Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.1 Исторические аспекты создания системы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.2 Понятие, назначение и структура информации в оперативно-розыскной деятельности

2. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности и дело оперативного учета

2.1 Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности

2.2 Дело оперативного учета в оперативно-розыскной деятельности

Глава 3. Информационное обеспечение деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району

3.1 Общая характеристика ОМВД РФ по Илишевскому району

3.2 Анализ системы информационного обеспечения деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району

3.3 Пути совершенствования системы информационного обеспечения в оперативно-розыскной деятельности

Заключение

Библиография

Содержание:

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что владение информацией всегда давало преимущество той стороне, которая владела наиболее точной и многочисленной информацией, тем более, если это касалось информации о своих соперниках. Оптимальная организация противодействия преступности невозможна без ее всестороннего, качественного информационного обеспечения. Информационное обеспечение является одним из основных элементов организации различных направлений деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел. Оно необходимо для эффективного управления соответствующими процессами, для прогнозирования, научно обоснованного и предметного планирования противодействия преступности, координации, обеспечения общественной работы субъектов профилактики, действенного контроля исполнения и объективной оценки выполненного.

Оперативно-розыскная деятельность по своей сути представляет собой не что иное, как циклический процесс поиска, сбора, переработки и использования оперативно-розыскной и иной информации. Информационное обеспечение ОРД является ее сердцевиной[1].

В связи с этим, рассмотрение вопросов организации информационного обеспечения управления органами внутренних дел и путей его совершенствования имеет как теоретическое, так и чисто практическое значение, а также является необходимой предпосылкой внедрения электронно-вычислительной техники в управленческую, административную, следственную и оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел. Все это, в конечном счете, определяет важность информационного обеспечения управления в органах внутренних дел. Степень разработанности темы исследования. Исследованию различных направлений информационного обеспечения управленческой деятельности в органах внутренних дел посвящен ряд научных работ.

В общеметодологическом контексте проблема управления органами внутренних дел и аспекты информационного обеспечения управления рассмотрены в работах ученых Г.В. Атаманчука, В.Г. Афанасьева, Г.А. Аванесова, В.З. Веселого, О.С. Виханского, С.Е. Вицина, Т.Я. Гобозова, А.В. Жаглина, А.И. Ипакяна, Н.Н. Иванова, JI.M. Колодкина, И.М. Колосовой, A.M. Кононова, А.П. Коренева, А.Ф. Майдыкова, В.Д. Малкова, С.Г. Минасова, А.Х. Миндагулова, М.Н. Никитина, А.И.Одинцова, С.Г. Поволоцкого, В.Ф. Сухарева, Н.Д. Шелякина, А.Н. Уциева, В.В. Черникова, Е.Ф. Яськова и других.


В их трудах раскрывались информационная сущность оперативного управления, процессы разработки и принятия стратегических по своему назначению управленческих решений, а также пути совершенствования правоохранительной деятельности, создания для этого организационных, правовых, информационных, материально-хозяйственных, финансовых, технологических и идеологических предпосылок. Большое внимание разработке понятия правовой информации, информационного подхода к праву уделено в трудах В.А. Копылова, Ю.В. Кудрявцева, В.В. Лазарева, С.С. Москвина, И.Е. Пасхина, Н.Я. Соколова, В.И. Хабалова, В.А. Шабалина и других.

При организации и планировании оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел решающее место уделяется информационному обеспечению. Объем и характер необходимой информации зависит от целей, на достижение которых направлены усилия субъектов управления в конкретный период деятельности. Информация здесь имеет исключительно важное значение, так как без хорошо налаженной информации эффективное управление невозможно[2].

Информационное обеспечение требует наличия необходимой, то есть достоверной и достаточной информации, четкой организации информационных связей, а также автоматизированных информационных систем.

Термин «информация» (от латинского informatio - разъяснение, изложение, ознакомления, представления) возник в социальной среде и первоначально применялся для обозначения сведений, передаваемых одними людьми другим с помощью голоса, письма или иным способом.

К основным признакам (свойств) информации, имеющие значение для права, юридическая наука относит: самостоятельность информации по отношению к своему носителю; возможность многократного использования одной и той же информации; неисчерпаемость при потреблении; сохранение на определенном отрезке времени; способность к накоплению; количественная определенность; системность информации и тому подобное.

Объектом исследования данной работы является информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району. Предметом исследования курсовой работы является система информационного обеспечения ОМВД РФ по Илишевскому району. Гипотезой исследования является предположение – создание системы достоверного информационного обеспечения позволит существенно повысить уровень оперативно-розыскной деятельности. Цель: разработка рекомендаций по совершенствованию системы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности.


Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: освещены исторические аспекты создания информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности, раскрыта сущность и назначение информационного обеспечения ОРД, проведен анализ современного состояния организации информационного обеспечения ОРД, исследована нормативно-правовая база, регламентирующая информационное обеспечение ОРД, проведен комплексный анализ системы информационного обеспечения ОРД ОМВД РФ по Илишевскому району.

Таким образом, структурными элементами курсовой работы являются введение, три главы, заключение, библиографический список.

Первая глава «Теоретические основы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности» раскрывает сущность, признаки и значение и структуру информации в оперативно-розыскной деятельности.

Во второй главе «Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности и дело оперативного учета» рассмотрены вопросы информационного обеспечения, а также дело оперативного учета.

