Файл: Система Развивающегося обучения (по Л. В. Занкову).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Анализ методической литературы по проблеме развивающего обучения

1.1 Характеристика понятия «Развивающее обучение»

1.2. Концепции развивающего обучения

Глава 2. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова

2.1. Биография Л.В. Занкова

2.2. Концепция развивающего обучения по системе Л.В. Занкова

2.3. Дидактические принципы системы Л.В. Занкова

2.4. Вклад Л.В. Занкова в развитие отечественной дефектологии

Глава 3. Исследование динамики сформированности знаний умений и навыков и уровня развития познавательных процессов учащихся, обучающихся по традиционной системе и по системе Л.В. Занкова

3.1. Анализ динамики сформированности программных ЗУН и уровня развития познавательных процессов учащихся 3 классов за 1 полугодие по традиционной системе и системе Л.В. Занкова

Заключение

Используемая литература

Глава 3. Исследование динамики сформированности знаний умений и навыков и уровня развития познавательных процессов учащихся, обучающихся по традиционной системе и по системе Л.В. Занкова

3.1. Анализ динамики сформированности программных ЗУН и уровня развития познавательных процессов учащихся 3 классов за 1 полугодие по традиционной системе и системе Л.В. Занкова

Базой исследования выступили две школы: МАОО СОШ № 4 г.о. Звенигород и МОУ СОЩ «Горки- X» Одинцовского района. В исследовании приняло участие по 10 человек 3-х классов.

Цель исследования заключалась в сравнительном анализе развития познавательных процессов и динамики формирования знаний, умений и навыков младших школьников по предметам: математика, русский язык, чтение, окружающий мир за 1 полугодие в различных системах обучения.

Чтобы проанализировать успешность реализации образовательной и развивающей функции в двух классах было проведено исследование в конце первого полугодия. Перед началом исследования была проведена беседа с учителями где было предложено ответить на предварительный вопрос: «какая система обучения, по их мнению, лучше раскрывает способности детей?».

Учитель, работающий по программе «Школа России», говорит, что слышала о системе развивающего обучения Л.В.Занкова, и отвечает, «что программа сложная, но не для детей ее класса, но работать по ней интересно. Прежде чем начать по ней работать, необходимо пройти обучение самой. Дети все разные в классе, кто-то уже считает, решает примеры, а кто-то букв и цифр не знает, потому будет сложно. Программа рассчитана на подготовленных детей»

Учитель, работающий по системе Л.В.Занкова отвечает: «Да, программа сложная по - началу, но потом дети привыкают к нагрузкам, и уже через 6 месяцев виден результат обучения».

Все данные исследования занесены в таблицы. В приложении расположено содержание вопросов по системе Л.В.Занкова.

№1. Контрольная работа по математике за 1 полугодие в 3классе


(Приложение1)

Школа России» ( 10 человека)

По системе Л.В.Занкова (10 человек)

«5»

0

0

«5»

3

30%

«4»

5

50%

«4»

5

50%

«3»

5

50%

«3»

2

20%

«2»

0

0

«2»

0

0

№2. Контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие (диктант) 3 класс

(Приложение 2)

Школа России» ( 10 человека)

По системе Л.В.Занкова (6 человек)

«5»

0

0

«5»

3

30%

«4»

8

80%

«4»

6

60%

«3»

2

20%

«3»

1

10%

«2»

0

0

«2»

0

0

№3.Контрольная работа по окружающему миру за 1 полугодие 3 класс.

(Приложение 3)

Школа России (10 человека)

По системе Л.В.Занкова (6 человек)

«5»

2

20%

«5»

3

30%

«4»

8

80%

«4»

7

70%

«3»

0

0

«3»

0

0

«2»

0

0

«2»

0

0

Вывод: Как в традиционной, так и в развивающей системе, сложностей с выполнением заданий практически не возникло. С контрольными работами по предметам справились все учащиеся

За выполненные задания, учащиеся получили оценки. Из таблицы видно, что учащиеся, обучающиеся по развивающей системе Л.В.Занкова, получили больше положительных оценок, чем у ученики обучающихся по традиционной системе. В традиционной же системе больше оценок «3», чем в классе обучающемся по развивающей системе.

Можно сделать вывод о том, что класс, обучающийся по системе Л.В.Занкова получил больше положительных оценок, тем самым подтвердил эффективность данной системы.

Заключение

Сложный путь в практику прошла дидактическая система Л.В. Занкова. Значимость педагогических положений (выводов, рекомендаций), вытекающих из его эксперимента, признавалась многими учеными и руководителями народного образования, и результаты исследования как бы послужили основанием для реформы начального обучения в 70-х годах ХХ века. Но тогда идеи Л.В.Занкова в массовой практике не использовались. Фактически же тогда идеи Л.В. Занкова в массовой практике использованы не были. Изменения конечно произошли, но проявились они в уплотнении учебных программ, а дидактические характеристики остались прежними.


Но педагогические идеи не остались только в истории или на бумаге, они нашли свое отражение в разработках новых концепциях среднего образования, а также в «Законе об образовании» Российской Федерации.

Когда концепция была принята на официальном уровне, это в корне изменило положение системы Л.В.Занкова. Она оказалась готовой, чтобы воплощать новые идеи в массовую школьную практику. В 90-х годах она признается Министерством образования РФ в качестве государственной наряду с традиционной системой обучения.

Таким образом, ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.

Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.

Проведя сравнительный анализ двух образовательных систем, мы выявили, что система Л.В.Занкова является эффективней в обучении и воспитании школьников, хотя по мнению учителей, может и казаться немного сложной.

Таким образом, поставленные задачи исследования выполнены, цель исследования достигнута.

Используемая литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М. 2005, с-671

2. ВенгерЛ.А Воспитание и обучение М, 1965 с-167;

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М, 1986 с-215;

4. Занков Л.В. Дидактика и жизнь, М. 1968. С-167;

5. Занков Л.В Избранные педагогические труды. М: Педагогика. 1990 с-66-67

6. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование М. 1981 с-27-

7. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.1981 с-270

8. Нечаева Н.В., Ванцян А.Г. Система развивающего обучения Л.В.Занкова – что то такое? Учебная литература. Г.Самара. 2006.

9. Подласый И.П. Педагогика. М.1999 С-280

10. ПодымоваЛ.С.,Сластенин В.А. Педагогика. Инновационная деятельность М.1997.

11. Проблемное обучение/ Прошлое, настоящее, будущее. Книга1.\под редакцией Ковалевского Е.В. 2010 с-300

12. Цукерман Г.А. Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Томск.1992 с-170.

13. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В.Занкова. Самара. 2011

Приложение.1

Контрольная работа 3 класс за 1 полугодие (математика) по системе Занкова.

1)а) Реши задачу.

Дети повесили на ёлку 24 нитки мишуры, флажков в 4 раза меньше, чем мишуры, а игрушек на 37 больше, чем флажков. Сколько всего украшений повесили на ёлку?


б) Измени вопрос задачи так, чтобы её решение стало короче. Запиши но-вый вопрос к условию задачи.

2)Найди значения выражений, записывая их столбиком.

579+216 395+184 436+364 278+363

871-546 628-473 800-375 923-674

3)а) Реши задачу.

Длина прямоугольника 6 см, а ширина на 2 см меньше. Найди периметр и площадь прямоугольника.

б) Начерти этот прямоугольник и обозначь буквами.

в) Какие другие стороны могут быть у прямоугольника с такой же площадью? Найди и запиши несколько вариантов.

4) Реши логическую задачу, записывая решение с помощью таблицы.

В стакан, кружку и чашку налили сок, компот и квас. В кружке не квас, в чашке не квас и не компот. Что куда налили?

Приложение2

Контрольный диктант за 1 полугодие

3 класс

Зимние постельки.

Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери и птицы зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спальне. Лисица улеглась в тёплой постели в норке. Белочка в уютном гнёздышке уснула. Медведь в берлоге лежит. Бобёр спит в хатке из брёвен. Стены обмазал илом, крышу землёй завалил. А воробьи устроились на ночлег под крышей нашего дома. (58 слов)

Слова для справок: обмазал, устроились, нашего.

Задание:

1)Подчеркни грамматическую основу предложения и определи в нём все части речи:

Приложение3.

Проверочная работа по теме «Африка»

1. В каких океанах и морях находятся крайние точки африканского материка?

Северная ______________________________________________________________________________

Юная________________________________________________________________________________

Западная__________________________________________________________

Восточная______________________________________________________________________________

2. Какие цвета встречаются на карте Африки? Что они обозначают? __________________________________________________________________

3. Продолжи фразу.

Высочайшая вершина Африки ___________________________________________________________

Крупнейшие реки Африки_____________________________________________________________________________________________________________________________

Один из самых крупных водопадов мира, расположенный в Африке ____________________________

Африканские озёра __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4. Перечисли природные зоны Африки.

  1. Выгоский Л.С. Педагогическая психология- М.,2005 с 125

  2. Венгер Л.А. Воспитание и обучение. М, 1965. С-67

  3. Выготский Л.С. Детская психология. Ч.2 Вопросы детской возрастной психологии. Собр.соч. М.1984

  4. Давыдов В.В.проблемы развивающего обучения, М, с-215.

  5. КалмыковаЗ.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М, 1981 с-241

  6. Там - же

  7. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование.-М., 1981.-С. 7

  8. Там - же

  9. Цукерман Г. А., Поливанова К, Н. Введение в школьную жизнь. - Томск 1992

  10. ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения.-М.,1986

  11. Давыдов В. В Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М., 1984 с-220

  12. Концепция научной философии В.А.Смирнова

  13. Концепция научной философии В.А.Смирнова

  14. Подымова Л.С. Сластенин В.А. Педагогика. Инновационная деятельность.М.1997

  15. М.В.Зверева,дидактическая система академика Л.В.Занкова.

  16. Там-же

  17. М.В.Зверева Дидактическая система академика Л.В.Занкова.

  18. ЧураковаР.Г. Дидактическая система Л.В.Занкова. Самара. 2011

  19. Занков Л.В. Избранные педагогические труды,

  20. ЗанковЛ.В.Избранные педагогические труды. М. Педагогика1990. С-61-66

  21. Занков Л.В избранные педагогические труды 1990

  22. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.1968. с-167

  23. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.1968. с-165

  24. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.1968. с-167

  25. НечаеваН.В., Ванцян А.Г. Система развивающего обучения Л.В.Занкова – что это такое? Самара 2011

  26. ЗанковЛ.В. Избранные педагогические труды. М.Педагогика. 1990.

  27. Занков Л.В. Избранные педагогические труды М. Педагогика. 1990. С- 66

  28. Занков Л.В. Избранные педагогические труды М.Педагогика 1990 с-67

  29. Подласый И.П. Педагогика .М-1999, с-280

  30. Там-же

  31. Занков Л.В. Избранные педагогические труды, М. 1990

  32. Содружество ученого и учителя/сост. Зверева М.В.. М. 1991.

  33. Там-же