Файл: 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 354
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
необходимое в содержании поступков, т.е. выявляют закономерности. Итак, случайность есть форма проявления и дополнения необходимости. Итак, случайность есть форма проявления и дополнения необходимости (с точки зрения синергетики, верно и обратное утверждение для периодов скачков…).
Пример. Случайные мутации организмов при изменении условий могут закрепляться, передаваться по наследству и стать необходимым признаком нового вида. И наоборот, то, что было необходимым, может стать редко, случайно встречающимся (атавизмы) и вообще исчезнуть.
Фатализм – данный взгляд связан с преувеличением роли необходимости в жизни, с отрицанием случайностей. Получается, что все в жизни предопределено, то есть действует некий рок, фатум, судьба. Человек просто не знает судьбы, но она есть и что бы он не делал, он не может ничего изменить.
Волюнтаризм – данный взгляд связан с отрицанием необходимостей, закономерностей. Отсюда вытекает вывод, что все зависит от моей воли, нет необходимости с чем либо считаться, так как нет никаких закономерностей. Волюнтаризмом, например, была отмечена попытка повернуть северные реки на юг, потому что мы считаем, что так будет лучше. При этом полностью игнорировалось то, что у природы есть свои закономерности и их игнорирование может привести к непредвиденным последствиям. Еще чаще мы проявляем волюнтаризм в общении друг с другом, давая советы, настаивая на их выполнении, не считаясь с психологическими возможностями человека, его характером как внутренней его закономерностью, необходимостью.
Придумайте свои примеры. Ответьте на вопросы: 1. Может ли какое-либо явление характеризоваться только как случайное или только необходимое (ваше появление на свет – случайность или необходимость?). 2.К чему ведет метафизическое преувеличение одного из этих моментов? Что такое фатализм и волюнтаризм? 3. Каков механизм появления дурных привычек с точки зрения диалектики случайности и необходимости? 4. С чего начинается познание: а)когда перед нами новый предмет; б) когда перед нами предмет из известного класса предметов? Способствует ли познание случайности познанию необходимости (закономерности)? Почему? Как вы оцениваете высказывание «Наука враз случайностей»?
***
ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Возможность – категория, отражающая наличие объективных тенденций развития в предметах, явлениях существующих в действительности. Основанием возможности служат спорадически возникающие, неустойчивые связи, имеющие место в действительности. Они могут исчезнуть, а могут стать устойчивыми, необходимыми, т.е. новой действительностью.
Действительность – объекты, явления, которые уже существуют. Они включают в себя возможность новой действительности.
Преувеличить роль возможностей в нашей жизни – это значит жить иллюзиями, принять желаемое, возможное за действительность. Сами по себе, т.е. без работы по преобразованию действительности, которая реально существует, возможности в ней заложенные, не превратятся в действительность.
Понятие «вероятность» отражает большую или меньшую степень превращения возможности в действительность.
Преувеличить («обожествить») действительность, посчитать ее раз и навсегда данной, неизменной, идеальной значит не быть критичным, не замечать нарождающихся возможностей, а они могут быть не только позитивными, но и негативными, несущими опасность.
Классификация возможностей
по степени их обусловленности действительностью
действительность-1 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - действительность-2
возможности: условия:
1. реальные - а) объективные-
а. прогрессивные (по их роли есть и в природе,
б. регрессивные в развитии) и в обществе.
Условия для их реализации уже есть.
2.абстрактные - б)субъективные-
как и реальные, они вытекают из это сознательная
объективных законов, но условия деятельность
для их реализации не сложились самого человека
3. формальные –
обусловлены случайными связями
(лучше на них не опираться)
Опираться нужно на реальные возможности, для этого надо создавать условия, влияя на саму действительность. Абстрактные возможности можно сделать реальными, а реальные превратить в действительность. Разнообразие возможностей в природе и обществе – основа для выбора, для свободы человека. Приведите примеры.
1. Где возникают возможности? 2. Одну или много возможностей рождает действительность? 3. Любая ли возможность превращается в новую действительность? От чего это зависит? Дайте классификацию возможностей. 4. Раскрывая содержание категорий возможности и действительности, вводят категорию «вероятность». Что она выражает? 5. Можно ли дать научный ответ на вопрос, каким будет мир через сто лет? Почему? 6. Почему рождающиеся возможности альтернативны? Какие противоположные возможности развития общества, по-вашему мнению, существуют в настоящее время? 7. Какова роль субъективного фактора при превращении возможности в действительность в развитии общества и природы на данном этапе?
ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА
Принципы
1. Установите соответствие, характеризующее основные методы философского исследования:
1) диалектический метод а) принцип развития,
б) признание локального характера связей между явлениями,
2) метафизический метод в) принцип всеобщей связи явлений,
г) констатация устойчивости, неизменности предметов и
явлений окружающего мира.
2. Какие из названных явлений послужили предпосылками возникновения метафизического подхода к миру, а какие – диалектического:
а) эволюционное учение Дарвина,
б) становление науки классического типа (Ньютоновская механика и др.),
в) закон сохранения и превращения энергии.
Почему?
3. Расположите в хронологическом порядке формы диалектики:
а) материалистическая диалектика,
б) стихийная диалектика,
в) идеалистическая диалектика.
4. дайте определения разновидностям метафизического типа мышления:
- эклектика: ………
- софистика: ………
- догматизм: ………
- релятивизм: ………
4. Назовите требования диалектической логики, т.е. объясните, например, как подходить к поиску причин отставания в знаниях какого-либо школьника.
5. Что отражается понятием «движение» и что понятием «развитие»? Что общего и в чем отличие этих понятий?
Законы диалектики
Задание: Внимательно прочтите текст и ответьте на вопросы.
Закон – это связь, необходимая, существенная, общая, повторяющаяся связь между предметами и явлениями. (Следует иметь в виду, что бывают и случайные, единичные связи, которые законами не являются).
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот закон – ядро диалектики, т.к. отражает источник, причину развития, отвечает на вопрос «почему происходит развитие?» Он указывает, что причина развития мира в нем самом, в его противоречивости, а не вне его, т.е. развитие – это всегда саморазвитие.
Противоположностей в мире бесконечно много и можно говорить о принципе разнообразия мира.
Закон раскрывается через понятия: тождество (т.е. на начальных стадиях развития стороны предмета уравновешивают друг друга, соответствуют друг другу, хотя и не абсолютно), различие (по мере развития нарастает различие между сторонами предмета, они разные и развиваются неодинаково), противоположности (различие сторон усиливается до противоположности),
противоречия (отношения между противоположностями), конфликт (если противоре6чите вовремя не разрешается, оно обостряется и разрешается «взрывом», общим скачком).
Этапы развития противоречия: 1) возникновение и развитие противоречия (начиная от тождества, через различия к состоянию противоположностей сторон), 2) разрешение противоречий (в форме частных, постепенных скачков, или общих, «взрывных» скачков, когда рвутся, меняются все связи между элементами предмета).
Форма разрешения противоречий зависит от природы предмета и от внешних условий его существования, как вы это понимаете? (попробуйте разобрать это на примере конфликта в молодой семье, социального конфликта в одной стране или на любом другом примере).
Можно ли повлиять на развитие противоречия (чтобы не доводить его до конфликта)? Как?
Одинакова ли роль противоположностей в их единстве?
Как вы понимаете, что единство противоположностей – это условие развития, а борьба противоположностей – это источник развития?
Дайте примеры следующих видов противоречий:
1)основные противоречия – те, которые определяют развитие предмета от его зарождения до гибели; неосновные – все остальные. В неживой природе основное противоречие - между притяжением и отталкиванием; в живой природе – между жизнью и смертью; в обществе – между производительными силами и производственными отношениями, между производством и потреблением.
2) внутренние и внешние. Внутренние противоречия – противоречия внутри системы, они являются ведущими в развитии. Внешние – противоречия между системами, они являются условиями для развития систем.
3) главные и неглавные. Главные – противоречия, которые выходят на передний план в данный момент времени. Неглавные – все остальные.
4) антагонистические и неантагонистические. Антагонистиченские – противоречия между классами, группами, людьми, основные интересы которых в корне несовместимы. Они имеют тенденцию к обострению, чаще всего разрешаются гибелью системы. Неантагонистические – противоречия, между классами, группами, людьми, основные интересы которых совпадают, а неосновные – нет. Они не имеют тенденции к обострению и разрешаются за счет укрепления общего между ними.
