Файл: Органы государственного управления (Анализ функционирования органов государственного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с функционированием органов государственного управления.

Система государственной власти состоит из большого числа органов разного уровня, которые в совокупности образуют механизм властвования. От того насколько эффективно функционирует этот механизм зависит благополучие каждого отдельно взятого человека и страны в целом.

Тема актуальна и в связи с поиском резервов правового обеспечения процесса обновления законодательства, регламентирующего функционирование органов государственного управления, нового видения конституционно-правового статуса органов государственного управления.

Немаловажное значение исследуемому вопросу придают протекающие в настоящее время процессы, связанные с оптимизацией функционирования органов государственного управления посредством перераспределения властных полномочий между государственными органами различных уровней, проходящие, в частности, в форме разграничения предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации, а также и в связи с реформой исполнительной власти в регионах.

Как видно, важность исследования данной проблемы объясняется многими факторами, в том числе и интенсивными правотворческими процессами в масштабе России.

Государственная власть - живой организм, находящийся в постоянном движении и развитии. Поэтому изучение того, как функционирует государство, его властные органы на современном историческом этапе кажется мне актуальным. Задачи укрепления Российского государства прямо связаны с действенностью, эффективностью работы системы её органов, преодолении отставания законодательства в сфере реализации актуальных направлений и задач, стоящих перед обществом.

Теоретическое исследование комплекса вопросов, связанных с механизмом государства, органов государственного управления, имея поддержку стороны конституционного права, административного права и некоторых других правоведческих отраслей, используя их выводы и достижения, относится к предмету историко-теоретических наук, и в первую очередь теории государства и права, как базовой в научном изучении такого феномена как государство.

Различные аспекты функционирования органов государственного управления рассматривались в трудах юристов-правоведов С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, В.Н. Кудрявцева, Н.И. Матузова, Г.В. Мальцева, Ю.С Решетова, И.Е. Фарбера, В.А. Шегорцова, В.П. Федорина, Л.С. Явича и др.


Целью данной курсовой работы является изучение органов государственного управления, их признаков и классификации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность и особенности государственного управления;

- рассмотреть понятие и признаки органов государственного управления;

- привести классификацию органов государственного управления;

- охарактеризовать принципы построения органов государственного управления;

- выявить функции и компетенции органов государственного управления;

- проанализировать систему органов государственного управления в Российской Федерации.

Объект исследования курсовой работы составляет комплекс общественных отношений в сфере формирования и деятельности органов государственного управления.

Предметом исследования курсовой работы является система органов государственного управления в РФ.

Методологическую базу исследования составляет диалектический метод. Широко используется системный, структурно-функциональный, исторический и иные методы научного познания.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Общетеоретическая характеристика государственного управления и органов государственного управления

1.1. Сущность и особенности государственного управления

Управление представляет собой целенаправленную совокупность действий, которые обеспечивают согласованность и координацию совместных работ с целью достижения общественно важных целей и решения задач.

К определению государственного управления государственно-правовая теория права выработала два подхода.

Государственное управления в широком смысле - как совокупность всех видов деятельности всех органов государства, то есть фактически все формы реализации государственной власти в целом. Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующим влиянием со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.


Государственное управление в узком смысле - это совокупность государственных органов, между которыми определенным образом распределены различные виды деятельности государства. Поэтому категория государственного управления в узком смысле отражает относительно самостоятельный вид деятельности государства, которую осуществляет определенная часть государственных органов.

Без управления невозможно целенаправленное функционирование общества. Именно поэтому его важнейшей составной частью является государственное управление, то есть управление через государство, с помощью государственного аппарата, главное назначение которого заключается в управлении общественными и государственными делами. Управление - это социальная функция, которая реализуется через властно-организующую деятельности, согласовывает совместную работу и быт людей с целью достижения поставленных общегражданских целей и задач.

В условиях существования государства, концентрации в ее руках основных рычагов управления важнейшей частью социального управления является государственное управление. При этом оно является основным видом социального управления и соотносится с последним как частичное и общее.

