Файл: 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 349

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Категория явления выражает то, что лежит на поверхности, внешние связи. Явления выражают сущность предметов, но завися также и от внешних условий, несут их черты.

Категория видимости (кажимости) – это явления противоположные сущности, которые как бы скрывают сущность, но и они в итоге, в совокупности со всеми другими явлениями позволяют лучше понять сущность.

Сущность – нечто многогранное. Сущность человека: это мыслящее существо, социальное и т.д. Каждая из этих черт сущности имеет свои проявления (явления). Более того, сущность и явления – категории относительные: то, что в одном отношении выступает как сущность, в другом будет выступать явлением. Можно говорить о разных уровнях проникновения в сущность: в познании мы идет от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. Так человек все глубже познает мир, ищет все более глубокие причины (сущности) происходящего.

Сущность категория близкая к категории общего. Сущность – то, что является общим для всех явлений, проявлений предмета. Явление – категория близкая к категории единичного.

Категория сущности близка к категории «закон». Закон – это повторяющаяся, необходимая, существенная связь предметов и процессов.

Например, характер человека можно рассматривать как его сущность. Каков характер человека, мы судим по тому, как он проявляется в поступках, в том, что и как человек говорит. Но по одному поступку нельзя судить о человеке, так как явление зависит не только от сущности (характера), но и от внешних условий. Общее в разных поступках идет от характера. То, чем один наш поступок отличается от другого, во многом зависит и от внешних условий.

Кант отрывал сущность от явлений, считал сущность «вещью в себе», т.е. чем-то всегда скрытым и непознаваемым в принципе. Это метафизический подход, так как не видит связей (в данном случае между сущностью и явлением).

Диалектики считают, что сущность дана в явлениях (между ними есть связь), но не в каждом полностью, а только одной своей стороной. Поэтому надо изучить предметы всесторонне.

Сущность весьма устойчива, изменить ее очень сложно. Для этого есть один путь – влиять на явления
(а через них – на сущность), т.е. в воспитании ребенка важно создавать условия, чтобы в поступках проявлялись и закреплялись лучшие, а не худшие стороны его характера.

В познании мы иногда идем от явления к сущности, иногда от сущности к явлениям (подумайте и уточните это положение).

Придумайте пример и проанализируйте его с точки зрения соотношения сущности и явления. Ответьте на вопросы: 1. Можно ли по одному из явлений судить о сущности? Почему? 2. Можно ли сказать, что сущность порождает явления? А наоборот – что явления формируют сущность? Как это использовать в воспитании? 3. Как соотносятся понятия «сущность» и «закон»?
***

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Форма – это способ существования содержания. Бывает внешняя форма – это способ внешнего проявления предмета, процесса (его конфигурация, объем, запах, цвет) и внутренняя форма – это структура, способ организации содержания, устойчивые связи между элементами содержания. Форма отвечает на вопрос «как содержится».


Содержание – совокупность элементов, единство свойств, процессов, связей, противоположностей предмета. Отвечает на вопрос «что содержится».

Ведущим в развитии является содержание. Так считает материализм. Содержание активно (материалистическая диалектика исходит из того, что материи присуще саморазвитие), поэтому оно и более изменчиво, чем форма. В результате, первоначальное соответствие формы и содержания сменяется ростом их противоречивости, достигает стадии конфликта и происходит сбрасывание старой формы и одновременное переделывание содержания. Новый предмет – это новая форма и новое содержание, соответствующие друг другу. То есть форма может тормозить развитие содержания, если перестает ему соответствовать (ведь форма более консервативна, устойчива).

Отношения между формой и содержанием не однозначные. Одно содержание может проявляться («категория» явление близка категории «форма») в разных формах, но не в любых, а в тех, которые соответствуют: 1) содержанию и 2) условиям.

Одна форма может заключать разное содержание (так, математические формулы выражают законы разных по своей природе явлений).

Рассмотрим пример. Труд без смысла воспитывает не любовь к труду, а отчуждение от него. Почему? Труд – форма, которая без соответствующего творческого, социально и личностно значимого содержания (которое, собственно, и делает данную деятельность трудом), превращается в нетворческую, подневольную рабскую работу, угнетающую, а не развивающую личность.

Приведем пример, связанный с собственностью. Содержанием собственности могут быть и военно-промышленный комплекс, и парикмахерская т.д. В каких формах (государственная, индивидуально-частная, акционерная и т.д.) должна быть собственность и почему? Это зависит от: 1) содержания собственности (что содержится, что является собственность) и от 2) социально-политических условий (например, социализм, капитализм, время, эпоха).

