Файл: 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 352
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предметы и явления всегда представляют собой систему состоящую из элементов, связанных устойчивыми связями, т.е. структурой, поэтому переход к новому качеству (скачок) –это изменение связей между элементами системы (т.е. структуры). Это ведет к изменению и самих элементов и, в итоге, к новому предмету (возникает новое качество). Приведите примеры.
Формы скачков: 1) общие (или взрывные) – когда ломается вся структура, все связи системы; 2) частные (или постепенные), когда рвутся отдельные связи структуры. Форма скачка зависит: а) от внутренней природы предмета и б) от внешних условий.
Проанализируйте с этой точки зрения революции и реформы в обществе.
Как подходит к проблемам, затрагиваемым этим законам метафизика? Метафизики преувеличивают роль в развитии чего-либо одного – количества или качества, не видят их диалектической взаимосвязи. Например, считают, что меняется только количество (больше, меньше), но все остается одним и тем же («ничто неново под луной»), нет развития, нет связи количества и качества (изменения количества не ведут к изменению качества, развитие идет в одной плоскости, по кругу).
«Все есть яд и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза»,- писал врач Парацельс. Проанализируйте это высказывании с точки зрения категорий данного закона. Приведите другие примеры.
Вопрос: Проиллюстрируйте примерами высказывание Гегеля: «Именно через «большее» и «меньшее» нарушается мера легкомыслия и проявляется нечто совершенно иное – преступление, именно через «большее» и «меньшее» справедливость переходит в несправедливость, добродетель в порок». (Гегель. Наука логики. Т.1. М., 1070. С.467).
Вопрос: Почему иногда наблюдается такое явлении. Преподаватель говорит студенту: «Я не могу поставить вам зачет – вы не знаете материала». Студент: «Да учил я! Учил! Десять раз читал!»
Вопрос: Вследствие чего может наступить преобразование качества? Что при этом происходит?
Закон отрицания отрицания
Сущность этого закона состоит в том, что он отражает направленность и форму развития (от низшего к высшему, от простого к сложному, в форме спирали), отвечает на вопрос «куда идет развитие?»
Этот закон раскрывается через понятия «отрицание», «относительные (не замкнутые) круговороты», «спиралевидность».
Переход к новому связан частичным разрушением, отрицанием старого. Качественно новое выступает как противоположность старому и в этом его односторонность. А ведь было что-то хорошее и в старом. Поэтому Гегель говорил, что необходимо второе отрицание, т.е. нужен переход к третьей ступени. Но эта новая ступень должна включать в себя лучшее из того, что было на первой и на второй ступени, т.е. второе отрицание – это, по сути дела,
синтез (например, маленький ребенок не умеет анализировать, у него неразвито абстрактное мышление, ему характерен целостный взгляд на мир на уровне чувственного отражения, без знания деталей; взрослый человек анализирует, дифференцирует мир вокруг себя и погружается в суету мира, в детали; при нормальной старости пожилому человеку характерна мудрость как целостный взгляд на мир, но на более высоком уровне, вобравшем с себя опыт всей жизни, т.е. синтетический взгляд на мир как дифференцированную целостность). Синтез завершает развитие. Поэтому закон формулируется как двойное отрицание.
Понять сущность предмета, направленность его развития можно только как минимум после двух отрицаний, ибо тогда предмет достигает своей целостности.
ОТРИЦАНИЕ – это: 1) уничтожение устаревшего; 2) сохранение лучшего (чтобы была преемственность в развитии); 3) преобразование того, что сохранилось. Достаточно большую роль при этом играют и внешние условия, хотя источником отрицания старого являются внутренние противоречия в развитии самого предмета и развитие происходит как саморазвитие. Удержание лучшего очень важно, ибо при полном отрицании предмет уничтожится и развития не будет (например, зерно размололи, получилось новое качество- мука, но зерно развиваться не будет. Другое дело, если зерно проросло. Росток как бы уничтожает зерно, но не полностью. Сам росток дает колос с новыми зернами. Росток погибает, но жизнь зерна продолжается). Внешние условия могут способствовать развитию, а могут ему препятствовать.
Отрицание - это всегда разрешение противоречий предыдущего этапа развития, скачкообразный переход к новому качественному состоянию.
За счет синтеза лучшего из старого база для развития расширяется и оно становится необратимым, а темпы его убыстряются (расширяющаяся спираль, а не круговорот).
Черты развития: 1. поступательность; 2. наличие относительных круговоротов; 3. спиралевидный характер; 4. необратимость; 5. движение от низшего к высшему.
Метафизики рассматривают развитие как движение по замкнутому кругу, т.е. по сути дела, отрицают развитие как переход на новый уровень.
Отрицание – это одновременно и скачок, и разрешение противоречий. Он всегда занимает какое-то время, т.е. отрицание – это тоже процесс, но более интенсивный.
Гегель развил диалектику, но считал, что развивается высший Дух и мышление человека, природа же у него не развивается. Этот закон он формулировал в терминах мыщления:
Отрицание-1 отрицание-2
Теза (высказывание) антитеза (противоположное высказ.) синтез
-----------------------------!--!------------------------------------------------------------!--!--------------------
мнение противоположное мнение всестор.взгляд
Вопрос: Какое место занимает закон отрицания отрицания среди других законов диалектики? С какой стороны он характеризует развитие?
Вопрос: Заполните таблицу:
Вопросы | диалектика | метафизика |
1. в чем причина отрицания? | | |
2. каково отношение между старым (отрицаемым) и новым (отрицающим(? | | |
3. зависит ли характер отрицания от природы явления и внешних условий? | | |
4. какую роль играют элементы старого в новом? | | |
Вопрос: Зная, что происходит в результате первого отрицания и зачем нужно второе отрицание, проанализируйте следующую схему и порассуждайте, что должна представлять собой общественная собственность на средства производства и почему?
Общая собственность На средства произ- водства в первобытном обществе | Отрицание 1-е (переход в противо- положность) | Частная собственность на средства произ- водства в рабовладель- ческом, феодальном и капиталистическом обществах | Отрицание 2-е (по Гегелю – синтез) | Общественная Собственность на средства производства |
Вопрос: Почему процесс развития приобретает определенную направленность? Почему развитие необратимо? Можно ли вернуться в детство? Можно ли предвидеть будущее и почему?
Вопрос: Каково соотношение прогресса и регресса? Возможен ли прогресс без регресса? Что представляет собой социальный прогресс? Стоит ли ввести понятие «цена прогресса» и что под ним понимать?
Вопрос: Элементы какого закона диалектики проявляются в следующем высказывании Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а отец мой – ничего; а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»?
Вопросы о связи всех законов диалектики
1. Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:
а) что является источником развития?
б) каков механизм новообразований?
в) в каком направлении идет развитие?
2. Попытайтесь на конкретных примерах показать взаимосвязь законов диалектики. Сделайте это, в частности, в отношении периодической системы Д.И.Менделеева.
3. Объясните, исходя из законов диалектики, высказывание древнегреческого философа Демокрита: «От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зло… У людей зло вырастает из добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользоваться добром». (Цит.по: «Материалисты древней Греции». М.,1955.С.156-157).
4. Объясните с точки зрения законов диалектики, почему «болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, стремится оказать услугу и становится навязчивым, желает вызвать удивление и делается смешным» (Плутарх).
Доп учебники
Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
|| http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656
update
В А. канке
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Москва • «Логос» • 2001
УДК 1(091) ББК 87.3 К19
Канке В.А.
К19 Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.: ил. ISBN 5-94010-011-2
Освещается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, учение о бытии, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи. Содержание и структура учебного пособия соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, а также программам философии для средних и высших профессиональных учебных заведений. Изложение материала ориентировано на подготовку к лекциям, семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.
