Файл: 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 418

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 19. Философия природы

Истори­ческая эпоха философии

Интерпретация специфики природы

Античность

Природа — это органическая часть космо­са. Часто природа считалась одушевленной.

Средние века

Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном являет­ся природа.

263

Окончание табл. 19

Истори­ческая эпоха философии

Интерпретация специфики природы

Новое время

Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью под­чинить ее себе.

XX век

Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека долж­на стать царством господства разума, ноо­сферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден). Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики). Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональ­ности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа — это сложная система, для кото­рой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обес­печить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание).

264

Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Мужественность


Женственность


Молодость


Логичность,
склонность к обобщению,
абстрактному мышлению,
рациональность,
практичность,
решительность,
постоянство,
властность

Интуитивность,
интерес к конкретному, чувствительность,
сентиментальность,
осторожность,
тщательность,
сострадательность,
изменчивость

Жизненная непосредственность,
стремление к неформальной общности,
непрактичность,
склонность к новациям,
свободолюбие

Таблица 21. Две интерпретации образования


Образование — это подготовка


Образование — это усвоение достижений культуры


Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нуж­ны непосредственно на будущем рабочем мес­те. Ничего лишнего, только самое необходи­мое. Философия на рабочем месте не нуж­на.

Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как од­ного целого.
Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всесто­роннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответствен­ность. Философия занимает в образовании достойнейшее место.

265

приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ)

Античность до н.э.

Фалес (624-546)
Парменид (540-470)
Гераклит (535-470)
Зенон (510-430)
Сократ (469-399)
Демокрит (460-371)
Платон (427-347)
Аристотель (384-322)
Эпикур (341-270)
Цицерон (106-43)
Сенека (4 до н.э.-65 н.э.)
Плотин (204-270)

Средневековье
Августин А. (354-430)
Боэций А. (480-524)
Авиценна (980-1037)
Ансельм (1033-1109)
Абеляр П. (1079-1141)
Аверроэс (1126-1198)
Фома Аквинский (1221-1274)
Оккам У. (1280-1349)

Возрождение и Новое время

Кузанский Н. (1401-1464)
Фичино М. (1433-1499)
Бруно Дж. (1548-1600)
Бэкон Ф. (1561-1626)
Гоббс Т. (1588-1679)
Декарт Р. (1596-1650)
Спиноза Б. (1632-1677)
Локк Дж. (1632-1704)
Лейбниц Г. (1646-1716)

Юм Д. (1711-1776)
Гольбах П. (1723-1789)
Кант И. (1724-1804)
Фихте И. (1762-1814)
Гегель Г. (1770-1831)
Шеллинг Ф. (1775-1854)
Шопенгауэр А. (1788-1860)
Фейербах Л. (1804-1872)
Маркс К. (1818-1883)
Пирс Ч. (1839-1914)
Джемс У. (1842-1910)
Ницше Ф. (1844-1900)
Соловьев B.C. (1853-1900)

Новейшее время

Фрейд 3. (1856-1939)
Гуссерль Э. (1859-1938)
Бергсон А. (1859-1941)
Лосский И.О. (1870-1965)
Рассел Б. (1872-1970)
Бердяев Н.А. (1874-1948)
Флоренский П.А. (1882-1937)
Витгенштейн Л. (1889-1951)
Хайдеггер М. (1889-1976)
Карнап Р. (1891-1970)
Лосев А.Ф. (1893-1988)
Гадамер Г. (1900)
Поппер К. (1902-1994)
Сартр Ж.-П. (1905-1980)
Куайн У. (р. 1908)
Кун Т. (р. 1922)
Фуко М. (1926-1984)
Хабермас Ю. (р. 1929)
Деррида Ж. (р. 1930)
Ленк Г. (р. 1935)

Примечание. Разумеется, выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь указано. Перечисленные шесть десятков имен дают читателю легкообозримую хронику. Изу­чающему философию следует в ней ориентироваться.

266

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ..................................... 3

Введение. Что такое философия? ..................... 4

Смысл слова «философия» 4. Два примера философствования 5. Научность философии 7. Эстетичность, чувственность философии 8. Практичность, или моральность философии 9. Философия как ре­ализация полноты жизни человека 11. Функции (значимость) фи­лософии 13. Назначение философии 14. Основные выводы 15.




Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ

1. Античная философия ........................... 16

1.1. Античная натурфилософия ....................... 16

Где возникла философия и почему? 16. Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет? 17. Первая головоломка античной философии: многое и единое 18. Единое — это материальная субстанция 19. Единое — это числа. Пифагор 20. Многое не существует. Сюрпризы элеатов 21. Единое — это атомы и пу­стота 23. Подведение итогов. Натурфилософия 24.

1.2. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля ................................ 25

Философия Сократа 25. Философия Платона 27. Философия Ари­стотеля 33.

1.3. Эллинистическая философия ...................... 39

Александр Македонский открывает новую эпоху 39. Кинизм (цинизм) 39. Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение 41. Стоицизм: счастье — это жизнь в соответствии с космическим за­коном 42. Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмя­тежными 42. Неоплатонизм 43. Судьба античной философии 45. . Основные черты античной философии 45. Основные выводы 46.

2. Средневековая философия ........................ 48

Философия и религия 48. Основные библейские идеи философ­ского значения 48. Сущность Бога 52. Можно ли доказать суще-

267

ствование Бога? 53. Да или нет? Верующий или атеист? 54. Ос­новные выводы 55.

3. Философия Нового времени ........................ 55.

3.1. Философия эпохи Возрождения ........................ 55

Два центра: Бог и человек 55. Основные идеи возрожденческой философии 56.

3.2. Философия от Декарта до Канта (XVII-XVIII вв.) .............................. 58

Рене Декарт — основатель философия Нового времени 58. Спор об идеях. Джон Локк 60. Галилей и Ньютон — гении механики 61. Как получают идеализации? 63. Выработка нового юридическо­го мировоззрения 63. Новации И. Канта 65.

3.3. Философия от Гегеля до Ницше (XIX в.) ............. 68

Гегель против Канта 68. Карл Маркс: новые проблемы 70. Ниц­ше: последний всплеск философии Нового времени 74. Основные выводы 75.

4. Философия наших дней .......................... 77

4.1. О состоянии современной философии ................ 77

4.2. Феноменология ........................ 78

Какую проблему стремится решить феноменология? 78. Феноме­нологический метод 79. Основные положения феноменологии 81.

4.3. Герменевтика ................................ 82

Происхождение термина «герменевтика» 82. Как мы понимаем? 83. Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст? 85. Основные по­ложения герменевтики 86.

4.4. Аналитическая философия ....................... 86

Почему возникла аналитическая философия? 86. Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур 88. Ранний Витгенштейн: «Логи­ко-философский трактат» 89. Логический позитивизм 91. Пост­позитивизм 95. Философия естественного языка: поздний Витген­штейн 99. Основные положения аналитической философия 102.

4.5. Постмодернизм .............................. 103

268

Программа постмодернистов 103. Деррида: метод деконструк­ции 104. Лиотар: этика и эстетика возвышенного 105. Основные положения постмодернизма 106.

4.6. Философия в России ........................... 107

Основные положения диалектического и исторического матери­ализма 107. Основные черты русской философии 109. B.C. Соло­вьев: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красо­те» 112. Философия Н.А. Бердяева: человек — это откровение, свобода и творчество 114. А.Ф. Лосев: «Мне надо с греческого перево­дить...» 115.

4.7. Восточная философия .......................... 116

О философии Запада и Востока 116. Индийская философия 117. Китайская философия 119. Основные выводы 121.

Раздел 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ

5. Основания философствования .................... 122

Два способа анализа философских проблем. Меняем курс! 122. Что изучает философия? Мир философии 123. Выбор начала система­тического философствования 124.

6. Учение о бытии ............................... 125

6.1. Проблема существования и виды бытия ............ 125

6.2. Изменение и развитие. Закономерности ............ 127

6.3. Три закона диалектики ........................ 130

7. Философия человека, общества и истории ........... 134

7.1. Философия человека ........................... 134

Обзор: философия о человеке 134. Человек — существо бессозна­тельное 137. В поисках целостного учения о человеке 138. Основные выводы 139.

7.2. Философия общества .......................... 140

Что такое общество? Индивид и общество 140. Социальные дей-

269

ствия и их смысл 142. Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней 143.

7.3. Философия истории ........................... 147

Что было, что будет? 147. Критика концепции линейного разви­тия общества 148. Единство и многообразие истории 149. Запад и Восток. Кто мы? Кем будем? 149. Основные выводы 151.

8. Философия как аксиология ...................... 152

8.1. Учение о ценности ............................ 152

Что такое ценность? Почему только в XX веке появилось учение о ценностях? 152. Как измеряют ценности? 154. Чувства. Эмо­ции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал и цель 156. Будьте терпимы­ми друг к другу! 159.

8.2. Философия искусства .......................... 160

Цивилизация и культура 160. Что такое красота? 161. Обзор: как искали красоту 163.