Как подходят к проблемам, затрагиваемым этим законом метафизики? Они отрицают противоречивость явлений, считают, что противоречия есть только в нашем мышлении, как результат наших заблуждений. Источник движения, по их мнению, – внешняя сила (Бог).
В развитии есть периоды, когда преобладает борьба над единством противоположностей (например, в обществе – революции и т.п.), но бывают и другие, когда преобладает единство над борьбой (эволюционные периоды)…
Вопрос: Гегель большое значение придавал многообразным опосредованиям противоположностей в процессе развертывания противоречий. Это дает им возможность существовать не гася немедленно друг друга в разрушительном столкновении. Опосредование противоположностей
Вопрос: Истинная коммуникация между людьми такая, где не предполагается полного слияния, где каждый уважает другого в его отличности, своеобразии, но участвует вместе с эти другим в делах, по значению своему превосходящих их обоих. Какая черта существования противоположностей здесь выражена?
Вопрос: Подумайте, какие противоречия вы можете назвать в качестве противоречий современного мирового развития?
***
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
МЕРА – единство качественных и количественных сторон предмета
(нужное нам качество связано с определенным количеством и
со структурой предмета)
1качество- 2качество-количество 3качество-
количество количество
-----------------!--!-------------------------------------------------------------!--!---------------------
ГРАНИЦЫ МЕРЫ: здесь происходит СКАЧОК – изменение структуры.
К границам меры (т.е. к скачку) подводят количественные изменения
(нарушение пропорций, сбалансированности и т.п.)
Этот закон отражает механизм развития, отвечает на вопрос «как происходит развитие?» и отвечает: развитие идет путем изменения количества и структуры.
Закон раскрывается через категории:
КАЧЕСТВО- это определенность предмета, совокупность его свойств.
КОЛИЧЕСТВО – это степень выраженности качества.
МЕРА – это границы, в которых изменение количества не ведет качественным изменениям.
СКАЧОК – это переход от одного качества к другому (количество изменяется непрерывно, а качество изменяется скачкообразно).
Предметы многокачественны, но есть ведущее качество, сущность предмета. Например, я – человек, белорус, студент, покупатель и т.д.. Главное качество – человек. Любое качество проявляет себя через свойства. Приведите свои примеры.
Пример. Случайные мутации организмов при изменении условий могут закрепляться, передаваться по наследству и стать необходимым признаком нового вида. И наоборот, то, что было необходимым, может стать редко, случайно встречающимся (атавизмы) и вообще исчезнуть.
Фатализм – данный взгляд связан с преувеличением роли необходимости в жизни, с отрицанием случайностей. Получается, что все в жизни предопределено, то есть действует некий рок, фатум, судьба. Человек просто не знает судьбы, но она есть и что бы он не делал, он не может ничего изменить.
Волюнтаризм – данный взгляд связан с отрицанием необходимостей, закономерностей. Отсюда вытекает вывод, что все зависит от моей воли, нет необходимости с чем либо считаться, так как нет никаких закономерностей. Волюнтаризмом, например, была отмечена попытка повернуть северные реки на юг, потому что мы считаем, что так будет лучше. При этом полностью игнорировалось то, что у природы есть свои закономерности и их игнорирование может привести к непредвиденным последствиям. Еще чаще мы проявляем волюнтаризм в общении друг с другом, давая советы, настаивая на их выполнении, не считаясь с психологическими возможностями человека, его характером как внутренней его закономерностью, необходимостью.
Придумайте свои примеры. Ответьте на вопросы: 1. Может ли какое-либо явление характеризоваться только как случайное или только необходимое (ваше появление на свет – случайность или необходимость?). 2.К чему ведет метафизическое преувеличение одного из этих моментов? Что такое фатализм и волюнтаризм? 3. Каков механизм появления дурных привычек с точки зрения диалектики случайности и необходимости? 4. С чего начинается познание: а)когда перед нами новый предмет; б) когда перед нами предмет из известного класса предметов? Способствует ли познание случайности познанию необходимости (закономерности)? Почему? Как вы оцениваете высказывание «Наука враз случайностей»?