ББК 87.3
ISBN 5-94010-011-2
© Канке В.А., 2000 © «Логос». Оформление, 2001
ПРЕДИСЛОВИЕ 40
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? 40
СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ» 40
Два примера философствования 41
Научность Философии 42
Эстетичность, чувственностъ Философии 42
Практичность, или моральность Философии 42
Философия как реализация полноты жизни человека 43
Функции (значимость) Философии 44
Назначение Философии 45
Основные выводы 45
PАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ 45
1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 45
1.1. АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ 45
Где возникла философия и почему? 45
Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет 45
Первая головоломка античной Философии: МНОГОЕ И ЕДИНОЕ 46
Единое — это материальная субстанция 46
Единое - это числа. Пифагор 47
Многое не существует. Сюрпризы элеатов 47
Единое — это атомы и пустота 48
Подведение итогов. Натурфилософия 49
1.2. ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ СОКРАТА, ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ 49
Философия Сократа 49
Философия аристотеля 52
1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ александр македонский открывает новую эпоху 54
Кинизм (цинизм) 55
Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение 55
Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом 55
Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными 56
Неоплатонизм 56
Судьба античной философии 57
Основные черты античной философии 57
2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 58
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ 58
Основные библейские идеи философского значения 58
Сущность Бога 59
Можно ли доказать существование бога? 60
Да или нет? Верующий или атеист? 60
3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 61
3.1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 61
Два центра: Бог и человек 61
Основные идеи Возрожденческой Философии 61
3.2. ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XYIII ВВ.) 62
Рене Декарт - основатель Философии нового времени 62
Спор об идеях. ДЖОН ЛОКК 62
Галилей и Ньютон — гении механики 63
Как получают идеализации? 63
Выработка нового юридического мировоззрения 64
Новации И. Канта 64
3.3. ФИЛОСОФИЯ ОТ ГЕГЕЛЯ ДО НИЦШЕ (XIX в.) гегель против канта 65
Ницше: последний всплеск Философии Нового Времени 68
Основные выводы 68
4. ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ 69
4.1. О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 69
4.2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 69
Какую проблему стремится решить феноменология? 69
Феноменологический метод 70
Основные положения феноменологии 70
4.3. ГЕРМЕНЕВТИКА происхождение термина «герменевтика» 71
Как мы понимаем? 71
Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст? 72
Основные положения герменевтики 72
4.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 72
Почему возникла аналитическая философия? 72
Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур 73
Ранний Витгенштейн: «логико-философский трактат» 73
Философия естественного языка: поздний Витгенштейн 77
Основные положения аналитической философии 78
4.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ 79
Программа Постмодернистов 79
Деррида: метод деконструкции 79
Лиотар: этика и эстетика возвышенного 79
Основные положения постмодернизма 80
4.6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ 80
Основные положения диалектического и исторического материализма 80
Основные черты русской философии 81
В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте» 82
Философия Н.А. Бердяева: ЧЕЛОВЕК — ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО 83
А.ф. Лосев: « мне надо с греческого переводить...» 83
4.7. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 84
О Философии Запада и Востока 84
Индийская Философия 84
Основные выводы 85
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ 86
5. ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ 86
Два способа анализа философских проблем. меняем курс! 86
Что изучает философия? Мир философии 86
Выбор начала систематического философствования 86
6. УЧЕНИЕ О БЫТИИ 87
6.1. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВИДЫ БЫТИЯ 87
6.2. ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ 88
6.3. ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ 89
Основные выводы 90
7. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ 90
7.1. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 90
Обзор: Философия о человеке 90
Человек - СУЩЕСТВО бессознательное 91
В поисках целостного учения о человеке 92
основные выводы 92
7.2. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА 92
Что такое общество? Индивид и общество 92
Социальные действия и их смысл 93
Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней 94
