Файл: Органы государственного управления (Анализ функционирования органов государственного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное управление – тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Соответственно, все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.

Можно выделить также систему исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации. В последнем случае имеется в виду следующее. Постоянно действующим организационным фактором системы исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции. Остальные звенья такой системы весьма непостоянны и видоизменяемы. Они могут в ряде случаев вообще не существовать, хотя из механизма государственного управления они «не изымаются». В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц.

Тем не менее, весь аппарат исполнительной власти нельзя сводить только к исполнительным органам общей компетенции. Этот аппарат многообразен и включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.

Юридический контроль функционирования системы управления осуществляет прокуратура. Прокурорская вертикаль власти охватывает все административно-территориальные единицы и доходит до каждого района. В начале XXI в. правовая реформа должна внести определенные коррективы в права прокуратуры и, в частности, часть их должна перейти к судам.

Независимость двух вышеуказанных организаций поддерживается процедурой назначения их руководителей – Председателя ЦБ РФ и Генерального прокурора РФ. По Конституции Российской Федерации оно должно происходить с согласия Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, соответственно.

При формировании системы управления необходимо добиться разработки таких принципов построения системы управления, которые бы не менялись при приходе к власти новых первых лиц. Пока же практика России показывает, что не только структуры Правительства, но и подходы к формированию органов

Механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. В связи с тем, что Российская Федерация является федеративным государством, его механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.


Рассмотрим специфические для каждого государственного органа структурные элементы.

Президент Российской Федерации, в соответствии со статьей 80 Конституции РФ, является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации - глава государства.

Последовательное закрепление и проведение принципа разделения властей обеспечивает единство организационной основы федеральных органов государства и органов государственной власти субъектов РФ. Система сдержек и противовесов, применяемая на федеральном уровне, учитывается субъектами РФ, творчески применяется ими при конституировании собственной системы органов государственной власти. По мере накопления опыта оптимальный вариант системы сдержек и противовесов на уровне субъектов РФ будет закреплен в специальном федеральном законе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное управления в широком смысле - это совокупность всех видов деятельности всех органов государства, то есть фактически все формы реализации государственной власти в целом; и государственное управление в узком смысле - совокупность государственных органов, между которыми определенным образом распределены различные виды деятельности государства.

Государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется государственная власть. Это полностью отвечает системе разделения власти, поскольку каждая ветвь единой государственной власти реализует полномочия через деятельность соответствующих субъектов.

Орган государственного управления представляет собой относительно обособленный и самостоятельный элемент структуры аппарата государства, образование которого связывается с практической реализацией какой-либо функции государственной власти.

Органы государственного управления классифицируется согласно многим критериям. Согласно количественному составу государственных органов, они делятся на коллегиальные и единоличные. Исходя из способа формирования, могут быть наследственными, выборными, назначаемыми, а также формируемыми по жребию, по должности, путём кооптации. В соответствии с территорий, в пределах которой действует орган государства, органы классифицируются на центральные и местные. В странах с федеративным государственным устройством органы подразделяются на федеральные и отдельных субъектов федерации. Согласно характера компетенции, выделяются следующие государственные органы: административные органы, органы власти, органы правосудия, органы обороны, органы контроля.


Механизм современного правового демократического государства строится по принципу разделения государственной власти на самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, соответственно, выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы государства.

Система государственных органов строится и действует на основе ряда универсальных принципов: законности, иерархичности, самостоятельности различных органов, их взаимодействия. Принцип законности является важнейшим принципов построения системы государственных органов.

Компетенция является необходимой составляющей правового статуса государственного органа, которая влияет на определение его места и роли в системе органов государственной власти. Полномочия, в свою очередь, указывают, какими правами наделен государственный орган, и какие на него возложены обязанности при решении обусловленных компетенцией задач и функций.

Особенно сложна и трудноразрешима проблема четкого определения компетенции применительно к деятельности органов исполнительной власти, которая широка, многообразна, охватывает самые различные сферы общественной жизни. Вторжение, пусть даже в скрытой форме, например, путем издания нормативного правового акта одного органа государственного управления, затрагивающего вопросы, отнесенные к компетенции другого органа, может привести и нередко приводит к нарушению конституционных прав граждан. Приходится признать, что избежать такого вторжения оказывается сложно. Решать данную проблему удается путем использования механизма судебного контроля за деятельностью органов государственного управления.

Российская Федерация - государство федеративное. В нем существуют два уровня государственной власти, на каждом их которых осуществляется государственное управление.

Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ. Согласно Конституции РФ, Президент РФ является главой государства. Глава государства - это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти и призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране.

В общей структуре государственной власти ведущая роль принадлежит законодательной власти.

Исполнительная власть - ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов. По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия однозначно определяется как смешанная республика.


Субъекты РФ строят свою систему органов государственного управления, границы которой совпадают с границами системы органов исполнительной власти.

Судебная власть РФ представляет систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Несмотря на определенные успехи, в сфере государственного управления все еще остается много вопросов, требующих оперативного решения.

Список использованных источников

Конституция РФ от 12.12.1993 г., профессиональные юридические системы «Кодекс», Москва 2001 г.

ФКЗ «О Правительстве РФ», СЗ РФ 1997 г.,№ 51.

ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» от 31.07.1995 г.

ФЗ «Об общественных объединениях», СЗ РФ 1995 г.,№ 21.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 9.10.2003 г.

«Кодекс РФ об административных правонарушениях»,26.12.2001 г. с изменениями и дополнениями на 15.09.2003 г., Москва-«Проспект»2003г.

«Гражданский кодекс РФ», 21.10.1994 г. в ред. ФЗ № 182 от 23.12.2003 г.

Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти РФ»,СЗ РФ 1998 г., № 39.

Указ Президента РФ «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти РФ»,СЗ РФ 1998 г., № 12.

Комментарий к Конституции РФ, Москва-«Проспект» 2001 г.

Безобразов В.П. «Государство и общество», СПб,1882 г.

А.П.Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М. Козлов «Административное право РФ», 2 изд., исправленное и дополненное, МГУ, М-«Зерцало» 1998 г.

А.П. Кореньев «Административное право России», ч. 1., МВД РФ, МЮИ, М-1996 г.

А.П.Алехин, Ю.М. Козлов «Административное право РФ»,ч. 1.,МГУ, М-«Теис» 1994 г.

Ю.А. Тихомиров. «Курс административного права и процесса», Москва-«Юринформцентр», 1998 г.

Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов «Административное право»,МГЮА, М-«Юрист» 2001 г.

М.В. Баглай «Конституционное право РФ», М-«Норма-Инфра», 1998 г.

А.Б. Венгеров «Теория государства и права», М-«Новый Юрист», 1998.