Файл: Выбор стиля руководства в организации (Анализ стиля управления, применяемого в ООО фирма «РАССВЕТ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Тема данной курсовой работы «Выбор стиля руководства организации». По моему мнению, эта тема очень актуальна в наше время. Стиль руководства, зачастую, определяет результаты деятельности организации. Существуют множество примеров того, как сильный руководитель, выбрав правильный стиль руководства, приводит отстающий коллектив к пробуждению своих способностей и тем самым улучшает ситуацию в организации. Также можно поступить, наоборот, при выборе неудачного стиля руководства организации можно погубить эффективность коллектива.

В данной работе мы попытаемся рассмотреть структуру стиля управления организацией, разберем несколько типов, а именно авторитарный, демократический и либеральный, приведем плюсы и минусы, данных стилей.

На примере взятой организации, ООО «Рассвет», проанализировав её характеристики, определим стиль руководства и постараемся дать рекомендации по улучшению стиля и увеличению эффективности труда и отношений между начальником и подчиненным.

Объект. Общество с ограниченной ответственностью «Рассвет».

Предмет исследования. Стиль руководства, применяемый руководителями данного предприятия.

Цель работы. Определить стиль руководства организации, помогающий эффективной работе организации – ООО «Рассвет».

Задачи:

– Рассмотреть составляющие менеджмента.

– Охарактеризовать объект исследования.

– Проанализировать стиль руководства данной фирмой.

– Предложить некоторые рекомендации по улучшению данного стиля руководства.

1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации

1.1 Понятие стиль руководства и факторы формирования

Чтобы эффективно управлять менеджером, он должен иметь представление о современных классификациях стилей лидерства и управления, а также о различных возможных моделях лидерского поведения. Формирование и функционирование как формальной структуры организации, так и неформальной социально-психологической структуры рабочей группы напрямую связаны с назначением руководителей организации (ее подразделений) и руководителей малых групп. и вообще о команде[1].


Лидер - это официальное лицо, обладающее полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы.Стиль лидерства («менеджмент») - «Устойчивая система средств, методов и форм влияния менеджера на команду организации для выполнения миссии организации и определяется субъективными субъективными факторами Процесс управления », то есть типичный тип поведения менеджеров задач.Стиль лидерства - это индивидуальное явление, определяемое специфическими характеристиками личности, отражающее особенности работы с людьми, от принятия технологических решений.Лидер - это человек, который играет доминирующую роль в структуре межличностных отношений.Лидерство - доминирование членов группы над другими [19].

Лидерство – это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство – это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как правовой процесс [19].

Таблица 1. Отличие руководства от лидерства

Руководство

Лидерство

1. Официально регулирует отношения группы

1. Регулирует межличностные отношения в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (как малая группа)

3. Целенаправленный процесс осуществляется под контролем

3. Возникает стихийно

4. Стабильность

4. Зависимость от настроения группы

5. Более определено санкциями

5. Менее определено санкциями

6. Процесс принятия решений не связан с группой и зависит от ряда обстоятельств

6. Решения принимают непосредственно по деятельности группы

7. Сфера деятельности руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера – в основном малая группа

Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства [5, с. 232–233]:

1) Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;

2) Специфика системы – ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;


3) Окружающая производственная среда – технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.п. [5, с. 233–234].

Таким образом, можно сказать что, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является создателем того стиля управления, который он применяет на практике.

1.2 Классификация стилей руководства

Теории поведенческих теорий послужили основой для классификации стилей лидерства или поведения. При поведенческом подходе к лидерству эффективность зависит не столько от личных качеств лидера, сколько от его поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на которых он выделил три стиля, ставшие классическими стилями управления:

- авторитарный (или автократический, или предписывающий, или диктаторский);

- демократичный (или коллегиальный);

- разрешительный (или либерально-анархический, или нейтральный) [10, с. 109].

Авторитарный стиль управления

Стиль авторитарного или административного управления характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, акцентом на управление и неограниченным.Один руководитель принимает решения, не давая возможности проявить инициативу, категоричен, силен, всегда под контролем, никогда не спрашивает.Особенности стиля:Современные методы управления приказами, приказами, выговорами, угрозами, лишениями льгот. Интересы и пожелания сотрудников не принимаются во внимание.В общении с людьми преобладают ясный язык, негостеприимный тон, резкость, отсутствие такта и даже грубость[2].

Интересы компании намного больше, чем интересы людей.Типичный догматизм и стереотипные решения.

Недостатки стиля:

- высокая вероятность ошибочных решений;

- подавление инициативности, креативности подчиненных, замедление инноваций, стагнация, пассивность сотрудников;

- недовольство людей своей работой, своим положением в команде;

- неблагоприятный психологический климат («подлецы», «козлы отпущения», интриги) вызывает повышенный психологический стресс, вредный для психического и физического здоровья [13, с. 135 - 136].

Этот стиль часто может быть эффективным только в критических ситуациях (аварии, военные действия и т. д.).


Демократический стиль управления

Демократичный стиль управления - готовность руководителя решать коллективные проблемы путем систематического информирования подчиненных.Для вежливости руководителя, доброй воли, присуща уверенность. Он требовательный, но справедливый.Демократический стиль является наиболее эффективным, поскольку он дает высокую вероятность принятия правильных взвешенных решений, достижения высоких результатов с точки зрения работы, инициативы, активности сотрудников, удовлетворенности сотрудников своей работой и их принадлежность к группе, благоприятный психологический климат и единство. Этот стиль управления предполагает взаимодействие, основанное на доверии и понимании[3].

Лидер ведет себя в этом случае как один из членов группы; Каждый сотрудник может высказать свое мнение по различным вопросам, не опасаясь мести или ухода. В зависимости от задачи, управление командой может быть передано от одного участника другому. При этом инициатива подчиненных стимулируется всеми возможными способами, в коллективе создается благоприятный психологический климат [20].

Существует два типа демократического стиля руководства:

- Стиль участия или совещательный стиль предполагает, что большинство проблем, с которыми сталкивается команда, обсуждаются вместе. Лидер, консультируясь со своими подчиненными, не показывает своего превосходства и хорошо реагирует на критику. За последствия принятых решений ответственность не передается подчиненным [7, с. 496];

- Консультативный или совместный стиль руководства подразумевает максимальное вовлечение персонала в процесс принятия решений и контроль за его использованием. Полное доверие вашим сотрудникам. В этом случае лидер ведет себя как один из членов команды. Менеджер делит ответственность за неудачи со своими подчиненными [15, с. 307].

Либеральный стиль руководства

Либеральный стиль руководства характеризуется отсутствием инициативы со стороны лидера и нежеланием брать на себя ответственность за управленческие решения, особенно те, которые связаны с определенным риском. Сотрудники пользуются полной автономией, руководитель пассивен, готов отменить решение на благо команды.Формирование либерального лидера может быть объяснено многими причинами. По своей природе эти лидеры колеблются, в хорошем настроении, боятся ссор и конфликтов. Они недооценивают важность работы команды и тот факт, что она нужна команде. Но может статься, что он очень креативный человек, захваченный сферой своих интересов, но лишенный организационного таланта. По этой причине задачи менеджера находятся вне контроля менеджера [15, с. 309].Основными методами воздействия являются убеждение и востребованность. Этот стиль легко превращается в бюрократический стиль.


1.3 Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией

По словам Тейлора, «управление - это точное знание того, что необходимо сделать и как это сделать наилучшим и самым дешевым способом» [7, с. 498].

Менеджеру сложно выбрать стиль руководства, который устраивает всех подчиненных ему членов команды. Стиль работы формируется неосознанно и постепенно, пока не будет установлен набор методов для общения с подчиненными и воздействия на них, что позволит им найти наиболее эффективное и правильное решение [6, с. 196].

Уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации также влияют на формирование стиля руководства (лидер может быть автократом в одних ситуациях и демократом в других). Чтобы контролировать голову в ситуации, определяются следующие три переменные.Ответственный за отношения с подчиненными. Эта переменная отражает уровень поддержки, уважения и доверия, испытываемый и демонстрируемый подчиненными по отношению к лидеру[4].

Структурированная работа. Эта переменная отражает уровень структуры задач, решаемых группой, или выполняемых ими задач и может измеряться несколькими компонентами, например:- ясность цели, то есть степень, в которой проблема или задача четко сформулированы и доведены до сведения исполнителей;- множественность средств для достижения цели, то есть степень возможности, использование различных средств для достижения цели;- обоснованность решения, то есть степень близости полученного решения по сравнению с тем, что ожидалось при определении задачи;- специфичность решения, то есть степень возможности появления альтернативных решений [1, с. 98].

Следует иметь в виду, что в контексте структурированной работы существует более четкое понимание того, что и как нужно делать, и что менеджер получает лучший контроль над исполнителями в этой ситуации.Положения головы. Эта переменная отражает уровень формальной власти лидера, который он получил на основании своей должности, то есть сообщений. Например, достаточность этой должности, чтобы вознаградить или наказать подчиненных, возвысить их до власти или уволить [3, с. 227].

Стиль управления построением команды и поддержанием человеческих взаимоотношений лучше всего подходит для ситуаций с умеренной поддержкой, когда менеджер недостаточно силен, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Однако, если у них хорошие отношения, они по существу удовлетворят их потребности. требования. В этих условиях организационная ориентация может спровоцировать конфликт, так что и без того слабое влияние менеджера на его подчиненных будет еще больше снижено. Ориентация на человеческие отношения может усилить влияние лидера и улучшить отношения с подчиненными [9, с. 98-99].