Файл: 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 414

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание. В таблице в соответствии с избранной круп­номасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безуслов­но, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают са­мых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

Таблица 4. Философия Нового времени

Этап

Авторы философских концепций

Основной интерес

XV-XVI вв.




Гуманизм Эстетическое отношение к действительности

XVII в.

Декарт

Ясные идеи и дедуктивные по­строения теории

Локк

Теория познания: сенсуализм

XVIII в.

Кант

Априорные принципы и их во­площение в науке и морали

XIX в.

Гегель

Универсальная системная фило­софия идей

Маркс

Концепция общественного руда, критика капитализма

Ницше

Критика «разумных» ценностей

Таблица 5. Философия XX века

Главное философское направ­ление

Главный философский интерес

Феноменология

«Работа» сознания с феноменами

Герменевтика

Бытие человека в мире, поиск сущего

Аналитическая философия

Логический анализ языка, употребле­ние языка

Постмодернизм

Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плю­рализм


Таблица 6. Философия о человеке

Истори­ческая эпо­ха филосо­фии

Что такое человек?

Античность

Микрокосм (Душа + тело )

Душа есть проявление идеи (Платон)

Душа — это форма человека (Аристотель)

Средние века

Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести.

Новое вре­мя

Существо разумное и действующее по зако­нам разума (Локк, Кант).

Проявление общественных отношений (Маркс).

Существо волевое и страстное (Ницше).

XX век

Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи).

Существо, бытийствующее в мире и стремя­щееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики).

Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Ос­тин и другие философы-аналитики).

Существо, всегда отличающее себя от приня­тых в обществе норм, бунтующее против од­нообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и дру­гие постмодернисты).

Существо, в котором бессознательное господ­ствует над сознательным (Фрейд и его после­дователи).

Таблица 7. Философия об обществе

Историческая эпоха философии

Что такое общество?

Античность

Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справед­ливости.

Средние века

«Град земной», стремящийся к «граду небесному».

Новое время


Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным до­говором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой дея­тельности (Маркс).

XX век


Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработ­кой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро­кин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.).


Примечание. В философии XX в. общество чаще всего харак­теризуется в соответствии с избранными им ценностными ори­ентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, гер­меневтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности

Сферы жизнедеятельности человека

Главные ценности

Практическая жизнь

Добро

Чувственно-эстетическая жизнь

Красота

Научная деятельность

Истина

Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использова­ния определенных философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте

Историческая эпоха филосо­фии

Что такое красота?

Античность

Космически гармоничное и соразмерное

Средние века

Символ божественного

Новое время

Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготею­щего к принципам симметрии, пропор­ции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способно­сти личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм).

XX в.

Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искус­ства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика).
Эмоция (аналитическая философия).
Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм).


Примечание. Под красотой в данном случае понимает­ся главная ценность чувственно-эстетической жизни челове­ка. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрас­ному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре

Историческая эпоха

философии

Идеалы добра

Основные добродетели человека

Античность

Благо

Мудрость, справедливость, мужество

Средние века

Бог

Вера, любовь, надежда, совесть

Новое время

Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо).

Рассудочность, свобода.

Абсолютный нравственный закон (Кант).

Разумность, свобода.

Общество без эксплуатации (Маркс).

Преданность делу пролетариата.

Сверхчеловек (Ницше).

Воля к власти.

XX век

Положительные ценности (феноменологи).

Умение пользоваться феноменологическим

методом.

Достижение единства с сущим, с сущностью

вещей (герменевтики).

Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему.

Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитики).

Быть последовательным в своих действиях.

Деконструкция лого- и других центризмов

(постмодернизм).

Умение «рассеивать» устоявшиеся ценности.

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Философская концепция

Основное содержание концепции

Локка

Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.

Канта

Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами.

Гуссерля

Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства.


Таблица 12. Что такое рациональное познание?

Истори­ческая эпоха филосо­фии

Природа рационального познания

Антич­ность

Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон).

Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в пра­вилах логики (Аристотель).

Средние века

Рациональное познание оперирует универса­лиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в са­мих вещах (средневековый реализм).

Общее не существует, слова обозначают еди­ничные вещи (номинализм).

Общее представляет собой мысли — обобще­ния, концепции (концептуалисты).

Новое время

Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм.

Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возмож­ность логики (Кант).

Мысли — это продукт обработки чувств (сен­суализм Локка).

Мышление — это наивыс­шая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель).

Мышление и логика есть отображе­ние практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс).







Таблица 13. Три современные концепции истины

Концепция истины

Что такое истина?

Соответствия

Соответствие высказываний фактам.

Когерентности

Согласованность высказываний, их непротиворечивость.

Прагматическая

Убеждения, способствующие успеху практики.

Таблица 14. Что такое истина?

Историческая эпоха философии

Природа истины

Античность

Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель).

Средние века

Бог, вот что является истиной.

Новое время

Истина — это соответствие чувств и идей фактам.

XX в.

Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики).