Файл: Система Развивающегося обучения (по Л. В. Занкову).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Анализ методической литературы по проблеме развивающего обучения

1.1 Характеристика понятия «Развивающее обучение»

1.2. Концепции развивающего обучения

Глава 2. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова

2.1. Биография Л.В. Занкова

2.2. Концепция развивающего обучения по системе Л.В. Занкова

2.3. Дидактические принципы системы Л.В. Занкова

2.4. Вклад Л.В. Занкова в развитие отечественной дефектологии

Глава 3. Исследование динамики сформированности знаний умений и навыков и уровня развития познавательных процессов учащихся, обучающихся по традиционной системе и по системе Л.В. Занкова

3.1. Анализ динамики сформированности программных ЗУН и уровня развития познавательных процессов учащихся 3 классов за 1 полугодие по традиционной системе и системе Л.В. Занкова

Заключение

Используемая литература

Содержание:

Введение

Образование, как социальное явление, зависит от требований современного общества. В последнее десятилетие эти требования меняются, так как мир, переходит в новую информационную культуру, которая предъявляет очень строгие требования к будущему выпускнику. Перед российским образованием остро встала задача, подготовить школьника к будущей жизни. Для этого он должен легко адаптироваться в окружающем мире, ставить перед собой жизненные цели, решать задачи, для того чтобы реализовать свой потенциал, принимать духовные ценности общества. Изменения в обществе, и как следствие в образовании, привели к всплеску новых педагогических идей и технологий. Такие идеи были воплощены в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что она подразумевает поиск новых видов обучения, где будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка.

Цель работы: изучить основы развивающего обучения по системе Л.В.Занкова.

Объект исследования: развивающее обучение.

Предмет исследования: особенности развивающего обучения.

Гипотеза: развивающее обучение по системе Л.В.Занкова положительно может влиять на формирование знаний, умений и навыков учащихся, а также на общий уровень развития.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу по теме «Развивающее обучение»

2. Проанализировать методику по системе Л.В.Занкова.

3. Проанализировать и сравнить динамику сформированности программных ЗУН и уровня познавательных процессов у учащихся обучающихся по разным программам. …………………………….

Анализируя методическую литературу по теме моего исследования выяснил, что в издании «Дидактика и жизнь» Л.В.Занкова решаются вопросы, касающиеся дидактики, которые необходимы для решения задач в современной школе для улучшения путей обучения и воспитания.

Используя книжное издание «Избранные педагогические труды»Л.В. Занкова мы дали характеристику педагогических трудов автора по проблемам памяти, давших ценные результаты.

Рассмотрев издание»Содружество ученого и учителя» охарактеризовали вклад Л.В.Занкова в развитие отечественной дефектологии»

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, наблюдение, статистическая обработка данных.


Глава 1. Анализ методической литературы по проблеме развивающего обучения

1.1 Характеристика понятия «Развивающее обучение»

В последний период времени, в российских школах произошли значимые изменения, в результате которых особое место отведено развивающему обучению. В своей работе мы попробуем дать характеристику развивающего обучения и проследить его историческое развитие.

Впервые теория развивающего обучения была упомянута в работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского. А уже в тридцатые годы 20 века Л.С.Выготский выдвигает свою идею обучения, в которойна первое место ставит обязательно развитие ребенка. Согласно ей, конечной целью обучения являются не только знания, а средства развития учащихся, и на первый план было выдвинуто становление ребенка. [1]

Одним из первых, попытался реализовать эти идеи Л.В.Занков, разработавший свою систему интенсивного всестороннего развития для младшего школьного возраста.

Немного в другом направлении развивающего обучения в шестидесятых годах работали Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов. В их работах в основном обращалось внимание на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Вплоть до восьмидесятыхгодов, вопросыразвивающего обучения очень активно исследовались в области дошкольного воспитания, начального и среднего образования, образования детей с задержками психического развития[2][

Полученные результаты показали, что в развитии ребенка важным является обучение, выявлены психолого-педагогические условия развивающего обучения.

В последние десять лет проблемам развивающего обучения вновь стали уделять больше внимания, им посвящены научные труды, учебники и методические пособия. В педагогике вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития детей становятся все более значимыми. По словам Л.С Выготского, «отношение обучения и развития представляет самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии не могут быть не только решены, но и поставлены» По истечении нескольких десятков лет положение не изменилось и сейчас, так как большинство педагогов не понимают смысла понятия «развивающее обучение», не знакомы с его видами и формами.[3]


Впервые термин «развивающее обучение» ввел в педагогическую теорию и практику В.В. Давыдов. Под данным обучением понимается активно-деятельностный способ обучения, вместо объяснительно-иллюстративного. Ребенок должен овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний.[4]

Итак: Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

При этом, школьник — это субъект, который активно взаимодействует с окружающей средой. В результате взаимодействия включаются все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. при этом школьник из объекта превращается в субъекта познавательной деятельности.

На основании различных исследований были сформулированы и принципы развивающего образования. Именно опираясь на них идет разработка конкретных методик и технологий. Также необходимо условие делового сотрудничества, необходимым условием деятельности является диалог.

1.2. Концепции развивающего обучения

В российской педагогике существует несколько концепций развивающего обучения которые можно разделить на две группы: концепции, ориентированные на психическое развитие и концепции, учитывающие личностное развитие. Проанализировав их, попробуем дать им характеристику.

К концепциям, связанным с развитием психических функций относятся концепции З.И.Калмыковой и Е.Н.Кабановой-Миллер.

Согласно концепции З.И.Калмыковой, обучение является развивающим, при этом формируется продуктивное или творческое мышление. В результате основными его показателями являются:

  • Оригинальность мысли
  • Быстрота возникновения ассоциативных связей
  • Восприимчивость к проблеме, ее непривычное решение
  • Беглость мысли (количество ассоциаций, которые возникают в единицу времени)
  • Способность найти новые непривычные функции объекта или его части[5]

По утверждению З.И.Калмыковой, развивающее обучение можно осуществить только, опираясь на принципы: проблемности обучения, индивидуализации и дифференциации, гармоничности развития различных компонентов мышления, формирование приемов умственной деятельности, специальной организации мнемической деятельности.[6]


Принципы, которые были предложены З.И.Калмыковой используют в своей профессиональной деятельности многие учителя, но отдельно друг от друга, что не дает реализовать концепцию в полном объеме.

Концепция Е.Н.Кабановой-Меллерсвязана с формированием операций мышления, которые она называет приемами учебной работы. По ее мнению, приемы учебной работы, то система действий, которые служат для решения учебных задач[7]Именно они играют главную роль в умственном развитии учащихся.

В проблеме развивающего обучения Е.Н.Кабанова-Меллер выделяет главные вопросы: показатели умственного развития и условия, создающие развитие. К приемам учебной работы она относит: сравнение, обобщение, раскрытие причинно-следственных связей, наблюдение, составление характеристик изучаемых явлений, разделение существенных и несущественных признаков.

В качестве важных условий развивающего обучения в этой концепции выступают следующие:

  • Звенья обучения должны работать в системе обобщенности (внутрипредметные и межпредметные)
  • В учебном предмете необходимо выделить приемы учебной работы, сформировать их у учащихся
  • Знания должны обеспечить взаимодействие мышления и чувственной стороны умственной деятельности учащихся
  • Формирование приемов управления учащимися своей учебной деятельностью.[8]

Хорошо известны концепции, связанные с организацией учебной деятельности влияющие на развитие личностных качеств учащегося. К ним относится концепция Г.А.Цукерман. Согласно данной концепции,одной из главных задач является обучение учащихся с навыками учебного сотрудничества. Автор выдвигает основные задачи школы:

  • Необходимость обеспечить душевное здоровье и эмоциональное благополучие школьников
  • Научить самостоятельно учиться. (это необходимо для саморазвития)
  • Развивать интеллектуальные способности школьника, а также речь, мышление, память, внимание и воображение.
  • Воспитание навыков сотрудничества и общения.[9]

Учебный процесс, по мнению Г.А. Цукерман, строится на основе сотрудничества учителей с детьми. При этом все нормы школьных взаимоотношений носят общий характер, регулируют не только отношения "ребенок - взрослый", но и отношения "ребенок - ребенок".

В шестидесятые годы под руководством психологов В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина был создан научный коллектив, его основной задачей являлось установление роли и значения младшего школьного возраста в развитии детей. Ими было выявлено, что в современных условиях этот возраст может решить свои образовательные задачи при условии, если на его протяжении будут возникать и развиваться следующие психические новообразования: абстрактно-теоретическое мышление, способность к произвольному, управлению поведением.[10]


Также в ходе исследований было установлено, что традиционное начальное образование не может обеспечить полноценного развития школьников, что обозначает, что оно направлено на тренировку и закрепление психических функций, которые возникли и начали развиваться еще в дошкольный период.

Необходимо организовать обучение, которое способно создавать необходимые зоны ближайшего развития. При таком обучении школьники знакомятся не только с фактами, но и видят отношения между ними, ищут причинно-следственные связи, где сами отношения превращаются в объект изучения. Исходя из вышесказанного, авторы связывают свою концепцию с содержанием учебных предметов и логикой его развертывания в учебном процессе.

Исходя из этого, В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин свою концепцию личностно-развивающего обучения связывают прежде всего с содержанием учебных предметов и логикой (способами) его развертывания в учебном процессе.

В учебной деятельности необходимо развивать у школьников теоретическое сознание и мышление. Именно такое мышление реализует познавательные возможности.[11]

Концепция личностно-развивающего обучения В.В.Давыдова и Б.Д.Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества. Именно этот тип развивающего обучения они противопоставляют традиционному. Некоторые положения концепции подтвердились в процессе экспериментальной работы.

В концепции С.А.Смирновой, в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах[12]. Методика автора опирается на принципы организации учебной деятельности учащихся в школе:

  • Отношение к ребенку как к субъекту любого вида деятельности. Педагог должен полностью признать за ребенком право на существование собственного мнения и индивидуальной линии развития.
  • Формирование личностного (субъект-субъектного) стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогами.
  • Организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций взаимообогащения.
  • Включение учащихся в творческую деятельность и развитие на базе учебного материала их творческих способностей.
  • Создание в классе положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъема и ощущения успеха.
  • Построение обучения с опорой на игровые формы, так как игра является естественной формой жизнедеятельности.