Файл: Индивидуальное предпринимательство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Общий правовой статус индивидуального предпринимателя как основа его административно-правового статуса

Граждане, будучи субъектами административного права, могут обладать определенным объемом прав и обязанностей, который предопределяется их специальным правовым статусом, являющимся одним из элементов административно-правового статуса личности[17]. Среди граждан, обладающих специальным правовым статусом, реализуемым в административно-правовых отношениях, особое место занимают индивидуальные предприниматели. Они являются активными участниками многообразных правоотношений, в том числе отношений с участием органов государственного управления. Несмотря на этот факт, вопросы административно-правового статуса индивидуальных предпринимателей в действующем законодательстве РФ до сих пор остаются недостаточно освещенными. Ученые-административисты, как правило, ограничиваются исследованием отдельных аспектов административно-правового статуса граждан, а правовое положение индивидуального предпринимателя изучается преимущественно представителями гражданского, предпринимательского и финансового права. Поэтому обращение к вопросам
исследования административно-правового статуса индивидуального предпринимателя представляется весьма актуальным[18].

Представляется, что проблемы исследования административно-правового статуса индивидуального предпринимателя напрямую связаны с проблемами определения общего правового статуса данной категории граждан. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности общего правового статуса индивидуального предпринимателя и выявить его проблемы, решение которых сможет повлиять на активизацию нормотворческой и исследовательской деятельности по вопросам участия индивидуальных предпринимателей в административных правоотношениях[19].

Основу административно-правового статуса любого индивидуального субъекта административного права, в том числе индивидуального предпринимателя, составляет общий правовой статус. Именно особенности общего правового статуса индивидуального предпринимателя предопределяют особенности его правового положения в качестве субъекта административных правоотношений[20].

Существование исследуемой категории физических лиц обусловлено закреплением в ч 1 ст. 34 Конституции РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Одной из организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности в нашей стране является индивидуальное предпринимательство.


Примечательно, что в России вопрос правового статуса индивидуального предпринимателя исследуется довольно широко, однако единый подход к правовому статусу индивидуального предпринимателя все же отсутствует, отчасти из-за несовершенства законодательства.

На основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные вопросы правового статуса индивидуального предпринимателя, а также научной литературы представляется возможным назвать некоторые факты, влияющие, на наш взгляд, на существование проблем, связанных с определением статуса названных субъектов права[21].

Прежде всего, следует отметить, что правовой статус индивидуального предпринимателя регулируется множеством нормативно-правовых актов, имеющих разноотраслевой характер. Так, понятие индивидуального предпринимателя содержится в первой части Налогового кодекса (ч. 2 ст. 11)[22]. Статья 23 ГК РФ предусматривает право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя[23]. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрен главой VII.1 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[24]. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей урегулированы нормами Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[25]. Нормы о привлечении индивидуальных предпринимателей к юридической ответственности содержатся в КоАП РФ[26], НК РФ[27], УК РФ[28], в Федеральном законе от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»[29]. Отношения в области защиты прав индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[30]. Нормы, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей в различных сферах содержатся также в Воздушном кодексе (ст. 65)[31], в Бюджетном кодексе (ст. 78)[32], в законе «Об образовании»[33] (ст. 32), в законе «О государственном кадастре недвижимости»[34], в законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[35] и во многих других нормативных правовых актах. Такое разнообразие правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя создает трудности при поиске нужной правовой информации, необходимой конкретному лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в определенной сфере. Особенно это проблематично при низкой юридической грамотности граждан - индивидуальных предпринимателей (правовой неграмотности), неспособных ориентироваться в нормативном массиве.


Кроме того, индивидуальные предприниматели, в соответствии с действующим законодательством, не обладают самостоятельной правосубъектностью. Законодатель приравнивает индивидуальных предпринимателей по статусу то к физическим, то к юридическим лицам, являющимся коммерческими организациями. Думается, что подобная ситуация обусловлена двойственностью правового статуса индивидуального предпринимателя; как гражданина (физического лица) и как субъекта предпринимательской деятельности[36].

В подтверждение сказанного приведем несколько аргументов. Так, Гражданский кодекс закрепляет положение, согласно которому к предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица применяются нормы, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (п. 3 ст. 23 ГК) [37]. Аналогичное положение содержится в п. 13 Постановления № 6/8 Пленума Верховного суда и Пленума Высшего арбитражного суда от 1 июля 1996 г. «о некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Закон об обязательной медицинском страховании относит индивидуальных предпринимателей осуществляющих медицинскую деятельность, к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (ч. 1 ст. 12) [38]. В соответствии с примечаниями к ст. 16.1 и 18.1 КоАПРФ за правонарушения предусмотренные данными главами Кодекса, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как юридические лица[39]. Приравнивание индивидуальных предпринимателей к коммерческим организациям связывают с тем, что специальных «предпринимательских» норм для физических лиц в законодательстве недостаточно. Существуют также примеры, указывающие на неравнозначность статусов организации и индивидуального предпринимателя. Например, в соответствии с ч. 10 ст. 18 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[40] лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются только организациям. Как показывает судебная практика, индивидуальные предприниматели заниматься такой деятельностью не вправе[41].

