Файл: 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 417

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

253

Таблица 7. Философия об обществе

Историческая эпоха философии

Что такое общество?

Античность

Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справед­ливости.

Средние века


«Град земной», стремящийся к «граду небесному».

Новое время


Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным до­говором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой дея­тельности (Маркс).

XX век


Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработ­кой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро­кин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.).

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего харак­теризуется в соответствии с избранными им ценностными ори­ентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, гер­меневтическим, аналитическим, постмодернистским.

254

Таблица 8. Три главные ценности

Сферы жизнедеятельности человека

Главные ценности

Практическая жизнь

Добро

Чувственно-эстетическая жизнь

Красота

Научная деятельность

Истина

Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использова­ния определенных философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте

Историческая эпоха филосо­фии

Что такое красота?

Античность

Космически гармоничное и соразмерное

Средние века

Символ божественного

Новое время

Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготею­щего к принципам симметрии, пропор­ции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способно­сти личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм).


255

Окончание табл. 9

Историческая эпоха филосо­фии


Что такое красота?


XX в.

Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искус­ства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика).
Эмоция (аналитическая философия).
Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм).

Примечание. Под красотой в данном случае понимает­ся главная ценность чувственно-эстетической жизни челове­ка. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрас­ному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре

Историчес­кая эпоха философии

Идеалы добра

Основные добродетели человека

Античность

Благо

Мудрость, справедливость, мужество

Средние века

Бог

Вера, любовь, надежда, совесть

256

Окончание табл. 10

Историчес-

кая эпоха

философии


Идеалы добра


Основные

добродетели

человека

Новое

время

Рассудочный свобод-

ный человек (Локк,

Руссо).

Рассудочность, сво-

бода.




Абсолютный нравст-

венный закон (Кант).

Разумность, свобода.







Общество без эксплуатации (Маркс).

Преданность делу

пролетариата.







Сверхчеловек

(Ницше).

Воля к власти.




XX век

Положительные цен-

ности (феноменологи).

Умение пользоваться

феноменологическим

методом.




Достижение единства с сущим, с сущностью

вещей (герменевтики).

Адекватно отвечать

на зов вещи, соответствовать ему.




Умение посредством

анализа языка учиты-

вать последствия по-

ступков (аналитики).

Быть последователь-

ным в своих дейст-

виях.



Деконструкция лого- и других центризмов

(постмодернизм).

Умение «рассеивать»

устоявшиеся ценно-

сти.


257

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Философская концепция

Основное содержание концепции

Локка

Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.

Канта

Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами.

Гуссерля

Чувства вовлекаются в потоке воображе­ния, так образуется эйдос, знаком кото­рого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства.

Таблица 12. Что такое рациональное познание?

Истори­ческая эпоха филосо­фии

Природа рационального познания

Антич­ность

Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в пра­вилах логики (Аристотель).

258

Окончание табл. 12

Историчес­кая эпоха философии

Природа рационального познания

Средние века

Рациональное познание оперирует универса­лиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в са­мих вещах (средневековый реализм). Общее не существует, слова обозначают еди­ничные вещи (номинализм). Общее представляет собой мысли — обобще­ния, концепции (концептуалисты).

Новое время

Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возмож­ность логики (Кант). Мысли — это продукт обработки чувств (сен­суализм Локка). Мышление — это наивыс­шая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображе­ние практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс).

Таблица 13. Три современные концепции истины


Концепция истины

Что такое истина?

Соответствия

Соответствие высказываний фактам.

Когерентности

Согласованность высказываний, их непротиворечивость.

Прагматическая

Убеждения, способствующие успеху практики.

259

Таблица 14. Что такое истина?

Историческая эпоха филосо­фии

Природа истины

Античность

Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель).

Средние века

Бог, вот что является истиной.

Новое время

Истина — это соответствие чувств и идей фактам.

XX в.

Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики).

Таблица 15. Уровни научного исследования

Уровень науч­ного исследо­вания

Цели исследования

Эмпирический

Добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.

Теоретический

Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой.

260

Таблица 16. Три теоретических метода

Теоретический метод

Характеристика

Аксиома­тический

Основанием теории избираются аксио­мы. Из аксиом выводят теоремы. Сопос­тавление знания с экспериментальными фактами не проводится.

Гипотетико-дедуктивны

Выдвигаются гипотезы, из них дедуци­руются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопос­тавления теории с экспериментальными фактами.

Прагматический

Интерпретация фактов проводится на основе ценностей.


Таблица 17. Философия языка

Философская концепция языка

Главное содержание философских концепций языка

Философия имени

Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)

Философия предложения

Главной единицей языка, текста является предложение, высказыва­ние. Предложение, если оно по­строено правильно, обладает значе­нием и смыслом, функцией истинно­сти/ложности

261

Окончание табл. 17

Философская кон­цепция языка

Главное содержание философских концепций языка

Философия ценно­стных установок

Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения кото­рых он добивается.

Таблица 18. Философия техники

Историчес­кая эпоха философии

Интерпретации природы техники

Античность

Техника — это воплощение умений ремес­ленника. Знание общего выше технического знания.

Средние века

Техника — это творчество человека в качест­ве отблеска божественного творчества.

Новое вре­мя

Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, кото­рая в качестве средств труда определяет раз­витие общества (Маркс).

262

Окончание табл. 18

Историчес­кая эпоха философии

Интерпретации природы техники

XX век

Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира че­ловека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не проду­мав ее содержание и самое главное то, в ка­кой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герме­невтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подхо­дящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий).