Файл: Система Развивающегося обучения (по Л. В. Занкову).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Анализ методической литературы по проблеме развивающего обучения

1.1 Характеристика понятия «Развивающее обучение»

1.2. Концепции развивающего обучения

Глава 2. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова

2.1. Биография Л.В. Занкова

2.2. Концепция развивающего обучения по системе Л.В. Занкова

2.3. Дидактические принципы системы Л.В. Занкова

2.4. Вклад Л.В. Занкова в развитие отечественной дефектологии

Глава 3. Исследование динамики сформированности знаний умений и навыков и уровня развития познавательных процессов учащихся, обучающихся по традиционной системе и по системе Л.В. Занкова

3.1. Анализ динамики сформированности программных ЗУН и уровня развития познавательных процессов учащихся 3 классов за 1 полугодие по традиционной системе и системе Л.В. Занкова

Заключение

Используемая литература

По мнению С.А.Смирнова вдеятельности учителя выделяются три направления работы, причем эти три направления обогащают друг друга.[13]

Первое направление включает в себя:

1. Организацию взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом Цель учителя заключается в том, чтобы создать хорошую атмосферу для формирования дружеских отношений.

2.Учащиеся взаимодействуют между собой в результате групповых и парных приемов организации учебного процесса.

3. При взаимодействии вычленяются три формы: групповая и парная, общеклассная.[14]

Вторым направлением деятельности является использование на уроке игр и игровых форм.

Третьим направлением деятельности педагога выступает включение учащихся в творческую деятельность.

При многообразии направлений не следует увлекаться каким- нибудь одним, это не даст результатов. Успешное развитие гарантировано в том случае, если идет одновременное усвоение сразу трех направлений.

Рассмотрев различные концепции развивающего обучения дают возможность сделать вывод, что данные концепции являются декларируемыми, а не реальными в отечественной практике. Переход от традиционной системы в личностно-развивающее обучение оказалось затруднительным. Однако во многих школах нашей области все чаще можно наблюдать использование идей развивающего обучения Л.В.Занкова. Его концепцию мы рассмотрим в соответствующем разделе.

Вывод: произошедшие изменения в российском образовании привели к тому, что особое место стали отводить развивающему обучению. Важным считается, что в развитии ребенка является обучение. Этой теме уделяется огромное значение, доказательством тому служат исследования, теории, концепции рассмотренных авторов. Итак, под развивающим обучением понимается – обучение, содержание и формы организации, которые основываются на закономерностях их развития.

Глава 2. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова

2.1. Биография Л.В. Занкова

Леонид Владимирович Занков – советский ученый в трех областях:педагогики, психологии и дефектологии. Являлся последователемЛ.С.Выготского, разработчиком теории и практики в области психологии и педагогики, создателем научной школы в решении проблем соотношения обучения и развития.[15]


Л.В.Занков, автор монографий, сборников, статей, учебников, методических документов, всего их насчитывается более двухсот. Эти труды известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Родился Леонид Владимирович 23 апреля 1901 года в Варшаве, в семье русского офицера. Но гимназию закончил уже в Москве, в послереволюционный период работал сельской школе Тульской области. В 1919 году переходит на новую работу в качестве воспитателя, а затем заведующего детской сельскохозяйственной колонией Тамбовской губернии. В последствии Л.В.Занкова направляют учиться в Московский государственный университет, где он и встречает психолога Льва Семеновича Выготского. В дальнейшем,Занков будет работать под его руководством и участвовать в экспериментально-психологических исследованиях. После завершения обучения молодой специалист остается в аспирантуре.[16]

С 1925 по 1929 года активно занимается перестройкой специальных школ для того, чтобы вести обучение дефективных детей.

В 1929 году на Занкова возложена должность заместителя директора, именно в этом институтебыли созданы первые научные лаборатории в различных направлениях, получены факты об особенностях памяти младших школьников.В 1944 году он становится директором научно-исследовательского института дефектологии, а в 1954 году избирается членом корреспондентом АПН СССР, через год действительным членом. В начале пятидесятых годов Л.В.Занков начинает исследования в области общей педагогики, совместно с соратниками приступает к исследованию проблемы «Обучение и развитие», этой работе он посвятил двадцать лет[17]

2.2. Концепция развивающего обучения по системе Л.В. Занкова

Еще в 20-40-е годы 20 века Л.В.Занков занимался изучением психихи аномального ребенка, и одновременно исследовал педагогические условия, которые влияют на особенности развития этих детей, разрабатывал пути коррекции выявляемых особенностей средствами обучения.

Уже в пятидесятые годы он приступает к новым исследованиям в области педагогики. В ходе исследований Л.В.Занков ставит перед собой и коллективом задачу, раскрыт характер объективной закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития школьников. Он отталкивался от положения о ведущей роли обучения в развитии, которое было выдвинуто Л.С.Выготским, которое явилось началом в исследовании психологии. Л.В.Занков разделял данное положение, однако считал, что отсутствуют факты, которые были бы получены в психолого-педагогических исследованиях. По его мнению, без фактов, проблема соотношения обучения и развития решена быть не может.[18]


Заслуга Л. В. Занкова состоит в том, что он поставил вопрос о зависимости развития от обучения на фундамент конкретного исследования, предполагающего изменить построение обучения, существующее в практике, и изучить развитие детей в этих измененных условиях.

В своем докладе "Изучение развития учащихся в педагогических исследованиях" он говорил о том, что неизвестно в чем проявляется развитие, фактов нет, но после исследования появившиеся факты помогут раскрыть сложность развития.[19]

Следовательно, выявление соотношения внешних и внутренних причин развития учащихся — характерная особенность исследования проблемы обучения и развития в лаборатории Л. В. Занкова. В признании сложности причин психического развития и необходимости их раскрытия состоит его исходная теоретическая позиция.

Л.В.Занков стремится раскрыть подлинные механизмы развития ребенка, поэтому он использует экспериментально-педагогический метод. Для этого метода характерны черты:

  • эксперимент, выходящий далеко вперед за рамки существующей практики при условии построения целостной системы обучения в реальных школьных классах;
  • включение в педагогическое исследование в качестве его органической части психологических методов изучения учащихся
  • массовый педагогический эксперимент, который давал возможность выявить влияние на развитие детей именно созданной системы обучения.
  • изучение отдаленных последствий экспериментального начального обучения
  • изучение индивидуальных вариантов развития школьников в экспериментальных классах. [20]

Из данной характеристики метода исследования видно, что речь идет о создании педагогических условий, направленных на общее развитие детей. Для исследования Л. В. Занкова характерно разделение понятий усвоения и развития.

Из приведенной трактовки Л.В. Занковым общего развития и способов его изучения следует вывод: исследовательский подход к проблеме развития психики ребенка, при котором для изучения выделяются единицы психической деятельности, репрезентирующие целое (подобно тому, как капля воды дает возможность познать свойства воды в целом), удовлетворяет утверждению Л. С. Выготского о том, что в психике "существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов", его стремлению продвигаться при изучении развития психики к раскрытию, к познанию функционирования этого единства, а не только интеллекта, не только сознания.


Таким образом, если обычно при изучении зависимости развития от обучения, а также при построении обучения, эффективного для развития детей, используют положение Выготского о ведущей роли обучения в развитии, о необходимости опираться на зону ближайшего развития, то для Занкова не меньшее значение имело и другое фундаментальное положение Выготского — о необходимости создавать условия, обеспечивающие единство функционирования аффективных и интеллектуальных процессов, которое и выступает как внутренний фактор, определяющий развитие.[21]

Именно так строилась экспериментальная система обучения, созданная под руководством Л. В. Занкова.

2.3. Дидактические принципы системы Л.В. Занкова

Система начального обучения Л. В. Занкова изначально ставила перед собой задачу "высокого общего развития учащихся". Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов ("ума"), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека ("воли"), и нравственно-этических качеств, проявляющихся во всех видах деятельности ("чувств").[22] Общее развитие представляет собой формирование и качественные изменения таких свойств личности, которые в школьные годы являются основой для успешного достижения целей и задач образования, а после окончания школы — основой творческого труда в любой сфере человеческой деятельности. "Процесс учения у наших учеников, — писал Л.В. Занков, — менее всего похож на размеренное и холодное "восприятие учебного материала", — он пронизан тем трепетным чувством, которое рождается тогда, когда человек восхищён неисчерпаемой сокровищницей знаний".

Для решения поставленной задачи нельзя было ограничиваться только усовершенствованием методики учебных предметов. В 60—70 годы XX века была разработана новая целостная дидактическая система обучения, единым основанием и стержнем которой стали принципы построения учебного процесса. Суть их состояла в следующем.

Исходя из того, что школьные программы того времени были слабо насыщены образовательным материалом, а методы обучения не способствовали творческой активности учеников, первым принципом новой системы стал принцип обучения на высоком уровне трудности.[23]


Выступая против многократных повторений изученного материала, однообразных и монотонных упражнений, Л.В. Занков ввёл принцип изучения материала быстрым темпом, который подразумевал постоянную и динамичную перемену учебных задач и действий.

Не отрицая того, что начальная школа должна формировать орфографические, вычислительные и другие навыки, Л.В. Занков выступал против пассивно-репродуктивных, "натаскивающих" методов и призывал формировать навыки на основе глубокого осмысления закономерностей той науки, которая легла в основу учебного предмета. Так возник принцип ведущей роли теоретических знаний, повышающий познавательную сторону начального обучения.

Понятие сознательности обучения, которое трактовалось как понимание содержания учебного материала, было в новой системе обучения расширено до осознанности самого процесса учения. Принцип осознания школьниками процесса учения сделал объектом пристального внимания связи между отдельными частями учебного материала, закономерности грамматических, вычислительных и др. операций, механизм возникновения ошибок и их преодоление.

Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории исходили из того, что создание определённых условий обучения будет способствовать развитию всех учеников — от самых сильных до самых слабых. При этом развитие будет проходить в индивидуальном темпе, в зависимости от склонностей и способностей каждого ученика.

Со времени разработки этих принципов прошло более 40 лет, и сегодня возникла необходимость их осмысления с позиций современной педагогики.

Изучение современного состояния образовательной системы Л.В. Занкова, в частности реализации принципов, показало, что трактовка некоторых из них в педагогической практике исказилась.

Так, слова "быстрый темп" стали ассоциироваться в основном с сокращением времени на изучение программного материала. При этом не соблюдались те авторские условия, не использовались в должной мере те занковские "педагогические средства", которые, собственно, и делали обучение более ёмким и интенсивным.[24]

Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории предлагали интенсифицировать учебный процесс за счёт комплексного изучения дидактических единиц, рассматривания каждой дидактической единицы в разных её функциях и аспектах, за счёт постоянного включения в работу ранее пройденного материала. Это позволяло отказаться от традиционного "пережёвывания" уже известного школьникам, многократных однообразных повторений, ведущих к умственной лени, к духовной апатии, а следовательно, тормозящих развитие детей. В противовес им и были введены в формулировку одного из принципов слова "быстрый темп", которые имели в виду иную организацию изучения материала.