8.3. Философия практики .......................... 166

Что такое практика? 166. Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики? 168. В чем состоит ценность практики? Наши дни 172. Что такое добро? Как его измерить? 174. Справедливость или сво­бода? Лучше ответственность! 176. Обзор: этика ответственности 179. Основные выводы 181.

9. Философия познания и науки .................... 183

9.1: Философия познания ........................... 183

Два термина 183. Чувственное познание «на входе», «в середи­не» и «на выходе» психики 183. Чувственное познание и различ­ные философии 187. Рациональное познание 188. Обзор: как ис­кали понятие 190. Единство чувственного и рационального познания 193. Память и воображение 194. Интуиция 195. Твор­чество. Таланты и гении 196. Строение психики: бессознательное, сознательное, надсознательное 196. Три концепции истины 198. Шкала истинности 199. Обзор: как искали истину 200. Вчувствование. Объяснение. Понимание 201.

9.2. Философия науки ............................. 202

Что такое наука? 202. Эмпирический уровень научного познания 203.

270

Теоретический уровень научного исследования 206. Методы на­учного познания 208. Идеалы науки. Этика ученого 210. Обзор: философия и наука 211. Религия и наука 213. Основные выво­ды 216.

10. Философия языка ............................ 218

Язык — символ вашей жизни 218. Философия имени 219. Фи­лософия предложения 220. Философия ценностных установок 224. Обзор: современное философское понимание языка 226. Практи­ческое и коммуникативное назначение языка 227. Основные вы­воды 228.

11. Философия техники ........................... 230

О становлении философии техники 230. Обзор: интерпретация при­роды техники 231. Техника и этика 234. О пользе моральных ко­дексов 236. Основные выводы 237.

12. Философия природы .......................... 238

Что такое природа? 238. Обзор: исторические формы отношения человека к природе 238. Синергетика — наука о сложном 240. Как все было? Выл Большой взрыв 242. Уровни организации при­роды 243. Пространство и время 244. Природа и ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика 247. Основные выводы 249.

Приложение 1. Курс философии в таблицах ............. 250

Приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке) ................ 266
Учебное издание

Канке Виктор Андреевич Философия

Учебное пособие

Редактор Е.В.Комарова

Обложка Е.Молчанова, С.Носова

Компьютерная верстка П.Ю.Аборина

Подписано в печать 07.07.2000. Формат 70x100/32

Печать офсетная. Гарнитура Школьная

Печ. л. 8,5. Тираж 5000

Заказ № 658

Изд. лиц. ИД № 01670 от 24.04.2000

Издательско-книготорговый дом «Логос» 105318, Москва, Измайловское ш., 4

Отпечатано с готовых диапозитивов

во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати»

432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2: 953 000

По вопросам приобретения литературы обращаться по адресу:

105318, Москва, Измайловское ш., 4 Тел./факс: (095) 369-5819, 369-5668, 369-7727

Электронная почта: universitas@mail.ru

Интернет-магазин «Университетская книга»

http://www.chat.ru/

universitas
/

Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
|| http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656

update 28.03.23

Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека
Учебной и научной литературы


WWW.I-U.RU

А.Г. Спиркин

Философия


Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших

технических учебных заведений



Гардарики

Москва, 2000

УДК 1(075.8)

ББК 87

С72


Рецензенты:

доктор философских наук, профессор А.Л. Ивин;

доктор философских наук, профессор М.М. Скибицкий

Спиркин А.Г.

С72 Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с.
ISBN 5-8297-0060-3 (в пер.)
Учебник представляет собой вариант классического учебника, значитель­но сокращенный и переработанный применительно к новым мировым и рос­сийским реалиям. Сохранив структуру учебника — разделы об онтологии, со­циальной философии, философской антропологии, гносеологии, духовной жизни — автор, член-корреспондент РАН, переосмыслил их содержание, ак­центировав внимание на современной проблематике. В приложении систе­матизированы основные философские школы и направления, а также дан развернутый словарь персоналий, что позволит студентам воспринять исто­рию философии от античности до наших дней.

Предназначен для студентов технических вузов, может быть полезен сту­дентам специальных учебных заведений.

УДК 1(075.8)

ББК 87

В оформлении переплета использован фрагмент картины Сальвадора Дали «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера» (1940)

ISBN 5-8297-0060-3

© «Гардарики», 2000

© Спиркин А.Г., 2000
Философия: место и роль

в жизни общества и чeлoвeка
Тема 1
О предмете философии и ее месте

в системе научного знания
Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (которая охватывает все науки