Файл: Организационные структуры(Понятие и типы организационных структур).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Повышение эффективности работы предприятия во многом определяется организованностью системы управления в зависимости от четкой структуры предприятия и деятельности всех его элементов в направлении выбранной цели.

Для каждой организации существует лучшая и единственная присущая ему организационная структура производства и управления. Любая организация обладает некоторыми особенностями использования технологического оборудования, профессионализма и личных качеств персонала, порядков и традиций между сотрудниками по вертикали и горизонтали. Каждая организация имеет свою историю, культуру, технологическую философию и персонал.

Для осуществления их гармоничного взаимодействия служит и единственная, наиболее подходящая для них организационная структура управления. Оригинальность конкретной организационной структуры достигается за счет использования существующих типов линейных, функциональных, кадровых и других структур путем включения или исключения из них любых подразделений или отношений [9, С.118].

Структура предприятия отражает свою структурную схему. Интеграция предприятия в единое целое связана с использованием информационных систем и коммуникационных механизмов, дополняющих его структурную схему. Схема показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных подразделений. Однако здесь не учитывается такой фактор, как поведение человека, который влияет на порядок взаимодействия и его координацию. Именно поведение персонала определяет эффективность организационной структуры в большей степени, чем формальное распределение функций между отделами [7, С.78].

Объектом исследования являются ООО «Комбит Про».

Предметом исследования являются организационные структуры.

Целью курсовой работы является изучение и анализ вопросов организационных структур.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотрение понятия и типов организационных структур;
  2. Выявление принципов формирования организационных структур;
  3. Изучение общей характеристики деятельности ООО «Комбит Про»;
  4. Описание анализа организационной структуры ООО «Комбит Про»;

5. Выявление мероприятий по совершенствованию организационной структуры в ООО «Комбит Про».


Нормативная основа исследования. В качестве исходных положений послужила учебная литературы по вопросам темы, отчетность организации за период 2016 – 2018 гг.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глава, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. Теоретические аспекты организационных структур

1.1 Понятие и типы организационных структур

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была адаптирована к ним. Организационная структура создает основу, которая является основой для формирования отдельных административных функций. Структура идентифицирует и устанавливает отношения сотрудников внутри организации.

Структура организации также определяет структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в разных частях организации. Он устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное изучение отдельных элементов внешней среды и за передачу в соответствующие пункты информации о событиях, требующих особого внимания [9, С.118].

Понятие иерархических взаимосвязей тесно связано с понятием организационной структуры. Все большее число организаций имеют иерархическую природу. Почти каждая организация - церковь, университет или предприятие - состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные подразделения, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие подразделения [1, С.186].

В классической теории организации понятие иерархической структуры соответствует так называемому принципу лестницы. Этот принцип предполагает вертикальное разделение власти и ответственности и разделение обязанностей между подразделениями.

Иерархия представляется общей закономерностью природы. Принцип иерархической структуры также является основным принципом общей теории систем [9, С.118].

Основой классической теории организации является принцип узаконивания власти за неким центральным источником власти. Власть - это способность заставить подчиненных выполнять свои решения; основа власти - формальная позиция лидера и лидерства посредством стимулов и штрафов, которые сопровождают эту формальную позицию. Власть связана не с личными качествами лидера, а с его положением в организации.


Власть служит средством интеграции деятельности, отдельных элементов организации и их ориентации на общую цель. Это обеспечивает основу для централизованного управления и мониторинга эффективности организации [3, С.245].

Традиционное понятие административной власти продолжает оставаться заметным в специальной литературе по управлению. Однако применение этих взглядов ограничено другими концепциями. Примером является принцип признания власти, который гласит, что степень распространения власти определяется готовностью подчиненного признавать директивы и распоряжения руководителя. (Авторитет - это характер отношений в официальной организации, посредством которых человек или член могут влиять на действия в организации, в которых он или она заинтересованы.) Этот принцип признания авторитета стал важным элементом модели «человеческих отношений» [5, С.361].

Немаловажным в работе предприятия является принцип объема контроля или сфера наблюдения, связанный с числом подчиненных, действия которых могут эффективно контролироваться одним начальником. Эта концепция тесно связана с иерархической структурой организации и ее делением на подразделения. Принцип объема контроля предполагает необходимость для начальника координировать деятельность своих подчиненных. Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления отношений между начальником и подчиненным, что позволяет систематически интегрировать деятельность подчиненных.

