Файл: 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 418
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 19. Философия природы
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Античность | Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной. |
Средние века | Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа. |
263
Окончание табл. 19
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Новое время | Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе. |
XX век | Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден). Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики). Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание). |
264
Таблица 20. Второй (неприродный) пол
Мужественность | Женственность | Молодость |
Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность | Интуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость | Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие |
Таблица 21. Две интерпретации образования
Образование — это подготовка | Образование — это усвоение достижений культуры |
Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна. | Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место. |
265
приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ)
Античность до н.э.
Фалес (624-546)
Парменид (540-470)
Гераклит (535-470)
Зенон (510-430)
Сократ (469-399)
Демокрит (460-371)
Платон (427-347)
Аристотель (384-322)
Эпикур (341-270)
Цицерон (106-43)
Сенека (4 до н.э.-65 н.э.)
Плотин (204-270)
Средневековье
Августин А. (354-430)
Боэций А. (480-524)
Авиценна (980-1037)
Ансельм (1033-1109)
Абеляр П. (1079-1141)
Аверроэс (1126-1198)
Фома Аквинский (1221-1274)
Оккам У. (1280-1349)
Возрождение и Новое время
Кузанский Н. (1401-1464)
Фичино М. (1433-1499)
Бруно Дж. (1548-1600)
Бэкон Ф. (1561-1626)
Гоббс Т. (1588-1679)
Декарт Р. (1596-1650)
Спиноза Б. (1632-1677)
Локк Дж. (1632-1704)
Лейбниц Г. (1646-1716)
Юм Д. (1711-1776)
Гольбах П. (1723-1789)
Кант И. (1724-1804)
Фихте И. (1762-1814)
Гегель Г. (1770-1831)
Шеллинг Ф. (1775-1854)
Шопенгауэр А. (1788-1860)
Фейербах Л. (1804-1872)
Маркс К. (1818-1883)
Пирс Ч. (1839-1914)
Джемс У. (1842-1910)
Ницше Ф. (1844-1900)
Соловьев B.C. (1853-1900)
Новейшее время
Фрейд 3. (1856-1939)
Гуссерль Э. (1859-1938)
Бергсон А. (1859-1941)
Лосский И.О. (1870-1965)
Рассел Б. (1872-1970)
Бердяев Н.А. (1874-1948)
Флоренский П.А. (1882-1937)
Витгенштейн Л. (1889-1951)
Хайдеггер М. (1889-1976)
Карнап Р. (1891-1970)
Лосев А.Ф. (1893-1988)
Гадамер Г. (1900)
Поппер К. (1902-1994)
Сартр Ж.-П. (1905-1980)
Куайн У. (р. 1908)
Кун Т. (р. 1922)
Фуко М. (1926-1984)
Хабермас Ю. (р. 1929)
Деррида Ж. (р. 1930)
Ленк Г. (р. 1935)
Примечание. Разумеется, выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь указано. Перечисленные шесть десятков имен дают читателю легкообозримую хронику. Изучающему философию следует в ней ориентироваться.
266
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ..................................... 3
Введение. Что такое философия? ..................... 4
Смысл слова «философия» 4. Два примера философствования 5. Научность философии 7. Эстетичность, чувственность философии 8. Практичность, или моральность философии 9. Философия как реализация полноты жизни человека 11. Функции (значимость) философии 13. Назначение философии 14. Основные выводы 15.
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ
1. Античная философия ........................... 16
1.1. Античная натурфилософия ....................... 16
Где возникла философия и почему? 16. Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет? 17. Первая головоломка античной философии: многое и единое 18. Единое — это материальная субстанция 19. Единое — это числа. Пифагор 20. Многое не существует. Сюрпризы элеатов 21. Единое — это атомы и пустота 23. Подведение итогов. Натурфилософия 24.
1.2. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля ................................ 25
Философия Сократа 25. Философия Платона 27. Философия Аристотеля 33.
1.3. Эллинистическая философия ...................... 39
Александр Македонский открывает новую эпоху 39. Кинизм (цинизм) 39. Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение 41. Стоицизм: счастье — это жизнь в соответствии с космическим законом 42. Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными 42. Неоплатонизм 43. Судьба античной философии 45. . Основные черты античной философии 45. Основные выводы 46.