Если рассмотреть способ производства, то производительные силы являются содержанием его, производственные отношения (в частности, отношения собственности на средства производства) являются формой. В определенный момент государственная форма собственности на средства производства стала тормозить развитие производительных сил и началась перестройка, начался поиск новых форм собственности на средства производства.


Придумайте пример и проанализируйте его с точки зрения диалектики формы и содержания. Можно взять пример из биологии, скажем, что является содержанием эволюционного процесса и в каких формах он протекает? Или, что является содержанием музыкального произведения? Как взаимодействуют форма и содержание произведения? Что такое формализм в искусстве? А натурализм? Что мы имеем в виду, когда говорим «Бессодержательный фильм»? Разве может быть что-то без содержания?

Что характерно для бюрократизма с точки зрения соотношения формы и содержания?
***

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

Причина – категория, которая отражает то, что непосредственно обусловливает и порождает нечто иное, что называется следствием.

Причина возникновения и развития материальных явлений и предметов – взаимодействие элементов (причина существования молекулы воды – взаимодействие кислорода и водорода, причина существования государства – появление и противоречивое взаимодействие в обществе разных социальных групп, классов).

Причина всегда предшествует следствию. Следствие может стать причиной другого следствия, но не своей причины (необратимость причинно-следственных отношений – необратимость времени…).

Действие причины (взаимодействие элементов системы) зависит от внешних условий, поэтому результат содержит долю неопределенности, неоднозначности. Условия без причин не ведут к следствию, но и причина без условий может не вести к следствию, точнее, в разных условиях одна причина может породить разные следствия. Сложность в том, чтобы отличить порождающее явление (причину) от других явлений, выступающих как условия. Наука всегда ищет причины. Найдя их, можно повлиять на получении нужного нам следствия (температура может влиять на химическую реакцию, ее протекание, но порождает ее взаимодействие элементов).

Повод – это относительно внешний толчок, спусковой механизм, который приводит в действие причину.

Трудности поиска причины связаны еще и с тем, что чаще всего действует несколько причин (противоречий внутри системы взаимодействия). Можно классифицировать причины на главные и неглавные…

Детерминизм признание того, что ничто не происходит без причин (т.е. чудес не бывает). Все причинно обусловлено, детерминировано. И если есть определенные условия, то следствие возникает после причины с необходимостью.


Метафизическое понимание детерминизма: причина – это тело (а не взаимодействие тел, как считает диалектика), которое действует на другое тело. Причем, одна причина вызывает одно следствие; а оно становится причиной другого и т.д. В результате, весь мир представляется предопределенным (судьба, рок), человек в таком случае не должен нести ответственность за свои поступки. В таком мире нет места для случайности, а значит, и для свободы.

А вот диалектический детерминизм считает, что причина – взаимодействие тел, тела могут вступить во взаимодействие, а могут и не вступить или вступить в какое-то другое взаимодействие. Таким образом, появляется возможность для случайности, а значит, для выбора, свободы.

Индетерминизм – отрицание причинной обусловленности явлений; характерен для религиозных представлений: нечто может происходить с нарушением объективных закономерностей, как чудо.

Придумайте свой пример взаимодействия причин и следствий, а также условий и повода. Ответьте на вопросы: 1. Может ли следствие влиять на причину? Сохраняется ли причина неизменной в процессе осуществления действия? 2. Может ли следствие стать причиной другого следствия? Может ли следствие стать причиной собственной причины? (Отсюда – обратимо ли время?).3. Почему надо различать причину, условия, повод? 4. Дети поссорились. Один толкнул другого. Кто виноват? Что будет причиной?(какое положение, по-вашему, более верное: а)причиной изменений, т.е. следствий, является другое тело; б)причиной изменений является взаимодействие тел?).
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

Необходимость – то, что закономерно вытекает из внутренних, существенных связей, причин данного процесса и что при наличии определенных условий произойдет обязательно, неизбежно.

Случайность – то, что не вытекает из внутренних закономерностей данного процесса, что обусловлено внешними явлениями, то, чего могло и не быть. Случайность возникает при пересечении необходимостей. Пример: град – необходимость по отношению к сложившимся атмосферным процессам; также и развитие растений необходимо, внутренне генетически предопределено; но то, что град выпал в данном месте и побил растения – случайное, внешнее явление для растений.

Необходимость, как закономерность, прокладывает себе путь через множество случайностей (следует не забывать, что диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом). Ученые изучают поведение человека, которое порой кажется случайным (отчасти так и есть, ибо поведение зависит во многом от внешних условий). В итоге сопоставлений, сравнений они выделяют общее, существенное,