7.3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 95
Что выло, что будет? 95
Критика концепции линейного развития общества 96
Единство и многообразие истории 96
Запад и Восток. Кто мы? Кем будем? 96
Основные выводы 97
8. ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ 97
8.1. УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ 97
Что такое ценность? Почему только в xx веке появилось учение о ценностях? 97
Как измеряют ценности? 98
Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель 99
Будьте терпимыми друг к другу! 100
8.2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА 101
Что такое КРАСОТА? 101
Обзор: как искали красоту 102
8.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ 103
Что такое практика? 103
Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики? 104
В чем состоит ценность практики? Наши дни 105
Что такое добро? Как его измерить? 106
Справедливость или Свобода? Лучше Ответственность! 108
Обзор: этика ответственности 109
Основные выводы 109
9. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ 110
9.1. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ два термина 110
Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики 110
Чувственное познание и различные философии 111
Рациональное познание 112
Обзор: как искали понятие 113
Единство чувственного и рационального познания 114
Память и Воображение 114
Интуиция 115
Творчество. Таланты и Гении 115
Строение психики: Бессознательное, Сознательное, Надсознательное 115
Три концепции истины 116
Шкала Истинности 116
Обзор: как искали истину 116
Вчувствование. Объяснение. Понимание 117
9.2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 117
Что такое наука? 117
Эмпирический уровень научного познания 118
Теоретический вровень научного исследования 119
Методы научного познания 120
идеалы науки. этика ученого 120
Обзор: Философия и наука 121
Религия и наука 122
Основные выводы 123
10. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА 123
ЯЗЫК — СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ 123
ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ 123
ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 124
Обзор: современное философское понимание языка 126
Практическое и Коммуникативное назначение языка 127
Основные выводы 127
11. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 127
О становлении философии техники 127
Обзор: интерпретации природы техники 128
Техника и Этика 129
О пользе моральных кодексов 130
12. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ 130
Что такое природа? 130
Обзор: исторические формы отношения человека к природе 131
Синергетика - наука о сложном 131
Как все было? Был Большой взрыв 132
Уровни организации природы 132
Пространство и Время 133
Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика 134
Приложение 1. Курс Философии в таблицах 135
Таблица 1. Четыре эпохи в философии 135
Таблица 2. Античная философия 135
Таблица 3. Средневековая философия 135
Таблица 4. Философия Нового времени 136
Таблица 5. Философия XX века 136
Таблица 6. Философия о человеке 136
Таблица 7. Философия об обществе 137
Таблица 8. Три главные ценности 137
Таблица 9. Философия о красоте 137
Таблица 10. Философия о добре 138
Таблица 11. Три концепции чувственного познания 138
Таблица 12. Что такое рациональное познание? 138
Таблица 13. Три современные концепции истины 139
Таблица 14. Что такое истина? 139
Таблица 15. Уровни научного исследования 139
Таблица 16. Три теоретических метода 140
Таблица 17. Философия языка 140
Таблица 18. Философия техники 140
Таблица 19. Философия природы 141
Таблица 20. Второй (неприродный) пол 141
Таблица 21. Две интерпретации образования 141
Таблицы как в книге 142
Приложение 1. Курс Философии в таблицах 142
Таблица 1. Четыре эпохи в философии 142
Таблица 2. Античная философия 142
Таблица 3. Средневековая философия 142
Таблица 4. Философия Нового времени 143
Таблица 5. Философия XX века 143
Таблица 6. Философия о человеке 143
Таблица 7. Философия об обществе 144
Таблица 8. Три главные ценности 144
Таблица 9. Философия о красоте 145
Таблица 10. Философия о добре 145
Таблица 11. Три концепции чувственного познания 146
Таблица 12. Что такое рациональное познание? 146
Таблица 13. Три современные концепции истины 147
Таблица 14. Что такое истина? 147
Таблица 15. Уровни научного исследования 147
Таблица 16. Три теоретических метода 148
Таблица 17. Философия языка 148
Таблица 18. Философия техники 148
Таблица 19. Философия природы 149
Таблица 20. Второй (неприродный) пол 150
Таблица 21. Две интерпретации образования 150
приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ) 150
Античность до н.э. 150
Возрождение и Новое время 151
Новейшее время 151
ОГЛАВЛЕНИЕ 152
Рекомендовано Министерством образования 155
Российской Федерации в качестве учебника 155
ББК 87 156
ББК 87 156
Учение о бытии 162
О метафизике 164
Душа, сознание и разум 185