Файл: Договорные конструкции (Анализ общих положений договора розничной купли-продажи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- следующей обязанностью продавца при передаче технически сложных бытовых товаров передать покупателю комплект принадлежностей и документы (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации и др.). Также на продавца возлагается обязанность осуществить сборку и/или установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, в ситуации, когда самостоятельная сборка и/или подключение которого покупателем согласно требованиям стандартов или технической документацией, прилагаемой к товару не допускается. При этом если сборка не производиться продавцом, то на нем лежит обязанность донести до покупателя информацию об организациях, выполняющих указанные работы;

- в соответствии с законом "О защите прав потребителей" на продавце лежит обязанность по возмещению потребителю расходов, связанных с доставкой и возвратом товара, в ситуации, когда потребитель произвел эту доставку. В случае доставки товаров своими силами потребитель выбирает оптимальный для себя способ доставки до места ремонта (замены) товара. При этом продавец возмещает потребителю только те расходы которые необходимы были для доставки и только в пределах разумного. В ситуации когда возникает спор по размеру возмещения то он решается судом в установленном порядке. При этом вышеназванная обязанность продавца возникает только в случае продажи товара с недостатками. Если продавцом затем будет доказана вина потребителя в возникновении недостатков товара, то продавец вправе отказать потребителю в возмещении понесенных им расходов по доставке товара.

- согласно ст. 495 ГК РФ предоставление покупателю информации о товаре названо обязанностью продавца. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

При этом на практике часто возникают споры в связи с тем, что покупатель не внимательно ознакомился или принебрег предоставленной ему возможностью ознакомления с информацией о преобретаемом товаре.

Очирова Т.Г. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Буржуа де боте» (далее – ООО «Буржуа де боте», Общество, ответчик) о возврате денежных средств, уплаченных по договору розничной купли-продажи в связи с отказом от его исполнения, компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований истец Очирова Т.Г. указала, что ххх заключила с Обществом договор розничной купли-продажи комплекта косметики под товарным знаком «<данные изъяты>» № стоимостью ххх руб., оплата товара произведена за счет кредитных денежных средств, на основании договора с Открытым акционерным обществом «ОТП Банк» (далее - ОАО «ОТП Банк») № от этой же даты на сумму ххх руб. с 29,25 % годовых сроком на 24 месяца при следующих обстоятельствах. ххх она была приглашена по акции в салон ООО «Буржуа де Боте» на бесплатную косметическую процедуру чистки кожи лица, где ей провели диагностику кожи лица и дана консультация косметолога. По результатам диагностики ей сообщили, <данные изъяты>. Оснований не доверять результатам диагностики у нее не было. Затем ей произвели косметическую чистку кожи лица, после чего врач-косметолог рассказал ей (истцу) о свойствах косметических средств <данные изъяты> торговой марки <данные изъяты> производства <данные изъяты>, а именно в результате использования данных средств кожа, веки и морщины подтягиваются, носогубные складки исчезают. Кроме того, ей предложили три бесплатные профессиональные косметические процедуры при условии приобретения набора. Под влиянием настойчивых убеждений она (Очирова Т.Г.) согласилась приобрести набор для ухода за зрелой кожей <данные изъяты> торговой марки <данные изъяты>. Считает, что ее ввели в заблуждение относительно цены товара, так как ей не были предоставлены достоверные и однозначные сведения о стоимости товара, о косметическом продукте. Так, на косметике отсутствует информация об ограничениях и противопоказаниях, инструкция к косметической продукции противоречит сведениям, предоставленной продавцом при продаже о натуральности состава косметики и ее гипоаллергенности. В инструкции указано, что в её основу вошли натуральные компоненты, в графе «состав» на флаконах косметической продукции указаны химические вещества, которые могут нанести вред здоровью. Так в состав косметики входит <данные изъяты>, который может вызывать раздражение и аллергическую реакцию на организм человека, при том, что <данные изъяты> также вызывает аллергию; в <данные изъяты>. В состав антивозрастной сыворотки для лица входит ингредиент «<данные изъяты>», использование которого в парфюмерно-косметической продукции ограничивается Техническим регламентом Таможенного союза. Однако на упаковке антивозрастной сыворотки для лица, сопроводительной брошюре отсутствуют предупреждения о содержании вышеупомянутого вещества. Кроме того, при приобретении товара у нее не было возможности воспользоваться услугами других банков, соответственно, она была лишена возможности их выбора. Так, согласно п.4.5. Договора купли-продажи, в целях окончательного расчета за товар покупатель заключает договор с банком-партнером ОАО «ОТП Банк». Между тем Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). После использования данной косметики у нее (истца) появилась аллергическая реакция, в связи с чем ххх она обратилась к врачу за медицинской помощью, который поставил ей диагноз «<данные изъяты> и назначил лечение.


