Файл: 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 416

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 15. Уровни научного исследования

Уровень науч­ного исследо­вания

Цели исследования

Эмпирический

Добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.

Теоретический

Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой.

Таблица 16. Три теоретических метода

Теоретический метод

Характеристика

Аксиома­тический

Основанием теории избираются аксио­мы. Из аксиом выводят теоремы. Сопос­тавление знания с экспериментальными фактами не проводится.

Гипотетико-дедуктивны

Выдвигаются гипотезы, из них дедуци­руются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопос­тавления теории с экспериментальными фактами.

Прагматический

Интерпретация фактов проводится на основе ценностей.

Таблица 17. Философия языка

Философская концепция языка

Главное содержание философских концепций языка

Философия имени

Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)

Философия предложения

Главной единицей языка, текста является предложение, высказыва­ние. Предложение, если оно по­строено правильно, обладает значе­нием и смыслом, функцией истинно­сти/ложности

Философия ценностных установок

Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения кото­рых он добивается.


Таблица 18. Философия техники

Историчес­кая эпоха философии

Интерпретации природы техники

Античность

Техника — это воплощение умений ремес­ленника. Знание общего выше технического знания.

Средние века

Техника — это творчество человека в качест­ве отблеска божественного творчества.

Новое вре­мя

Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, кото­рая в качестве средств труда определяет раз­витие общества (Маркс).

XX век

Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира че­ловека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не проду­мав ее содержание и самое главное то, в ка­кой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герме­невтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подхо­дящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий).


Таблица 19. Философия природы

Истори­ческая эпоха философии

Интерпретация специфики природы

Античность

Природа — это органическая часть космо­са. Часто природа считалась одушевленной.

Средние века

Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном являет­ся природа.

Новое время

Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью под­чинить ее себе.

XX век

Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека долж­на стать царством господства разума, ноо­сферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден).

Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики).

Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональ­ности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики).

Природа — это сложная система, для кото­рой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обес­печить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание).


Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Мужественность


Женственность


Молодость


Логичность,
склонность к обобщению,
абстрактному мышлению,
рациональность,
практичность,
решительность,
постоянство,
властность

Интуитивность,
интерес к конкретному, чувствительность,
сентиментальность,
осторожность,
тщательность,
сострадательность,
изменчивость

Жизненная непосредственность,
стремление к неформальной общности,
непрактичность,
склонность к новациям,
свободолюбие

Таблица 21. Две интерпретации образования

Образование — это подготовка


Образование — это усвоение достижений культуры


Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нуж­ны непосредственно на будущем рабочем мес­те. Ничего лишнего, только самое необходи­мое. Философия на рабочем месте не нуж­на.

Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как од­ного целого.
Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всесто­роннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответствен­ность. Философия занимает в образовании достойнейшее место.


Таблицы как в книге

Приложение 1. Курс Философии в таблицах

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

п/п


Историческая эпоха философии


Основной философский интерес


1


Античность VI в. до н.э.— III в. н.э.


Космос


2


Средние века IV— XIV вв.


Бог


3


Новое время XV— XIX вв.


Человек и общество


4


Новейшее время XX в.


Язык


Таблица 2.
Античная философия

Этап


Основной философский интерес


Натурфилософия


Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.)

Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.)

Числа (Пифагор и др.)

Интеллекту­ализм


Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.)

Эллинисти­ческая фило­софия

Самодостаточность человека (киники)

Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)

Человек и его космическая судьба (стоики)

Мудрое молчание (скептики)

Неоплатонизм

Иерархия: Единое — Благо — Мировой

Ум — Мировая Душа — Материя

250

Таблица 3. Средневековая философия

Этап

Основные идеи

Основной интерес

Философ-

ствование в

вере

Люби Бога, и тогда

делай, что хочешь

Монотеизм

Теоцентризм

Воля как сущность

личности


Креационум

(Августин)

Вера в Бога




Свобода как черта

воли (а не разума)



Любовь к Богу

Надежда на спасение

Добрая воля

Гармониза-

ция веры и

разума

Вера ведет разум,

разум подкрепляет

веру

Совесть

Духовность человека

Символизм

(Фома Аквинский)

Философия — это

введение к религии










Свобода человека

как разумная воля

движения к совер-

шенству Бога




Примечание. В таблице в соответствии с избранной круп­номасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безуслов­но, такие возрожденческие философы, как
Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают са­мых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

251

Таблица 4. Философия Нового времени

Этап

Авторы философских концепций

Основной интерес

XV-XVI вв.




Гуманизм Эстетическое отношение к действительности

XVII в.

Декарт

Ясные идеи и дедуктивные по­строения теории

Локк

Теория познания: сенсуализм

XVIII в.


Кант


Априорные принципы и их во­площение в науке и морали

XIX в.


Гегель

Универсальная системная фило­софия идей

Маркс

Концепция общественного руда, критика капитализма

Ницше

Критика «разумных» ценностей

Таблица 5. Философия XX века

Главное философское направ­ление

Главный философский интерес

Феноменология

«Работа» сознания с феноменами

Герменевтика

Бытие человека в мире, поиск сущего

Аналитическая философия

Логический анализ языка, употребле­ние языка

Постмодернизм

Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плю­рализм

252

Таблица 6. Философия о человеке

Истори­ческая эпо­ха филосо­фии

Что такое человек?

Античность

Микрокосм Душа + тело )

Душа есть проявление идеи (Платон) Душа — это форма человека (Аристотель)

Средние века

Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести.

Новое вре­мя

Существо разумное и действующее по зако­нам разума (Локк, Кант). Проявление общественных отношений (Маркс). Существо волевое и страстное (Ницше).

XX век

Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи). Существо, бытийствующее в мире и стремя­щееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики). Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Ос­тин и другие философы-аналитики). Существо, всегда отличающее себя от приня­тых в обществе норм, бунтующее против од­нообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и дру­гие постмодернисты). Существо, в котором бессознательное господ­ствует над сознательным (Фрейд и его после­дователи).