Третья глава «Информационное обеспечение деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району» включает в себя исследование деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району, анализ системы информационного обеспечения и возможные пути совершенствования системы информационного обеспечения в оперативно-розыскной деятельности.

В Заключении представлены общие выводы по проблеме информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.1 Исторические аспекты создания системы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

Исследование специфики формирования современной системы административно-правового регулирования информационно-аналитической деятельности органов Министерства внутренних дел обусловило обращение к историческим и организационно-правовым аспектам данной деятельности. В развитии правового регулирования информационного обеспечения органов МВД России выявляется ряд общих тенденций, представляющих определенный интерес для конкретизации механизма административно-правового регулирования исследуемой деятельности[3].


Сбор и анализ статистической информации начал осуществляться в МВД России с сентября 1803 года. Первый министр внутренних дел В.П.Кочубей личным циркуляром потребовал, чтобы губернаторы сообщали в Министерство данные "для полного и коренного познания о положении каждой губернии в настоящее время, а затем продолжали постоянно уведомлять об изменениях в положении той или другой отрасли управления", но только в 1834 году при Совете Министра было учреждено статистическое отделение, а по губерниям были открыты статистические комитеты, на важность которых указывал граф Кочубей. С марта 1858 г. в рамках МВД, был создан Центральный статистический комитет, состоящий из двух отделов: Статистического и Земского, под председательством товарищей Министра[4].

В апреле 1863 г. Центральный статистический комитет МВД из коллегиального органа был преобразован в бюро, обрабатывающее статистические сведения; при МВД учрежден Статистический совет, составленный из представителей разных министерств и ведомств. В конце XIX века в русской сыскной полиции возникают и совершенствуются системы учетов, начинают применяться такие научные методы, как антропометрия, фотография и дактилоскопия. В 1907 году в связи с ростом объемов информации при Департаменте полиции было создано Центральное регистрационное бюро, собирающее информацию с мест. Для наведения справок о судимости, а также для регистрации и опознания личности преступника служили: справки о судимости за два последних десятилетия; карты, составляемые в сыскных отделениях на всех лиц, задерживаемых в течение дня в различных частях города по обвинению в общеуголовных преступлениях и проступках. Причем регистрационные карты содержали максимальный объем информации - от фотографии и отпечатков пальцев, до адресов дальних родственников и любовниц[5].

Революционные события, имевшие место в октябре 1917 г. изменили все государственные учреждения и всю систему права. Основой советской правовой системы в эти годы стало революционное правосознание. Тем не менее, несмотря на революционные преобразования, в 1917 году именно на основе структуры дореволюционного Министерства внутренних дел начала формироваться структура центрального аппарата НКВД, в которую был включен Центральный статистический отдел. Основой создания местной милиции стало Постановление НКВД РСФСР от 28.10 1917 "О рабочей милиции", в котором были конкретизированы задачи по созданию и формированию подразделений народной милиции, внедрению новых методов работы[6].


Так, вместо картотечного учета преступлений и лиц их совершивших, отчетов и опросных листов, применявшихся в полиции России, вводились доклады с мест. сентября 1918 года решением Коллегии Народного комиссариата внутренних дел РСФСР утверждено "Положение о статистическом отделе НКВД". В нем предписывалось собирать в НКВД статистические данные по различным направлениям деятельности наркомата и, в том числе, о результатах борьбы с уголовной преступностью. В этом Положении было впервые закреплено, что статистический отдел сосредоточивает у себя разработку всех статистических материалов, находящихся в ведении Комиссариата Внутренних Дел. С этой даты и ведется отсчет времени создания и формирования ныне существующей системы информационного обеспечения органов внутренних дел России. Следует отметить, что уже 7 октября 1918 г. Управление рабоче-крестьянской милиции реорганизовано в Главное управление милиции (ГУМ), которое становится самостоятельным звеном НКВД, включающее и информационный отдел.

Первое же информационное подразделение - дактилоскопическое бюро создается 15 февраля 1919 года в составе Центрального управления уголовного розыска НКВД РСФСР. Вслед за этим вводится единая система регистрации преступлений и отчетность. Важно подчеркнуть, что именно в этот период начинает осознаваться важность информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел.

Переломным моментом стал 1922 год, когда на Первом Всероссийском съезде работников милиции утверждается программа организации учетной и статистической работы. В соответствии с Положением ВЦИК и СНК РСФСР от 24.05.1922 "Об НКВД РСФСР" организационно-административное управление включало в себя статистический отдел, на который было возложено выполнение всех работ по административной статистике по плану и заданиям народного комиссариата, устанавливаемым по соглашению с Центральным статистическим управлением.

В 1923 году Приказом начальника Центрального аналитического управления (ЦАУ) отменяются все ранее действовавшие в этой сфере нормативные акты и устанавливается новая отчетность. НЭП, рост преступности повлекли за собой резкий рост объемов информации, появляются и обостряются проблемы работы с ней, в связи с чем функции управления информационной работой, отраслевых служб НКВД были возложены на научно-статистическое бюро[7].

С августа 1923 г. НКВД РСФСР утвердил "Положение о Центральном административном управлении НКВД РСФСР", в котором определяются его структура и задачи. В соответствии с данным Положением в данное управление вошли отделы: административный, милиции, уголовного розыска и секретариат. С упразднением ЦАУ, в 1929 году, создается Административно-организационное управление, в компетенцию которого входят и вопросы организации единой системы информации, которые должен был решать Статистический отдел.