В связи с чем она (Очирова Т.Г.) обратилась с письменной претензией к Обществу о расторжении договора купли-продажи, выплате денежных средств, на что получила ответ об отказе в расторжении договора по причине того, что косметическая продукция возврату и обмену не подлежит и отсутствия у товара недостатков. Сложившаяся ситуация причинила ей значительные неудобства и нравственные страдания, так как она рассчитывала, что ей будет продан товар надлежащего качества за сумму оговоренную в договоре, бесплатно предоставлены ежемесячные качественные услуги косметолога, а фактически была введена в заблуждение относительно качества и цены товара. За юридической помощью она обратилась в Общество с ограниченной ответственность «Аюрзащита», уплатив за услуги ххх руб.

В судебном заседании представители ответчика Чурюмов А.В., Нусхинов Д.Д., исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что качество проданной Очировой Т.Г. косметической продукции полностью соответствует предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации требованиям, оснований для расторжения договора купли-продажи, возврата уплаченной за товар суммы, взыскании неустойки, компенсации морального вреда и судебных расходов не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев фирменный кейс <данные изъяты>, допросив свидетелей, осуществив выездное судебное заседание, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ххх между сторонами заключен договор розничной купли-продажи товара №, по условиям которого продавец -ООО «Буржуа де Боте» обязался передать покупателю Очировой Т.Г. в собственность комплект косметики <данные изъяты> стоимостью ххх руб. с предоставлением скидки в размере ххх руб., а покупатель вносит задаток в размере ххх руб. и гарантирует, что он заключает настоящий Договор не вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях и настоящий Договор не является для него кабальной сделкой. Покупатель, заключая Договор, ознакомлен с условиями, тарифами, способами оплаты. В случае приобретения Товара на условиях в кредит Покупатель понимает, что сумма в договоре купли-продажи косметической продукции <данные изъяты> и кредитном договоре могут быть различны, так как Продавец компенсирует Покупателю проценты по кредитному договору путем предоставления скидки от первоначальной стоимости товара. Полная стоимость товара, включая проценты по кредитному договору, будет равна первоначальной стоимости товара, указанной в прайсе. Покупатель, заключая настоящий Договор, ознакомлен с условиями, тарифами и способами оплаты.


Из пункта 1.1 договора и спецификации товара следует, что предметом договора является набор для ухода за лицом <данные изъяты>, состоящий из следующих наименований: <данные изъяты>.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, комплект косметики был передан истцу по акту приема-передачи товара ххх, то есть обязательства по передаче набора для ухода за лицом <данные изъяты> по договору купли-продажи ответчиком исполнены надлежащим образом.

Пункт 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» предусматривает, что информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона.

ГОСТ Р 51391-99 предусматривает, что информация должна располагаться в удобных для прочтения местах на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе - вкладыше. При небольших размерах потребительской тары, на которой невозможно изложить необходимый текст информации полностью, а также на сувенирных и подарочных наборах, по усмотрению изготовителя допускается часть информации располагать на потребительской таре, а часть - на ярлыке, открытке, листе - вкладыше, прилагаемом или прикрепляемом к каждой единице парфюмерно-косметического изделия.