Государственное управление носит подзаконный характер, направленный от исполнительной власти с гарантированной обязательностью, нормативностью, которые обеспечены принудительной силой государства.

Государственное управление основывается на праве, юридических нормах, санкционированных самим государством, и имеет ряд основополагающих признаков:

1) в процессе управления на основе баланса публичных интересов (общества и государства) и частных (личности, общественных организаций) реализуются функции государства;

2) функции управления осуществляются специально создаваемыми государством субъектами, которым оно на основе закона передает часть своих полномочий в сфере управления;

3) субъекты государственного управления должны действовать в пределах компетенции, установленной для них законами и иными нормативными правовыми актами;

4) во властной деятельности реализуется право субъектов государственного управления давать обязательные для исполнения предписания, в том числе право издавать подзаконные правовые акты как нормативного, так и распорядительного характера и при необходимости обеспечивать их принудительное исполнение.

В зависимости от структуры общественных отношений различают управление:


- экономическим и политическим развитием общества;

- социальным и духовным развитием общества.

По характеру и объему охватываемых управлением общественных явлений:

- управление обществом;

- управление государством;

- управление отраслями и сферами народного хозяйства;

- управление предприятиями, организациями, учреждениями.

По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами система государственного управления может быть координационной или субординационной.

Координационное управление реализуется в форме федерации. Федерация имеет единый орган государственной власти. Члены федерации могут иметь собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. Наряду с этим образуются единые федеральные органы государственной власти; устанавливается общее гражданство, денежная единица и т.д.

Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления.

Оно характерно для унитарного государства, которое в своем составе имеет не федеративные, а административно-территориальные единицы. В унитарном государстве органы власти всех уровней действуют по единым нормативам, аппарат управления отвечает нуждам общественной системы.

По критерию принадлежности управляемого объекта к уровню власти различают федеральное, региональное и муниципальное управление. Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъекта РФ и местного самоуправления.

По воздействию на управляемый объект выделяется отраслевое и территориальное управление.

Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Наиболее широко оно реализуется в управлении через министерства, которые призваны осуществлять единую техническую политику в отрасли, обеспечивать необходимые внутриотраслевые пропорции.

Территориальное управление осуществляется тремя уровнями власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, местным самоуправлением. Оно обеспечивает рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития и решение других задач государственной региональной политики.


Территориальное управление предполагает разграничение прав и ответственности между федеральными и региональными, законодательными и исполнительными органами власти.

Государственное управление выступает как социальное явление, ведь оно является руководством кем-то или чем-то, атрибутом общественной жизни, которому характерны признаки общественной жизни, и проявляется там, где есть совместная деятельность на людей.

Будучи конкретно-исторической формой социального управления, государственное управление представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность, основным направлением которой является выполнение законодательно-нормативных актов.

Выполнение этой функции достигается посредством использования необходимых властно-юридических полномочий. Государственное управление также выступает специфическим средством направляющего воздействия управленческой деятельности на процессы функционирования и развития государства.

Главное назначение государства состоит в том, чтобы управлять общественными делами. Любое государство как организация политической власти в обществе, как социальный и политический институт проявляет себя во «внешних» отношениях именно через практическое осуществление этой власти. Государственная власть воплощается в деятельности государственных органов, которые в своей совокупности образуют механизм государства.

Таким образом, государственное управление – это вид социального управления, вид специфической деятельности государства, получающее выражение в функционировании его органов, которое влияют на общественные отношения с целью его урегулирования в соответствии с государственными интересов.

1.2. Понятие и признаки органов государственного управления

Государство как участник общественных отношений является одним из самых сложноорганизованных, комплексных и многогранных субъектов.

Государственное управление есть важнейший фактор политической системы, где государство, с одной стороны, выступая как «организатор общества», находится от него на некотором отдалении.

Управление государством целесообразно рассматривать в качестве целенаправленного воздействия на общество специально уполномоченных субъектов управления: государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделённых полномочиями.