***
ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Возможность – категория, отражающая наличие объективных тенденций развития в предметах, явлениях существующих в действительности. Основанием возможности служат спорадически возникающие, неустойчивые связи, имеющие место в действительности. Они могут исчезнуть, а могут стать устойчивыми, необходимыми, т.е. новой действительностью.
Действительность – объекты, явления, которые уже существуют. Они включают в себя возможность новой действительности.
Преувеличить роль возможностей в нашей жизни – это значит жить иллюзиями, принять желаемое, возможное за действительность. Сами по себе, т.е. без работы по преобразованию действительности, которая реально существует, возможности в ней заложенные, не превратятся в действительность.
Понятие «вероятность» отражает большую или меньшую степень превращения возможности в действительность.
Преувеличить («обожествить») действительность, посчитать ее раз и навсегда данной, неизменной, идеальной значит не быть критичным, не замечать нарождающихся возможностей, а они могут быть не только позитивными, но и негативными, несущими опасность.
Классификация возможностей
по степени их обусловленности действительностью
действительность-1 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - действительность-2
возможности: условия:
1. реальные - а) объективные-
а. прогрессивные (по их роли есть и в природе,
б. регрессивные в развитии) и в обществе.
Условия для их реализации уже есть.
2.абстрактные - б)субъективные-
как и реальные, они вытекают из это сознательная
объективных законов, но условия деятельность
для их реализации не сложились самого человека
3. формальные –
обусловлены случайными связями
(лучше на них не опираться)
Опираться нужно на реальные возможности, для этого надо создавать условия, влияя на саму действительность. Абстрактные возможности можно сделать реальными, а реальные превратить в действительность. Разнообразие возможностей в природе и обществе – основа для выбора, для свободы человека. Приведите примеры.
1. Где возникают возможности? 2. Одну или много возможностей рождает действительность? 3. Любая ли возможность превращается в новую действительность? От чего это зависит? Дайте классификацию возможностей. 4. Раскрывая содержание категорий возможности и действительности, вводят категорию «вероятность». Что она выражает? 5. Можно ли дать научный ответ на вопрос, каким будет мир через сто лет? Почему? 6. Почему рождающиеся возможности альтернативны? Какие противоположные возможности развития общества, по-вашему мнению, существуют в настоящее время? 7. Какова роль субъективного фактора при превращении возможности в действительность в развитии общества и природы на данном этапе?
ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА
Принципы
1. Установите соответствие, характеризующее основные методы философского исследования:
1) диалектический метод а) принцип развития,
б) признание локального характера связей между явлениями,
2) метафизический метод в) принцип всеобщей связи явлений,
г) констатация устойчивости, неизменности предметов и
явлений окружающего мира.
2. Какие из названных явлений послужили предпосылками возникновения метафизического подхода к миру, а какие – диалектического:
а) эволюционное учение Дарвина,
б) становление науки классического типа (Ньютоновская механика и др.),
в) закон сохранения и превращения энергии.
Почему?
3. Расположите в хронологическом порядке формы диалектики:
а) материалистическая диалектика,
б) стихийная диалектика,
в) идеалистическая диалектика.
4. дайте определения разновидностям метафизического типа мышления:
- эклектика: ………
- софистика: ………
- догматизм: ………
- релятивизм: ………
4. Назовите требования диалектической логики, т.е. объясните, например, как подходить к поиску причин отставания в знаниях какого-либо школьника.
5. Что отражается понятием «движение» и что понятием «развитие»? Что общего и в чем отличие этих понятий?
Законы диалектики
Задание: Внимательно прочтите текст и ответьте на вопросы.
Закон – это связь, необходимая, существенная, общая, повторяющаяся связь между предметами и явлениями. (Следует иметь в виду, что бывают и случайные, единичные связи, которые законами не являются).
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот закон – ядро диалектики, т.к. отражает источник, причину развития, отвечает на вопрос «почему происходит развитие?» Он указывает, что причина развития мира в нем самом, в его противоречивости, а не вне его, т.е. развитие – это всегда саморазвитие.
Противоположностей в мире бесконечно много и можно говорить о принципе разнообразия мира.
Закон раскрывается через понятия: тождество (т.е. на начальных стадиях развития стороны предмета уравновешивают друг друга, соответствуют друг другу, хотя и не абсолютно), различие (по мере развития нарастает различие между сторонами предмета, они разные и развиваются неодинаково), противоположности (различие сторон усиливается до противоположности),
противоречия (отношения между противоположностями), конфликт (если противоре6чите вовремя не разрешается, оно обостряется и разрешается «взрывом», общим скачком).