Как пояснила суду истец Очирова Т.Г., до её сведения не была доведена полная и достоверная информация о составе косметических средств, ограничениях (противопоказаниях) к применению, предостережениях, способах хранения и сертификации косметических средств.

Между тем в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что истцу Очировой Т.Г. при заключении договора купли-продажи ответчиком не была предоставлена возможность незамедлительно получить всю необходимую информацию о данном товаре. Истец не потребовал от ответчика представления недостающей информации при заключении договора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

В удовлетворении исковых требований Очировой Т. Г. к Обществу с ограниченной ответственностью «Буржуа де Боте» о расторжении договора розничной купли-продажи, взыскании денежных средств, уплаченных по кредитному договору, денежных средств в счет погашения обязательств по кредитному договору, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов, отказать[27]


Как уже в работе подчеркивалось договор розничной купли-продажи является двусторонне обязывающим. Соответственно наряду с комплексом обязанностей продавец наделен правами:

-установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен (ст.5 Закона «О защите прав потребителей»).

-отказаться от исполнения договора в случае:

- неявки покупателя либо не исполнении последним действий по принятию товара в определенный договором срок (ст.496 ГК РФ).

- неоплаты покупателем товара в установленный договором срок, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (ст.500 ГК РФ).

- неосуществления покупателем в установленный договором срок очередного платежа за проданный в рассрочку и переданный ему товар, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.489 ГК РФ).

- отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему другого товара в случае когда докажет, что покупатель не выполнил обязанность оповестить продавца о нарушении условий договора купли-продажи в разумный срок, что в свою очередь повлекло невозможность удовлетворить требования покупателя и влечет для продавца большие расходы по сравнению в сравнении с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора (ст.483 ГК РФ).

- потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора в случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять (ст.484 ГК РФ).

Говоря об ответственности по договору розничной купли продажи следует подчеркнуть, что она налагается в первую очередь на продавца товара. При этом по вопросу ответственности законодательство регулирует данный аспект не только Гражданским кодексом, но и ФЗ «Законом о защите прав потребителя». Законодательством прямо предусмотрена ответственность продавца за продажу товара ненадлежащего качества. В таком случае у покупателя возникает ряд возможностей, установленных ст. 503 ГК. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

-либо замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

-либо соразмерного уменьшения покупной цены;

-либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;


- либо возмещения расходов на устранение недостатков товара.

В ст. 18 Закона о защите прав потребителей дополнительно дается возможность покупателю требовать замены недоброкачественного товара на товар надлежащего качества другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Следует отметить, что на этом перечень оснований для возложения ответственности на продавца не исчерпывается и фактически при на нарушении любой из выше перечисленных обязанностей наступает гражданско-правовая ответственность продавца.

В ст. 503 ГК РФ предусмотрена ответственность при обнаружении недостатков товара которые не устранимы из-за их свойств (в частности продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.). В такой ситуации покупатель может на свой выбор потребовать лишь замены такого товара товаром соответствующего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. При этом Закон о защите прав потребителей в данной ситуации предоставляет более широкий спектр возможных действий:

- замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на доброкачественный товар иной марки с перерасчетом покупной цены;

- соразмерного уменьшения покупной цены либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и получить назад уплаченную за товар денежную суммы

Таким образом, можно сделать вывод, что по договору розничной купли-продажи основной «груз» обязанностей и ответственности ложиться на продавца. Данное положение связано как с самой сутью договора, так и с положение продавца и покупателя. При этом основная часть прав продавца связана с отказом заключения договора с покупателем, не выполнившим вовремя или в необходимом объеме необходимые действия по заключению договора розничной купли-продажи.

2.2 Права и обязанности покупателя по договору розничной купли-продажи

В связи с тем, что в договоре розничной купли-продажи покупатель считается более «слабой» стороной, законодатель старается в первую очередь «защитить» его, давай покупателю обширный перечень прав и соответственно обязанности покупателя направлены на защиту интересов продавца.

Согласно ГК РФ и «Закона о защите прав потребителей » обязанностями покупателя являются: