Файл: Индивидуальное предпринимательство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К сожалению, до сих пор в ГК РФ отсутствует правовая конструкция «предприниматель». Как справедливо указывается в литературе, легальное определение понятия предпринимателя в настоящее время отсутствует. Таким образом, сейчас предприниматель по своей сути является не юридической категорией, а экономической, так как в законодательстве нет определения того, что представляет собой предприниматель с точки зрения права. Отсутствие юридической формулы предпринимателя позволяет говорить о том, что легитимные основания занятия граждан предпринимательской деятельностью в этой связи весьма сомнительны. Указанный пробел, в свою очередь, не способствует привлечению капиталов иностранного бизнеса, привыкшего опираться на правовые категории.

Деятельность индивидуального предпринимателя регулируется ст. 23 ГК РФ[45], в которой сказано, что «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя[46]. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения».

Понятие «предприниматель» отсутствует, законодатель просто предлагает альтернативу юридическим коммерческим лицам. Следовало бы дополнить ст. 23 ГК РФ следующим содержанием – предпринимателем признается гражданин, глава фермерского хозяйства, а также гражданин-учредитель коммерческой организации, признаваемой б соответствии с законом субъектом малого предпринимательства, занимающийся самостоятельной профессиональной, инновационно-экономической, индивидуально-трудовой предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, направленной на систематическое получение прибыли[47].

В настоящее время правовая регламентация индивидуальной предпринимательской деятельности облекается в правовую форму благодаря различным нормативным правовым актам. Генеральным источником регламентации предпринимательства в Российской Федерации является Конституция[48], которая закрепляет право на свободное предпринимательство и иную экономическую деятельности, не запрещенную законом.


Второй по значимости источник, регламентирующий частное предпринимательство, - это ГК РФ, который включает следующие нормы, во-первых, определение предпринимательской деятельности, во-вторых, организационно-правовые формы ее осуществления, в-третьих, правовой режим имущества предпринимателей, в-четвертых, предпринимательские договоры. В отдельных случаях статьи ГК РФ регулируют принципиально различные нормы для индивидуальных предпринимателей и лиц, которые подобной деятельностью не занимаются (к примеру, ст. 322 ГК РФ устанавливает различные нормы о солидарных обязательствах, ст. 401 ГК РФ закрепляет основания ответственности).

Говоря о нормативно-правовых актах, которые определяют правовое положение индивидуальных предпринимателей, нельзя не обойти вниманием ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[49]. Названный закон устанавливает порядок регистрации и регулирует прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей. Однако, несмотря на обширную нормативно-правовую базу, с сожалением приходится признать, что в настоящее время в гражданском законодательстве России отсутствует конкретный перечень гражданских прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей, который содержался бы в одном нормативно-правовом акте. Сейчас права и обязанности индивидуальных предпринимателей разбросаны по российскому законодательству.

Все перечисленные нормы гражданского законодательства имеют важное значение для осуществления и защиты прав граждан на занятие предпринимательской деятельностью. В то же время, одной ст. 23 ГК РФ недостаточно для обеспечения должной правовой регламентации индивидуального предпринимательства в России.

Следует принять на федеральном уровне закон «Об индивидуальном предпринимательстве в Российской Федерации», отсутствие которого усложняет и без того нелегкую жизни индивидуальных предпринимателей. Как представляется, в данном законе нужно, прежде всего, четко прописать перечень гражданских прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей.

Массовое участие индивидуальных предпринимателей в хозяйственной жизни страны и общества требует наличия в законодательстве ясно определенных общих положений, единых дня всех предпринимателей, независимо от сферы их деятельности. Кроме того, необходимы специальные правила, которые определяют правовое положение индивидуальных предпринимателей в конкретных сферах деятельности. На данный момент статьи законодательства, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей, все еще находятся на стадии формирования и содержат ряд норм, требующих уточнения, а иногда и изменения. Таким образом, видится разумным принять закон «Об индивидуальном предпринимательстве в Российской Федерации», который должен быть направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободу предпринимательской деятельности и формирование системы государственных гарантий для индивидуальных предпринимателей.


Все перечисленные проблемы законодательной регламентации деятельности индивидуальных предпринимателей сказываются на том, что число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств) в течение ряда лет снижается. Можно отметить существование экономических причин снижения количества предпринимателей: это и увеличение практически в два раза страховых отчислений, запрет торговли подакцизными товарами в киосках и ларьках, и ликвидация нестационарных объектов, и смена организационно-правовой формы, и закрытие индивидуальных предпринимателей, фактически не осуществляющих деятельность и ежегодно сдающих нулевые декларации. Но отсутствие на федеральном уровне закона «Об индивидуальном предпринимательстве в Российской Федерации» также играет немаловажную роль[50].

На наш взгляд, обособление законодательной регламентации деятельности индивидуальных предпринимателей в конкретном законе способствовало бы увеличению численности индивидуальных предпринимателей, так как нормативно-правовые акты, регулирующие возникновение и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей, упорядочивают отношения в сфере предпринимательской деятельности, у государства появляется возможность не только осуществлять контроль в данной области, но и предоставлять всем участникам гражданского оборота правовую информацию и проводить адресно соответствующие социальные меры поддержки частного бизнеса, а также наиболее эффективно вести борьбу с нелегальным предпринимательством.

2.2. Проблемы правового регулирования деятельности физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей

Государственная регистрация предпринимателей имеет очень важную роль в охране правопорядка, поскольку деятельность граждан, которая осуществляется без законодательно установленного на то разрешения государственных органов, может нанести существенный вред охраняемым правам и интересам общества.


В силу требований Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вновь созданные или реорганизованные предприятия подлежат государственной регистрации и лишь с этого момента они признаются созданными и приобретают статус юридического лица.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, осуществляется государственная регистрация в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов. При этом государственная регистрация юридического лица производится по указанному учредителями в заявлении о государственной регистрации месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии – по месту нахождения иного органа либо лица, обладающего правом без доверенности действовать от имени юридического лица[51].

Индивидуальный предприниматель регистрируется по месту жительства.

Для отдельных видов юридических лиц федеральными законами может быть установлен специальный порядок регистрации.

В силу ст. 51 ГК РФ, при нарушении порядка образования юридического лица, установленного законом или при несоответствии закону учредительных документов, в государственной регистрации должно быть отказано. При этом не допускается отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица.

Правоспособность предприятия возникает с момента его создания, то есть, государственной регистрации, а прекращается в момент ликвидации. Физическое лицо, согласно ст. 23 ГК РФ, предпринимательскую деятельность вправе осуществлять с момента его государственной регистрации как индивидуального предпринимателя.

Вследствие того, что к предпринимательской деятельности физических лиц, которая осуществляется без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которыми регулируется деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, де-факто индивидуальный предприниматель наделяется статусом предприятия, что вытекает из содержания ст. 25 ГК РФ, касающейся несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя.

В недельный срок регистрационный орган сообщает налоговой инспекции о государственной регистрации предприятия либо об ее аннулировании для включения его в Государственный реестр или исключения из него с дальнейшим опубликованием сведений об этом в установленном порядке[52].


Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

При соответствии установленным требованиям всех документов, которые представлены предприятием на регистрацию, заявителям выдается временное свидетельство о регистрации, по предъявлению которого предприятие ставится на налоговый учет по месту регистрации. После получения соответствующего документа оно получает возможность открывать счета в банках:

а) текущий расчетный счет по основной деятельности в любом банке, который подлежит открытия при представлении справки налогового органа о постановке на учет в подлиннике;

б) по мере необходимости – валютные счета, которые могут быть открыты в одном или нескольких банках по каждой валюте лишь по представлению подлинной справки налогового органа о намерении открыть соответствующий счет в банке;

в) при необходимости – ссудные депозитные счета, которые открываются по предъявлении справки налогового органа, удостоверяющей факт уведомления налогового органа о намерении открыть в банке соответствующий счет;

г) в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами РФ, по мере необходимости открываются бюджетные счета;

д) корреспондентские и дополнительные корреспондентские счета в РКЦ Банка России для банков и иных кредитных учреждений открываются только по представлению подлинной справки налогового органа о постановке на учет.

Таким образом, одним из условий осуществления предпринимательской деятельности выступает ее легитимность, иначе говоря, подтверждение государственными органами законности вхождения в хозяйственный оборот различных субъектов. Легитимация главным образом связана с регистрацией предпринимателей, а также с лицензированием отдельных видов деятельности. Государственная регистрация предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые при помощи внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

В настоящее время существует категория граждан, которые самостоятельно, без привлечения наемных работников оказывают бытовые услуги другим физическим лицам (например, услуги по присмотру и уходу за детьми и больными, услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства, мелкий бытовой ремонт, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги по репетиторству, ремонт жилья). При этом данные граждане не регистрируют свою деятельность и не состоят на учете как безработные. По оценкам Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации такой деятельностью в России занимается до 15 млн. человек.