Во многих нормативно-правовых актах индивидуальный предприниматель чаще приравнивается не к юридическим, а к физическим лицам. В качестве примера, подтверждающего близость статусов физического лица и индивидуального предпринимателя, можно назвать нормы Положения об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России 19 августа 2004 г., в соответствии с которым клиенты банков должны предоставлять определенный перечень документов в целях идентификации. В данном случае индивидуальный предприниматель отделен от юридических лиц, но часть документов предоставляется в том же виде, что и для физических лиц[42].


Рассматривая соотношение статусов индивидуального предпринимателя, физических и юридических лиц, необходимо также обозначить позицию КоАП РФ по данному вопросу. Так, многие статьи Особенной части КоАП РФ предусматривают ответственность для субъектов предпринимательской деятельности, указывая в санкциях лишь граждан, должностных и юридических лиц. В подобных ситуациях следует руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, в соответствии с которым «...лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица» [43]. Последние, как известно, являются индивидуальными субъектами административного права с особым правовым статусом, то есть здесь явно прослеживается соотношение статуса индивидуального предпринимателя с физическим лицом.

Выводы

Индивидуальный предприниматель – это лицо, которое вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица согласно законодательству Российской Федерации.

В российском законодательстве можно встретить нормы, приравнивающие индивидуальных предпринимателей как к организациям, так и к гражданам. Вместе с тем следует признать, что подобное отождествление статусов является ошибочным. Индивидуальный предприниматель занимает промежуточное место между названными субъектами правоотношений. На наш взгляд, неверность мнения о равнозначности правового статуса индивидуального предпринимателя и статусов физических и юридических лиц объясняется следующим. Во-первых, содержание правового статуса индивидуального предпринимателя значительно шире статуса рядового физического лица, так как включает в себя возможность участия в правоотношениях, как не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, так и в связи с ее осуществлением. Во-вторых, рассмотрение правового статуса индивидуального предпринимателя с опорой лишь на признаки коммерческой организации не позволяет раскрыть его в полном объеме. В-третьих, проблему определения правового статуса индивидуального предпринимателя можно связать с отсутствием понятия «индивидуальный предприниматель» в современном гражданском законодательстве.

Данное понятие приводится в Налоговом кодексе РФ, который понимает под индивидуальными предпринимателями физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Отсутствие в гражданском законодательстве понятия «индивидуальный предприниматель» представляется существенным пробелом, так как статус индивидуального предпринимателя в цивилистической науке считается продолжением статуса гражданина как субъекта гражданского права. Правосубъектность участников товарного рынка производна от их гражданской правосубъектности. Поэтому представляется правильным предусмотреть понятие «индивидуальный предприниматель» в ГК РФ. Таковы, на наш взгляд, основные, но далеко не все проблемы нормативного характера, влияющие на отсутствие единого подхода к пониманию статуса индивидуального предпринимателя как в юридической науке, так и в действующем законодательстве.


Глава 2. Проблемы правового регулирования индивидуального предпринимательства и пути их решения

2.1. Пути совершенствования регулирования правового статуса  индивидуального предпринимателя

Рассматривая историко-правовые этапы российской истории, можно с уверенностью сделать вывод, что частное предпринимательство существовало на протяжении всей отечественной истории, поддерживалось государством и играло важную роль в развитии экономики. Предпринимательство развивалось, учитывая особенности национального менталитета, то есть на основе обычаев, традиций, религиозной этики российского народа. При этом государство в России играло ведущую роль в развитии частного бизнеса. Его запрет со стороны государственной власти приводил к дестабилизации в стране. И наоборот, поддержка частного бизнеса способствовала развитию экономики. Вспомним политику «военного коммунизма» со своей жесткой централизацией и отрицанием частной собственности, именно она привела страну к полной экономической разрухе, социальной напряженности и обнищанию народа[44].

Напротив, пример новой экономической политики показывает, что развитие частного предпринимательства способствовало всеобщему процветанию. И именно частный российский бизнес в этот период создал для России материально-финансовую основу для дальнейшего экономического развития в рамках цивилизованной модели. И на сегодняшний день частное предпринимательство играет существенную роль в развитии российского государства, но, к сожалению, вопросы правовой регламентации граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, принадлежат к числу важнейших проблем гражданского права.

Действующее российское законодательство в сфере развития частного бизнеса не представляет собой полноценной системы правовых норм, которую можно характеризовать как свод основных положений, включающих в себя все разнообразие и многогранность вопросов, связанных с реализацией предпринимательских интересов. Наоборот, действующая нормативная система полна внутренних противоречий и несоответствий положениям других отраслей права. Также следует отметить, что темпы совершенствования отечественного законодательства в сфере предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям права и экономики. Сложность формирования действующей полноценной правовой базы предпринимательской деятельности заключается в том, что мы утратили практический опыт предпринимательства из-за многолетнего господства плановой экономики, в результате которого положения частно-предпринимательской деятельности были изъяты из предмета регулирования гражданского права.