В классической теории организации линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб заключаются в оказании помощи и консультировании линейных подразделений. Согласно традиционной точке зрения, центральные службы способствуют расширению полномочий руководителя. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, которые подчиняются непосредственно начальнику, можно повысить уровень контроля начальника, не опасаясь снижения способности его подчиненных координировать свои действия [6, С.503].

Однако с развитием специализации и сложности предприятий это восприятие центральных служб претерпело серьезные изменения. Они стали намного важнее в обеспечении управления обслуживанием, информацией и даже управлением в других частях организации. С ростом роли центральных служб четкие и простые отношения между линейными и центральными службами стали невозможными [9, С.118].


Принципы структуры, иерархии, административной власти, специализации, объема контроля и взаимоотношений между линейными и центральными службами в значительной степени основаны на традиционной теории организации, которая сосредоточена на наиболее эффективном распределении работы по группам. Взяв за отправную точку общие цели организации, эта теория стремилась выявить отдельные задачи, которые необходимо решить для достижения общих целей.

В организационной структуре каждый элемент занимает определенное место. Это присуще отношениям, посредством которых происходит управление их взаимодействием (прямое и обратное). Отношения элементов внутри организационной структуры могут быть линейными, функциональными и межфункциональным характером [11, С.116].

Линейные связи возникают между подразделениями и руководителями на разных уровнях управления и возникают там, где один руководитель административно подчиняется другому (директор – начальник цеха – мастер) [9, С.118].

Функциональные связи характерны для взаимодействия между подразделениями и руководителями, связанными с определенными видами деятельности на разных уровнях управления. В то же время между ними нет административного подсинения (формирование производственной программы цеха: начальник цеха - производственно-диспетчерский отдел).

Межфункциональные связи возникают между подразделениями одного уровня управления (между руководителями разных отделов или функциональных подразделений предприятия) [10, С.34].

Характер этих отношений определяет тип организационной структуры управления [2, С.218].

Линейная организационная структура (см. Рисунок 1.1) основана на принципе единства распределения поручений, согласно которому только вышестоящая инстанция имеет право отдавать приказы. Соблюдение этого принципа должно обеспечить единство управления. Эта организационная структура формируется в результате построения аппарата управления взаимно подчиненных органов в форме иерархической лестницы, то есть каждый подчиненный имеет одну голову, а глава имеет несколько подчиненных. Два руководителя не могут напрямую контактировать друг с другом, им нужно это сделать через следующий высший орган. Эту структуру часто называют однолинейной.

Рисунок 1.1 - Линейная организационная структура

Преимущество линейной организационной структуры:

- Простое построение;

- Однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности;


- Жесткое руководство органами управления;

- Оперативность и точность управленческих решений.

Недостатки линейной организационной структуры:

- Затруднительные связи между инстанциями;

- Концентрация власти в управляющей верхушке;

- Сильная загрузка средних уровней управления.

Линейная структура управления используется малыми и средними фирмами, занимающимися простым производством, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями [4, С.127].

Функциональная организационная структура (см. Рисунок 1.2) основана на создании подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления. Эти функции включают исследования, производство, продажи, маркетинг и др. Здесь с помощью директивных поручений можно связать иерархически более низкие уровни управления с различными более высокими уровнями управления. Передача поручений, инструкций и сообщений осуществляется в зависимости от поставленных задач.

Рисунок 1.2 – Функциональная организационная структура

К примеру, работник цеха получает заказы не от одного человека (мастера), а от нескольких единиц персонала, т.е. принцип множественного подчинения. Поэтому эта организационная структура называется многолинейной [9, С.118].

Функциональная структура управления производством направлена на выполнение повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют высококвалифицированных специалистов, которые выполняют конкретные действия в зависимости от поставленных перед ними задач.

Преимущество функциональной организационной структуры: сокращение звеньев согласования;

- Уменьшение дублирования работ;

-Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней;

- Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций.

Недостатки функциональной организационной структуры: длительная процедура принятия решений, неоднозначное распределение ответственности, затруднённая коммуникация. Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место [8, С.48].

Функционально-линейная структура (см. Рисунок 1.3) основана на «шахтном» принципе построения, специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам.