Файл: Сущность толкающих и тянущих систем управления материальными потоками (Теоретические основы управления материальными потоками в производственной логистике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В современное время в сфере товарного обращения в ряде некоторых странах произошли существенные преобразования. В условиях, когда объем производства и расширение внутринациональных и микрохозяйственных связей привели к увеличению затрат, связанных с производством товаров, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых методов оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) - это наука об управлении материальными, информационными и людскими потоками с целью их оптимизации (минимизации затрат). Более широкое определение логистики трактует её как наука о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных сферах деятельности. С точки зрения практического применения логистика — выбор наиболее эффективного варианта снабжения товаром нужного качества, нужного количества, в нужное время, в нужном месте с минимальными затратами.

Логистика включает в себя всю сферу и спектр деятельности предприятий и производственных компаний, на всех стадиях развития производства стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте. Одним из главных и ведущих звеньев системы логистики можно назвать производственную логистику, так как благодаря производству осуществляется закупка сырья и материалов, а в последующем и распределение готовой продукции.

Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства. Задачи производственной логистики затрагивают управления материальными потоками внутри компаний, создающих материальные блага или оказывающих такие услуги, как хранение, упаковка, развеска, укладка и др. Изначально усилия компаний были направлены на снижение производственной себестоимости продукции. На данный момент, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счет снижения транспортных и складских издержек.

Одним из центральных звеньев системы логистики можно назвать производственную логистику, так как благодаря производству осуществляется закупка сырья и материалов, а в последующем и распределение готовой продукции.


Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие положения:

· отказ от избыточных запасов;

· отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

· отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

· устранение простоев оборудования;

· обязательное устранение брака;

· устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

· поиск поставщиков.

Управление материальными потоками и запасами, может осуществляться различными способами. Новые принципы организации, контроля и управления, базирующиеся на инновационных подходах и методах мышления, объединяемых общим понятием "логистика", все в наибольшей степени и с немалым успехом применяются на практике, наиболее эффективно функционирующими предприятиями, транспортными компаниями, фирмами и объединениями. Из общего количества логистических систем выделяют два основных, очень отличающихся друг от друга способа управления материальными потоками. Первый способ получил название "толкающая система", а второй - "тянущая система".

Целью данной работы является изучение тянущей и толкающей системы управления материальным потоком.

Глава 1. Теоретические основы управления материальными потоками в производственной логистике

1.1 Системы управления материальными потоками

Система управления материальными потоками, представляет собой некий организационный механизм с помощью которого происходит формирование, планирование и контроль внутри производства в рамках логистической системы.

Поток представляет собой совокупность объектов, учитываемую как единое целое. Поток имеет свои индивидуальные параметры. Параметры потока – это параметры характеризующие происходящий процесс в настоящем времени. Основными параметрами обуславливающие поток являются: начальный и конечный путь его движения, скорость и время пути, интенсивность, промежуточные пункты, мера траектории (длинна пути).


Сам поток различается по характеру образующих объектов, которые обуславливаются следующими видами потоков: финансовые, военные, материальные, транспортные, информационные, энергетические.

Само понятие материального потока, является одним из главных в логистике. Материальные потоки образуются в результате складирования, транспортировки и других физических операций с сырьем. Материальные потоки могут проходить между различными предприятиями либо проходить внутри одного предприятия.

Материальный поток это - продукция в (в виде сырья, деталей, товарно-материальных ценностей, которая рассматривается в процессе применения к ней логистических(транспортировка, складирование) или технологических (обработка, сборка) операций. Материальный поток на своем пути, проходит ряд производственных этапов, каждый этап имеет свою специфику.

Материальный поток имеет определенный набор параметров и характеризуется он как:

·номенклатура, ассортимент и количество продукции;

·габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

·весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

·физико-химические характеристики груза;

·характеристики упаковки;

·условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

·условия транспортировки и страхования (если имеется таковая услуга);

·финансовые характеристики

Признак

классификации

Вид МП

Описание

Отношение к логистической системе (ЛС) и ее звеньям

Внешний

Состоит из грузов, имеющих отношение к конкретному предприятию, но движущихся во внешней для предприятия среде

Внутренний

Образуется в результате выполнения логистических операций с грузом внутри ЛС

Входной

Поступает в ЛС из внешней среды

Выходной

Поступает из ЛС во внешнюю среду

Ассортимент

Одноассортиментный, многоассортиментный

Количество груза

Массовый

Возникает при транспортировке грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным составом, колонной автомашин, караваном судов и т.д.

Крупный

Возникает при транспортировке грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п.

Средний

Промежуточный между крупным и мелким МП (перевозимый одиночными вагонами, автомобилями)

Мелкий

Возникает при транспортировке такого количества грузов, которое не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами

Удельный вес груза

Тяжеловесный

В процессе его транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при меньшем занимаемом объеме, например: металлы

Легковесный

Образуется грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его объема, например: табачные изделия

Степень совместимости

Несовместимые

Такие МП нельзя совместно транспортировать, например: товары бытовой химии и продукты питания

Совместимые

Могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве

Консистенция груза

Насыпной

Перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах. Его главное свойство – сыпучесть (например, зерно)

Навалочный

Перевозится без тары. Некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться (например, уголь, песок, соль), обладают сыпучестью

Тарно-штучный

Грузы в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, которые можно пересчитать

Наливной

Перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других ЛО специальных технических средств

Номенклатура

Однопродуктовый, многопродуктовый

Определенность

Детерминированный

Все параметры полностью известны

Стохастический

Хотя бы один параметр неизвестен или является случайной величиной

Непрерывность

Непрерывный

Потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.

Дискретный

МП, не являющиеся непрерывными


Таблица .

Логистические системы производственной логистики носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: оптовые предприятия, промышленные предприятия, складские сооружения, морской порт и т.д. Внутрипроизводственные логистические системы имеют такие понятия как «макроуровень» и «микроуровень».

На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в роли элементов макрологических систем. На макроуровне происходит возможность адаптации макрологических систем к изменению окружающей среды в преимущественной степени, определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных, логистических систем быстро изменять качественный и количественный состав выходного материального потока т. е. количество выпускаемой продукций.

На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы подразумевают под собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и контакте друг с другом, формирующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, организуют вхождение материального потока в систему, прохождение в ней и дальнейший её выход из системы. В соответствии с концепцией логистики, построение внутрипроизводственных логистических систем обязано обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

На сегодняшний день, самими популярными и активно использующимися системами и методами управления, планирования и оптимизации материальными потоками являются:

- Система поставки «точно вовремя» (Just-in-time) означает, что резервные запасы, создаваемые на стыках процессов, резко сокращаются в целях увеличения производительности и повышения качества (производится и перевозится только то, что необходимо в данный момент времени).

- Система «канбан» (Kanban). Ее сущность в том, что на все производственные участки, включая линию конечной сборки, строго по графику поставляется именно то количество сырья и материала, которое действительно необходимо для выпуска только запланированного количества продукции.

-Планируемая программа доставки (SDP – System of Delivery Planning). Это усовершенствованная система «точно в срок» – представляет собой систему планирования потребностей в материалах для упорядочения организации материалов и прогнозирования их количества.


- Система DRP (Distribution Requirements Planning) является системой управления распределением продукции. Главное в ней – это контроль за состоянием запасов, расчет точки заказа, формирование связей производства, снабжения и сбыта, планирование перевозок.

- Система LRP (Logistic Requirement Planning) – это система планиро-вания и контроля входного, внутреннего и выходного материального потока на уровне предприятия.

- Метод быстрого реагирования (QRM – Quick Response Method) – система планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной и оптовой торговли.

- Планирование потребности в материалах (MRP – Materials Requirements Planning).

- Оптимизированные производственные технологии (Opti-mized Production Technologes).

1.2. Толкающая система

Толкающая система управления материальными потоками - представляет собой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Таким образом, материальный поток «выталкивается» получателю по команде из центральной системы управления производством.

Большинство систем управления производством принадлежат в настоящее время к толкающим, и чем крупнее такая система, тем характернее становится для нее следующее.

1. При резких колебаниях и изменениях спроса или задержках в процессе изготовления практически невозможно перепланировать производство для каждой его стадии. Следствием этого являются большие объемы запасов или даже затоваривание.

2. Управляющему персоналу очень трудно детально разобраться во всех ситуациях, связанных с нормами выработки и параметрами материальных запасов. Следовательно, производственный план должен предусматривать создание более избыточных страховых запасов.

3. Любые оперативные, срочные изменения размера партий (количества продукции) выпускаемых изделий, а также продолжительность производственно-логистических операций вызывают большие осложнения, поскольку рассчитать в деталях оптимальные производственные планы очень трудно.

Толкающая система управления предполагает, что изготовление деталей, запчастей, продукции, изделий начинается на одном конце производственной линии, проходит через последовательный ряд технологических операций и завершается обработкой на другом конце производственного звена. Материальный поток выдается получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. При этом по завершении обработки на одном участке изделие передается на следующий, независимо от того, готов ли этот участок принять изделие на обработку или нет. Каждый участок имеет производственный план. Однако создать строгий и точный технологический процесс, все параметры которого были бы наперед точно рассчитаны, невозможно, поэтому на предприятиях всегда должен быть определенный производственный запас, которые играет роль буфера и увеличивает гибкость систем (см рис.1)1. Толкающие системы известны под названием «система MRP». Названные выше системы в значительной степени характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с широким использованием ЭВМ, что позволило повысить гибкость этой системы.