2. Средневековая философия ........................ 48
Философия и религия 48. Основные библейские идеи философского значения 48. Сущность Бога 52. Можно ли доказать суще-
267
ствование Бога? 53. Да или нет? Верующий или атеист? 54. Основные выводы 55.
3. Философия Нового времени ........................ 55.
3.1. Философия эпохи Возрождения ........................ 55
Два центра: Бог и человек 55. Основные идеи возрожденческой философии 56.
3.2. Философия от Декарта до Канта (XVII-XVIII вв.) .............................. 58
Рене Декарт — основатель философия Нового времени 58. Спор об идеях. Джон Локк 60. Галилей и Ньютон — гении механики 61. Как получают идеализации? 63. Выработка нового юридического мировоззрения 63. Новации И. Канта 65.
3.3. Философия от Гегеля до Ницше (XIX в.) ............. 68
Гегель против Канта 68. Карл Маркс: новые проблемы 70. Ницше: последний всплеск философии Нового времени 74. Основные выводы 75.
4. Философия наших дней .......................... 77
4.1. О состоянии современной философии ................ 77
4.2. Феноменология ........................ 78
Какую проблему стремится решить феноменология? 78. Феноменологический метод 79. Основные положения феноменологии 81.
4.3. Герменевтика ................................ 82
Происхождение термина «герменевтика» 82. Как мы понимаем? 83. Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст? 85. Основные положения герменевтики 86.
4.4. Аналитическая философия ....................... 86
Почему возникла аналитическая философия? 86. Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур 88. Ранний Витгенштейн: «Логико-философский трактат» 89. Логический позитивизм 91. Постпозитивизм 95. Философия естественного языка: поздний Витгенштейн 99. Основные положения аналитической философия 102.
4.5. Постмодернизм .............................. 103
268
Программа постмодернистов 103. Деррида: метод деконструкции 104. Лиотар: этика и эстетика возвышенного 105. Основные положения постмодернизма 106.
4.6. Философия в России ........................... 107
Основные положения диалектического и исторического материализма 107. Основные черты русской философии 109. B.C. Соловьев: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте» 112. Философия Н.А. Бердяева: человек — это откровение, свобода и творчество 114. А.Ф. Лосев: «Мне надо с греческого переводить...» 115.
4.7. Восточная философия .......................... 116
О философии Запада и Востока 116. Индийская философия 117. Китайская философия 119. Основные выводы 121.
Раздел 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ
5. Основания философствования .................... 122
Два способа анализа философских проблем. Меняем курс! 122. Что изучает философия? Мир философии 123. Выбор начала систематического философствования 124.
6. Учение о бытии ............................... 125
6.1. Проблема существования и виды бытия ............ 125
6.2. Изменение и развитие. Закономерности ............ 127
6.3. Три закона диалектики ........................ 130
7. Философия человека, общества и истории ........... 134
7.1. Философия человека ........................... 134
Обзор: философия о человеке 134. Человек — существо бессознательное 137. В поисках целостного учения о человеке 138. Основные выводы 139.
7.2. Философия общества .......................... 140
Что такое общество? Индивид и общество 140. Социальные дей-
269
ствия и их смысл 142. Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней 143.
7.3. Философия истории ........................... 147
Что было, что будет? 147. Критика концепции линейного развития общества 148. Единство и многообразие истории 149. Запад и Восток. Кто мы? Кем будем? 149. Основные выводы 151.
8. Философия как аксиология ...................... 152
8.1. Учение о ценности ............................ 152
Что такое ценность? Почему только в XX веке появилось учение о ценностях? 152. Как измеряют ценности? 154. Чувства. Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал и цель 156. Будьте терпимыми друг к другу! 159.
8.2. Философия искусства .......................... 160
Цивилизация и культура 160. Что такое красота? 161. Обзор: как искали красоту 163.
8.3. Философия практики .......................... 166
Что такое практика? 166. Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики? 168. В чем состоит ценность практики? Наши дни 172. Что такое добро? Как его измерить? 174. Справедливость или свобода? Лучше ответственность! 176. Обзор: этика ответственности 179. Основные выводы 181.
9. Философия познания и науки .................... 183
9.1: Философия познания ........................... 183
Два термина 183. Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики 183. Чувственное познание и различные философии 187. Рациональное познание 188. Обзор: как искали понятие 190. Единство чувственного и рационального познания 193. Память и воображение 194. Интуиция 195. Творчество. Таланты и гении 196. Строение психики: бессознательное, сознательное, надсознательное 196. Три концепции истины 198. Шкала истинности 199. Обзор: как искали истину 200. Вчувствование. Объяснение. Понимание 201.
9.2. Философия науки ............................. 202
Что такое наука? 202. Эмпирический уровень научного познания 203.
270
Теоретический уровень научного исследования 206. Методы научного познания 208. Идеалы науки. Этика ученого 210. Обзор: философия и наука 211. Религия и наука 213. Основные выводы 216.
10. Философия языка ............................ 218
Язык — символ вашей жизни 218. Философия имени 219. Философия предложения 220. Философия ценностных установок 224. Обзор: современное философское понимание языка 226. Практическое и коммуникативное назначение языка 227. Основные выводы 228.
11. Философия техники ........................... 230
О становлении философии техники 230. Обзор: интерпретация природы техники 231. Техника и этика 234. О пользе моральных кодексов 236. Основные выводы 237.
12. Философия природы .......................... 238
Что такое природа? 238. Обзор: исторические формы отношения человека к природе 238. Синергетика — наука о сложном 240. Как все было? Выл Большой взрыв 242. Уровни организации природы 243. Пространство и время 244. Природа и ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика 247. Основные выводы 249.
Приложение 1. Курс философии в таблицах ............. 250
Приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке) ................ 266
Учебное издание
Канке Виктор Андреевич Философия
Учебное пособие
Редактор Е.В.Комарова
Обложка Е.Молчанова, С.Носова
Компьютерная верстка П.Ю.Аборина
Подписано в печать 07.07.2000. Формат 70x100/32
Печать офсетная. Гарнитура Школьная
Печ. л. 8,5. Тираж 5000
Заказ № 658
Изд. лиц. ИД № 01670 от 24.04.2000
Издательско-книготорговый дом «Логос» 105318, Москва, Измайловское ш., 4
Отпечатано с готовых диапозитивов
во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати»
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2: 953 000
По вопросам приобретения литературы обращаться по адресу:
105318, Москва, Измайловское ш., 4 Тел./факс: (095) 369-5819, 369-5668, 369-7727
Электронная почта: universitas@mail.ru
Интернет-магазин «Университетская книга»
http://www.chat.ru/
universitas
/
Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
|| http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656
update
Русский Гуманитарный Интернет Университет
Библиотека
Учебной и научной литературы
WWW.I-U.RU
А.Г. Спиркин
Философия
Рекомендовано Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших
технических учебных заведений
Гардарики
Москва, 2000
УДК 1(075.8)
ББК 87
С72
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор А.Л. Ивин;
доктор философских наук, профессор М.М. Скибицкий
Спиркин А.Г.
С72 Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с.
ISBN 5-8297-0060-3 (в пер.)
Учебник представляет собой вариант классического учебника, значительно сокращенный и переработанный применительно к новым мировым и российским реалиям. Сохранив структуру учебника — разделы об онтологии, социальной философии, философской антропологии, гносеологии, духовной жизни — автор, член-корреспондент РАН, переосмыслил их содержание, акцентировав внимание на современной проблематике. В приложении систематизированы основные философские школы и направления, а также дан развернутый словарь персоналий, что позволит студентам воспринять историю философии от античности до наших дней.
Предназначен для студентов технических вузов, может быть полезен студентам специальных учебных заведений.
УДК 1(075.8)
ББК 87
В оформлении переплета использован фрагмент картины Сальвадора Дали «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера» (1940)
ISBN 5-8297-0060-3
© «Гардарики», 2000
© Спиркин А.Г., 2000
Философия: место и роль
в жизни общества и чeлoвeка
Тема 1
О предмете философии и ее месте
в системе научного знания
Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (которая охватывает все науки