покупателя. |
Качество |
Особое внимание в деятельности необходимо уделить качественным характеристикам продукции и предпродажной проверки. Добиться минимального уровня жалоб покупателей на качество продукции. |
Персонал |
Быть внимательным и чутким к его запросам и нуждам, способствовать росту отдачи труда и самореализации способности работников. |
Капитал |
Постоянно и гибко перестраиваться, повышая эффективность использования уставного капитала |
Сотрудничество |
С уважением относиться к деловым партнерам и активно работать с ними, расширяя сферу деловых взаимоотношений. |
Основные формальные цели ООО «Калуа», которые оговорены в уставе, звучат следующим образом:
- торговля строительными и отделочными материалами;
- организация торговли строительными и отделочными материалами и его совершенствование;
- обеспечение жителей Татарстана строительными и отделочными материалами;
- организация непрерывного инновационного процесса совершенствования продукции.
2.2. Исследование используемых на предприятии функций управления
Все торговые операции по обеспечению магазинов продукцией осуществляются коммерческо-сбытовой отделом, или проходят с участием данного отдела. Потому магазины и торговые точки практически не обладают полномочиями по взаимодействию с поставщиками товаров.
Для обеспечения текущей деятельности предприятия руководством различных подразделений разрабатываются планы и программы деятельности.
Прогнозы продаж и сбыта также делает лично генеральный директор. При этом привлекаются специалисты различных торговых служб, чье экспертное мнение ложится в основу прогноза. Но окончательный вариант прогноза вырабатывается лично директором.
Для обеспечения текущей, оперативной и долгосрочной деятельности на предприятии в целом и в его торговых подразделениях в частности принимается достаточно большое количество решений.
У ООО «Калуа» должны существовать четыре группы планов.
1. Основные направления деятельности, главным содержанием которых является стратегия на обозримое будущее 10-15 лет.
2. Планы развития организации на срок 1-5 лет. Этот план должен определять мероприятия, которые необходимы для создания новых поколений продуктов. План развития должен служить основой для разработки плана диверсификации, который должен характеризовать создание новых видов продукции; ликвидационный план; план НИР.
3. Тактические планы. Они должны быть ориентированы на те мероприятия, с помощью которых выпускаются товары. В рамках тактического плана разрабатываются планы по маркетингу, производству, закупкам, бизнес-план.
4. программы и планы проектов, в которые должны быть включены конкретные мероприятия.
Вся хозяйственная коммерческая и маркетинговая деятельность нашего предприятия в целом и нашего отдела в частности (отдел – Отделочные и строительные материалы) осуществляется в рамках организационной структуры, которая имеет следующий вид (рис. 2.2, Приложение 2)
В дальнейшем данная система управления должна быть реструктуризирована.
В функции товароведов входят решения всех оперативных вопросов связанных с непосредственной организацией торгово-технологического процесса и движение товаров, а также организацией торгового обслуживания покупателей магазина.
Все структурные подразделения взаимосвязаны между собой системой функциональных и линейных связей. Функциональные структурные подразделения предприятия в основном взаимодействуют друг с другом через промежуточный элемент – через административные единицы магазинов. Однако по некоторым вопросам предусмотрена система прямых взаимосвязей как между непосредственно структурными функциональными подразделениями, так и между линейными торговыми структурами.
Взаимодействие между функциональными подразделениями носит в основном формальный характер и четко регулируется внутренними нормативными документами, в качестве которых наиболее часто выступают положения о структурных подразделениях. В качестве примера регламентации такого взаимодействия можно привести взаимоотношение отдела маркетинга с бухгалтерией.
В качестве недостатков существующей системы следует отметить, что они чересчур формализированы и не имеют элементов неформального взаимодействия функционально-штабных работников. В итоге это приводит к задержке (в некоторых случаев) прохождение информации документов и выполнение различных торгово-коммерческих операций. В целом это снижает эффективность предприятий.
В настоящее время в деятельности ООО «Калуа» используются отдельные элементы контроллинга персонала
Поскольку в нашей работе речь идёт о торговой организации, то большое значение приобретает внешний контроль со стороны контролирующих органов.
В настоящее время число органов, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей и организаций, достаточно велико. Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, полный перечень которых дан в акте, регулирующем его деятельность, а также в нормативных документах исполнительных органов власти. Эти полномочия осуществляются государственными органами путем издания соответствующих постановлений, решений и распоряжений.
Предприятия ведут бухгалтерский учет и статистическую отчетность, предоставляют государственным органам информацию, необходимую для налогообложения, и осуществляют другие действия, предусмотренные законом. Предприятия публикуют данные о своей деятельности, включая годовой баланс, в порядке, установленном законодательством.
Налоговые, природоохранительные, антимонопольные и другие государственные органы по принадлежности осуществляют проверку деятельности предприятий по мере возникновения необходимости и в пределах своей компетенции. Предприятия имеют право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к государственному контролю [13, с. 154].
Контроль, осуществляемый работниками милиции
Деятельность работников милиции по осуществлению контроля регулируется Законом РФ «О милиции», Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими нормативно-правовыми актами.
Контроль и надзор, осуществляемый органами Госстандарта
Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам, а также правил обязательной сертификации и реализации сертифицированной продукции.
Контроль, осуществляемый Роспотребнадзором
В систему Территориального Управления Российского потребительского надзора (сокращенно – Роспотребнадзор) входит департамент государственной инспекции по торговле Минэкономразвития и подчиненные ему территориальные органы – управления государственной инспекции по торговле в субъектах РФ. Одной из функций Роспторебнадзора является осуществление санитарно-эпидемиологического надзора.
Лицензионный контроль
Лицензирующими органами в пределах их компетенции осуществляется регулярный контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, определенных Положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Все мероприятия по покрытию потребности в персонале (привлечение, перераспределение, высвобождение, развитие и т.п.) носят неформальный характер и осуществляются по преимуществу линейными руководителями без единой системы и не в рамках кадровой политики.
На предприятии также не осуществляется взаимосвязи между кадровыми планами и организационно-технологическими мероприятиями (изменения организационных структур, структур управления, системы организации труда, технологических процессов.)
Следует отдельно отметить тот факт, что в рамках кадровой политики происходит привлечение персонала из двух основных источников.
В основном на предприятии доминирует внутренний источник. Заполнение вакантных должностей происходит на основе внутренних перемещений и ротаций персонала. Также из внутренних источников практикуется заполнение должностей специалистов и управленцев. Наши исполнительные должности заполняются из внешних и источников.