Файл: Цель и задачи налогового учета(История налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль (доход), стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества (дарение, продажа, наследство), операции с ценными бумагами, отдельные виды деятельность, другие объекты, установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом только один раз за указанный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), количеством граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей, и количеством граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

По способу установления налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработная плата, прибыль, проценты) или с имущества налогоплательщика (земля, здания, ценные бумаги).

Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги, которые отражаются как надбавка к цене или тарифу.

В Российской Федерации применяется следующая система основных прямых налогов:

1 Прямые налоги удерживаются с юридических лиц - корпоративный подоходный налог (корпоративный налог), налог на имущество организаций; земельный налог с предприятия.

2 Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения) - подоходный налог с населения; налог на имущество; налог на наследство и дарение; налог на владельцев транспортных средств.

Основные косвенные налоги, которые взимаются как с предприятий, так и с населения, включают: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный сбор, таможенную пошлину (налог на экспорт и импорт).

По мере увеличения материального благосостояния населения и расширения ассортимента потребительских товаров развивались косвенные налоги: от единого налогообложения потребительских товаров на стадии конечного потребления до многократного налогообложения экономического оборота, начиная с стадии производства, т.е. от акцизного налога до налога с оборота, а затем до налога на добавленную стоимость и акцизов.

В 1990 - 1992 гг. Соотношение прямых и косвенных налогов к российскому бюджету составляло примерно 1: 1; в 1993 году - 1,6: 1, а в 1994 году изменилось на противоположное в связи с увеличением доли налога на добавленную стоимость и акцизов. В 1995 году прямые и косвенные налоги были соотнесены как 1: 2. Увеличение косвенных налогов свидетельствует об общем дисбалансе и кризисном развитии экономики страны.


В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую, каждая из которых демонстрирует внутреннюю собственность, признаки и особенности этой финансовой категории.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, как общественная цель этой экономической категории реализуется как инструмент распределения затрат и перераспределения государственных доходов. Это порождает основную функцию распределения налогов, отражая их сущность как особого централизованного звена в распределительных отношениях.

Первой и наиболее последовательно реализованной налоговой функцией является фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного сбора налогов делает само государство крупнейшим экономическим субъектом.

Через фискальную функцию реализуется основная общественная цель налогов - формирование у государства финансовых ресурсов, накопленных в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для выполнения своих собственных функций (военно-оборонных, социальных, экологических и т. д.) [10].

Еще одна функция налогов как экономической категории заключается в том, что становится возможным количественно определить налоговые поступления и сравнить их с финансовыми потребностями государства. Благодаря функции контроля оценивается эффективность каждого налогового канала и налоговой «прессы» в целом, и выявляется необходимость изменений в налоговой системе и бюджетной политике. Контрольная функция налоговых и финансовых отношений проявляется только в условиях распределительной функции. Таким образом, обе функции в ограниченном единстве определяют эффективность фискальных отношений и бюджетной политики.

Функция распределения налогов обладает рядом свойств, которые характеризуют универсальность ее роли в репродуктивном процессе. Прежде всего, это потому, что первоначальная функция распределения налогов носила чисто фискальный характер: заполнять государственную казну, чтобы иметь возможность поддерживать армию, бюрократию и социальную сферу (образование, здравоохранение и т. д.). Но поскольку государство считало необходимым активно участвовать в организации экономической жизни в стране, оно приобрело регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция репродуктивного назначения.


Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, связанных с формирующими привилегии особенностями объекта налогообложения. Это проявляется в изменении объекта налогообложения, уменьшении налоговой базы, снижении налоговой ставки.

Таким образом, фискальная функция является основной характеристикой функции всех государств. С помощью которых формируются государственные денежные средства и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция подготавливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит национализация части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику. Следовательно, это во многом определяет экономическую функцию.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, увеличивая или уменьшая накопление капитала, увеличивая или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Набор налогов, устанавливаемый законодательным органом и взимаемый исполнительными органами, а также методы и принципы формирования налогов являются налоговой системой. [12]

2. Регистры налогового учета

2.1 Первичные учетные документы

Чтобы понять, какие документы признаются первичными учетными документами, нужно обратиться к нормам законодательства, регулирующим бухгалтерский учет.

