Файл: Цель и задачи налогового учета(История налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заключение отметим, что содержание данных налогового учета, в том числе первичных документов, является налоговой тайной (абз. 11 ст. 313 НК РФ).

Организация вправе требовать соблюдения налоговой тайны (пп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговые органы обязаны ее соблюдать (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В связи с этим налоговые органы не вправе использовать или передавать другому лицу сведения о налогоплательщике, составляющие его производственную или коммерческую тайну (ст. 102 НК РФ).

Поэтому если налоговый инспектор утратил документы, которые содержат сведения, составляющие налоговую тайну, или передал такие сведения кому-либо, можно обратиться в соответствующие органы с требованием о привлечении его к уголовной или административной ответственности (ч. 2 - 4 ст. 183 УК РФ, ст. 13.14 КоАП РФ). [9]

2.3 Расчет налоговой базы

Расчет налоговой базы является подтверждением данных налогового учета. В Расчете отражается систематизированная и накопленная в аналитических регистрах налогового учета информация.

Из самого названия видно, что Расчет предназначен для определения размера налоговой базы.

Порядок составления Расчета подразумевает механизм расчета налоговой базы отчетного (налогового) периода, который реализован в налоговой декларации.

Поэтому при его составлении можно использовать соответствующие таблицы из формы налоговой декларации.

Расчет налоговой базы составляется за соответствующий отчетный (налоговый) период самостоятельно в произвольной форме с учетом особенностей вашей деятельности.

Форму Расчета не нужно утверждать учетной политикой организации, так как он не признается регистром налогового учета.

Структура Расчета должна содержать те разделы, которые указаны в ст. 315 НК РФ. При этом лицо вправе включать в Расчет дополнительные сведения, которые раскрывают порядок формирования налоговой базы.

Итак, для расчета налоговой базы вам необходимо сделать следующее.

1. Выявить финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации.

При этом в Расчете надо отдельно отразить суммы доходов и расходов, а также выявить прибыль или убыток в отношении каждой из операций:

- по реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

- реализации прочего имущества и имущественных прав;

- реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

- реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;


- реализации покупных товаров;

- реализации основных средств;

- реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.

Это обусловлено тем, что по данным операциям предусмотрен особый порядок налогообложения (особенности определения расходов, особый порядок признания убытка, особенности определения налоговой базы).

Поэтому в течение отчетного (налогового) периода вы должны группировать доходы и расходы по каждой операции раздельно (п. 2 ст. 274 НК РФ). [7]

2. Выявить финансовый результат (прибыль или убыток) от внереализационных операций.

При этом в Расчете отдельно отражается сумма доходов и расходов, а также финансовый результат (прибыль или убыток) по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок:

- обращающимися на организованном рынке;

- не обращающимися на организованном рынке.

По этим операциям установлены особенности определения налоговой базы и учета убытка для целей налогообложения. Поэтому доходы и расходы в течение отчетного (налогового) периода по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок также группируются раздельно (п. 2 ст. 274 НК РФ).

3. Рассчитав прибыль (убыток) от реализации и внереализационных операций, определяется налоговая база за отчетный (налоговый) период. Для этого складывается сумма прибыли (убытка) от реализации и сумма прибыли (убытка) от внереализационных операций.

Если по итогам отчетного (налогового) периода получен убыток, налоговая база равна нулю (абз. 1 п. 8 ст. 274 НК РФ).

Если получена прибыль, то организация имеет право уменьшить ее на сумму переносимого убытка в соответствии с порядком, установленным ст. 283 НК РФ (абз. 2 п. 8 ст. 274 НК РФ).

Оставшаяся прибыль является базой для исчисления налога, в отношении которого применяется общая налоговая ставка 20%.

После составления налогового расчета вам необходимо заполнить налоговую декларацию.

Полный состав декларации по налогу на прибыль организаций (форма по КНД 1151006) включает семь листов и одно приложение. Однако налогоплательщики должны представлять не все листы (приложения), а только те, которые отражают показатели по осуществляемым ими операциям. При подаче декларации вам также нужно приложить документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны представляться вместе с ней. Например, если налоговая декларация подписана представителем организации, уполномоченным на то доверенностью, нужно приложить копию такой доверенности (абз. 3 п. 5 ст. 80 НК РФ). [8]


3. Учет доходов и расходов предприятия

3.1 Определение доходов и расходов

Бухгалтерское определение доходов и расходов имеет цель раскрытия способов их отражения в учете и демонстрацию данных о них в бухгалтерской отчетности предприятия. Порядок их официального бухгалтерского учета в настоящее время определяется ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Центральным моментом определений доходов и расходов в ПБУ является их влияние на величину капитала компании (собственных источников средств). Изменение капитала предприятия в результате учета фактов хозяйственной жизни, определяемых как доходы и расходы, обусловлено отражаемой в учете суммой прибыли или убытка (разницей между доходами и расходами). Отсюда, так или иначе, бухгалтерский учет доходов и расходов предприятия подчинен цели определения финансового результата его деятельности (прибыли или убытка). Это позволяет дать несколько более упрощенные в сравнении с даваемыми ПБУ бухгалтерские определения доходов и расходов, согласно которым под доходом понимается бухгалтерская оценка фактов хозяйственной жизни, увеличивающих финансовых результат деятельности предприятия, а под расходом - уменьшающих его финансовый результат.

Содержание и состав доходов и расходов определено Положениями РФ по бухгалтерскому учету: ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организаций».

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации (сюда не включаются вклады участников в уставный капитал). [3]

Доходы классифицируются на четыре группы:

- доходы от обычных видов деятельности: выручка от продаж товаров, продукции (работ, услуг);

- операционные доходы включают поступления от: предоставления за плату во временное пользование активов и прав организации; продажи основных средств и иных активов; участия в уставных капиталах других организаций; а также проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств (по облигациям, депозитам, векселям) и использование банком денежных средств на счете организации;


- внереализационные доходы: полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров; поступления от возмещения убытков; прибыль прошлых лет; кредиторская и дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности; сумма дооценки активов;

- чрезвычайные доходы: страховое возмещение; стоимость материальных ценностей, остающихся от списанных активов. Не признаются доходами организации такие поступления от других юридических и физических лиц: суммы НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и пр.; авансы в счет оплаты продукции, товаров и услуг; задатки; залоги и т. д.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (имущества, денежных средств) или возникновения обязательств, уменьшающих капитал организации, за исключением уменьшения вкладов в уставный капитал собственников имущества по их решению.

Не признается расходами организации выбытие активов, связанное с приобретением в необоротных активов; вложениями в уставный капитал других организаций; приобретением акций АО и иных ценных бумаг; перечислением средств и взносов, связанных с благотворительной деятельностью; предварительной оплатой материально-производственных запасов и иных ценностей (работ и услуг); погашением кредита, займа и т. п.

Расходы также классифицируются на четыре группы:

- расходы по обычным видам деятельности: себестоимость произведенных товаров, продукции (работ, услуг) и произведенные расходы, сопутствующие поступлению выручки;

- операционные расходы: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов и прав организации; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплаченные за пользование денежными средствами и пр.;

- внереализационные расходы: уплаченные штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров; возмещение причиненных убытков; убытки прошлых лет; суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, но реальных для взыскания; сумма уценки активов; убытки от списания долгов по недостачам и хищениям (на основе актов о несостоятельности ответчика);

- чрезвычайные расходы: по страховому возмещению, восстановлению разрушенного имущества, приобретению утраченного имущества.

Правила для признания расходов в отчете о прибылях и убытках:

Соответствие расходов полученным доходам.


Необходимость обоснованного распределения расходов между отчетными периодами.

Подлежат признанию независимо от предыдущих правил расходы, признанные в отчетном периоде, если по ним можно определенно утверждать о неполучении экономических выгод (доходов) или поступлении активов. [4]

3.2 Возникновение (признание) доходов и расходов

Пример

Предприятие 10 сентября заключает с клиентом договор на выполнение ремонтных работ, 5 октября выполненные работы сдаются, подписывается акт об их приемке клиентом. 8 ноября клиент перечисляет деньги на расчетный счет предприятия. Возникает вопрос, в какой момент возникает доход, то есть в какой момент его можно считать полученным? Ответ на него заключается в том, что любая из трех названных дат имеет основание быть выбранной.

Возникновение (признание) доходов в момент заключения договора. Можно сказать, что доходы возникают уже с момента заключения предприятием договора с клиентом. Во-первых, сам факт заключения договора в общем случае показывает, что вероятность выполнения работ в будущем и получения выручки значительно больше вероятности расторжения сделки. Цены заключенных договоров фактически формируют план продаж предприятия на определенные в них сроки. При этом выполнение такого плана, в отличие от чисто экономических плановых показателей, обеспечивается установленной юридической ответственностью за неисполнение договора. Более того, размер такой ответственности может превышать цену сделки.

Возникновение (признание) доходов в момент исполнения договора. Можно признать полученным доход от выполнения работ в момент подписания акта, т. е. в момент исполнения заключенного договора предприятием-подрядчиком. В самом деле, с того момента, когда заказчик подпишет акт, он формально признает, что работы выполнены подрядчиком полностью и в соответствии с договором. Тем самым, его обязательство принимает характер долга, т. е. безусловной обязанности выплатить подрядчику цену сделки. До того момента, как работы были приняты, обязательство заказчика заплатить деньги ставилось в зависимость от исполнения подрядчиком обязательства выполнить работу. Теперь, когда это условие исполнено, оплата долга заказчиком зависит только от его волеизъявления относительно соблюдения условий сделки. Неисполнение заказчиком своей обязанности повлечет его ответственность, в общем случае гораздо более серьезную, чем за расторжение договора, еще не начатого исполнением. Именно здесь возникает право требования подрядчика к покупателю работ, сумму которого есть все основания считать полученным доходом. [14]