Этапы развития противоречия: 1) возникновение и развитие противоречия (начиная от тождества, через различия к состоянию противоположностей сторон), 2) разрешение противоречий (в форме частных, постепенных скачков, или общих, «взрывных» скачков, когда рвутся, меняются все связи между элементами предмета).
Форма разрешения противоречий зависит от природы предмета и от внешних условий его существования, как вы это понимаете? (попробуйте разобрать это на примере конфликта в молодой семье, социального конфликта в одной стране или на любом другом примере).
Можно ли повлиять на развитие противоречия (чтобы не доводить его до конфликта)? Как?
Одинакова ли роль противоположностей в их единстве?
Как вы понимаете, что единство противоположностей – это условие развития, а борьба противоположностей – это источник развития?
Дайте примеры следующих видов противоречий:
1)основные противоречия – те, которые определяют развитие предмета от его зарождения до гибели; неосновные – все остальные. В неживой природе основное противоречие - между притяжением и отталкиванием; в живой природе – между жизнью и смертью; в обществе – между производительными силами и производственными отношениями, между производством и потреблением.
2) внутренние и внешние. Внутренние противоречия – противоречия внутри системы, они являются ведущими в развитии. Внешние – противоречия между системами, они являются условиями для развития систем.
3) главные и неглавные. Главные – противоречия, которые выходят на передний план в данный момент времени. Неглавные – все остальные.
4) антагонистические и неантагонистические. Антагонистиченские – противоречия между классами, группами, людьми, основные интересы которых в корне несовместимы. Они имеют тенденцию к обострению, чаще всего разрешаются гибелью системы. Неантагонистические – противоречия, между классами, группами, людьми, основные интересы которых совпадают, а неосновные – нет. Они не имеют тенденции к обострению и разрешаются за счет укрепления общего между ними.
Как подходят к проблемам, затрагиваемым этим законом метафизики? Они отрицают противоречивость явлений, считают, что противоречия есть только в нашем мышлении, как результат наших заблуждений. Источник движения, по их мнению, – внешняя сила (Бог).
В развитии есть периоды, когда преобладает борьба над единством противоположностей (например, в обществе – революции и т.п.), но бывают и другие, когда преобладает единство над борьбой (эволюционные периоды)…
Вопрос: Гегель большое значение придавал многообразным опосредованиям противоположностей в процессе развертывания противоречий. Это дает им возможность существовать не гася немедленно друг друга в разрушительном столкновении. Опосредование противоположностей
Вопрос: Истинная коммуникация между людьми такая, где не предполагается полного слияния, где каждый уважает другого в его отличности, своеобразии, но участвует вместе с эти другим в делах, по значению своему превосходящих их обоих. Какая черта существования противоположностей здесь выражена?
Вопрос: Подумайте, какие противоречия вы можете назвать в качестве противоречий современного мирового развития?
***
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
МЕРА – единство качественных и количественных сторон предмета
(нужное нам качество связано с определенным количеством и
со структурой предмета)
1качество- 2качество-количество 3качество-
количество количество
-----------------!--!-------------------------------------------------------------!--!---------------------
ГРАНИЦЫ МЕРЫ: здесь происходит СКАЧОК – изменение структуры.
К границам меры (т.е. к скачку) подводят количественные изменения
(нарушение пропорций, сбалансированности и т.п.)
Этот закон отражает механизм развития, отвечает на вопрос «как происходит развитие?» и отвечает: развитие идет путем изменения количества и структуры.
Закон раскрывается через категории:
КАЧЕСТВО- это определенность предмета, совокупность его свойств.
КОЛИЧЕСТВО – это степень выраженности качества.
МЕРА – это границы, в которых изменение количества не ведет качественным изменениям.
СКАЧОК – это переход от одного качества к другому (количество изменяется непрерывно, а качество изменяется скачкообразно).
Предметы многокачественны, но есть ведущее качество, сущность предмета. Например, я – человек, белорус, студент, покупатель и т.д.. Главное качество – человек. Любое качество проявляет себя через свойства. Приведите свои примеры.