Так, согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны быть оформлены сопроводительными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Для составления этих документов необходимо использовать формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичных учетных записей. Если при выполнении бизнес-операции вы использовали форму, отличную от унифицированной, это может вызвать спор с налоговыми органами. Более того, суды могут принять сторону налоговых органов (см., Например, Решения Федеральной антимонопольной службы Северо-Западного округа от 13.10.2008 N А13-40 / 2007 Федеральной антимонопольной службы Западной Сибири Округ от 05.12.2007 № F04-8299 / 2007 (40634-A81-пятнадцать)).


Однако необходимо отметить, что организация может изменить унифицированные формы первичных документов. В частности, разрешено добавлять дополнительные линии, вставные листы и изменять размеры графиков и линий. Тем не менее, не допускается изменение или удаление отдельных сведений, содержащихся в утвержденной унифицированной форме (Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20, см. также Письмо Минфина России от 08.07.2011 № 03-03-06 / 1/414, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2010 N A05-11672 / 2009). [4]

Можно разработать форму самостоятельно, но только если альбомы унифицированных форм не содержат таких документов (Письмо ФНС России по Москве от 16.06.2011 N 16-15 / 058245 @). В таком документе должны быть отражены следующие обязательные реквизиты (пункт 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ):

а) название документа;

б) дата составления документа;

в) название организации, от имени которой был составлен документ;

г) содержание бизнес-операции;

e) инструменты измерения деловой сделки в натуральном и денежном выражении;

е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее совершения;

г) личные подписи этих лиц.

Таким образом, для целей налогообложения вы имеете право принимать те же первичные учетные документы, которые используются для целей бухгалтерского учета.

Кроме того, можно подтвердить данные налогового учета с помощью бухгалтера.

Обратите внимание, что нет единой формы справки бухгалтера. Поэтому организация должна самостоятельно разработать эту форму и утвердить ее в качестве приложения к учетной политике для учета.

Документ является носителем правовой и экономической информации, отражающей динамику движения материальных ценностей и денежных средств. На основании документов все записи вносятся в регистры бухгалтерского учета. В налоговой проверке первичные бухгалтерские документы важны как письменное свидетельство факта хозяйственной операции или права на ее проведение и являются одним из средств проверки точности и достоверности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и налоговый учет. Отсутствие даже незначительных на первый взгляд документов или их неправильный дизайн могут привести к серьезным проблемам во взаимодействии деловых партнеров, сотрудников, контролирующих органов и учредителей. Поэтому одним из важнейших правил бухгалтера должно быть следующее: нет документа - нет операции. Несмотря на то, что индивидуальные предприниматели, а также организации, использующие упрощенную систему налогообложения, освобождены от учета, они не должны пренебрегать этим правилом, поскольку в налоговом учете документальное подтверждение каждой бизнес-операции имеет решающее значение. [1]


2.2 Аналитические регистры налогового учета

Для постановки налогового учета организация должна использовать систему аналитических регистров налогового учета (далее - налоговые регистры).

Налоговые регистры - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета (ст. 314 НК РФ).

Таким образом, в регистрах нужно отражать данные из первичных документов или регистров бухгалтерского учета.

Регистры следует вести в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях.

Формы налоговых регистров необходимо разработать самостоятельно и утвердить их в качестве приложения к учетной политике.

При этом надо учитывать особенности организации.

Так, например, если осуществляются операции, которые одинаково учитываются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, то нет необходимости разрабатывать специальные налоговые регистры. В этом случае при формировании налоговой базы вы можете использовать данные бухгалтерского учета.

Однако в некоторых случаях требования бухгалтерского и налогового учета не совпадают. Тогда вам необходимо самим разработать налоговые регистры. [2]

Для этого можно дополнить применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами либо ввести самостоятельные налоговые регистры. Закон допускает такую возможность (абз. 3 ст. 313 НК РФ).

Следует помнить, что Налоговый кодекс РФ устанавливает обязательные реквизиты, которые должны содержать налоговые регистры (абз. 13 ст. 313):

- наименование регистра;

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименования хозяйственных операций;

- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Правильность отражения хозяйственных операций в налоговых регистрах обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров необходимо обеспечить их защиту от несанкционированных исправлений. Если в регистре обнаружена ошибка, то исправить ее можно только, обосновав внесение исправлений и подтвердив подписью ответственного лица. Кроме того, необходимо указать дату исправления (ст. 314 НК РФ).