Файл: Понятие формы государства.(Форма правления.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодательная и исполнительная власти стремятся нейтрализовать друг друга. Разделение властей остается не более чем принципом, который декларируется, но на практике постоянно нарушается. Акты президента и правительства конкурируют с законами, принимаемыми парламентом, а то и подменяют их; при представительных органах создаются параллельные структуры исполнительной власти»[12].

Всякое изменение в распределении властных полномочий «победитель» стремится закрепить конституционно. Отсюда конституция становится все более нестабильной и противоречивой.

В таких условиях конституционный контроль за законодательной и исполнительной властями довольно проблематичен. Наделение его функциями общих судов способно лишь усугубить правовой беспредел: применение того или иного закона будет обусловлено не его конституционностью или неконститу​ционностью (обосновать и то и другое несложно), а личным усмотрением (квалификацией и политическими пристрастия​ми) судей.

«Суды (в отличие от других властных структур), как правило, рассматривают тот или иной вопрос не по собственной инициативе, а только если к ним за этим обратятся. Доверие и уважение к суду в обществе отсутствует, он по–прежнему воспринимается как карательный орган. Граждане и организации предпочитают решать свои проблемы в привычном административном порядке, а законодательная и исполнитель​ная власти — выяснять отношения без посредников. Чтобы эти установки изменились, нужно время, и немалое»[13].

Существенный отпечаток на разделение властей в посттоталитарный период накладывает чрезмерная персони​фикация политики. Личности фактически подменяют институты, а межличностные связи — управленческие отношения. И часто речь идет не о собственно разделении властей, а об урегулировании взаимных претензий лидеров.

5.1 Форма правления.


«Российская Федерация представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, основанное, однако, на иных конституционных принципах и демократических ценностях, нежели Советский Союз»[14].

5.2 Государственное устройство.


Политико–территориальное устройство России имеет две стороны. Во–первых, это устройство самой России, во–вторых, процессы создания Союзного государства Белоруссии и России. Первая сторона характеризует федеративные отношения, вторая в современных условиях— конфедеративные, развивающиеся в перспективе – в федеративные.


Юридически Конституция РФ закрепляет федерацию в России, таково и название государства. Но политически, как отметил Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию, федеративные отношения не достроены, «у нас еще нет полноценного федеративного государства…, создано децентрализованное государство»[15].

5.3 Государственный режим.


Согласно ст.11 Конституции Российской Федерации: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации»[16].

Конституция также допускает возможность передачи части полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с их согласия и, наоборот, передачи органа​ми исполнительной власти субъектов Российской Федерации части своих полномочий федеральным органам.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»[17].

«Новая Конституция РФ определила политический режим страны как демократический и в этих целях установила систему прав и свобод личности и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права. Система этих прав и свобод вы​глядит следующим образом:

1) личные права и свободы: право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, право на невмешательство в частную жизнь, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища;

2) свободы человека и гражданина: право на свободу передвижения и выбора места жительства, свободу мысли и слова, свободу совести, право свободного определения национальности, свободы в сфере экономики, политики и культуры;

3) права гражданина на управление делами общества: право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, или от​правлении правосудия, право подачи заявлений индивидуальных или коллективных;

4) социально–экономические права: право частной собственности, в том числе и на землю, право на труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение и жилище;


5) социально–культурные права: право на образование, государственную защиту материнства и детства;

6) юридические гарантия прав и свобод личности и гражданина — гарантированность государственной и судебной защиты прав и свобод; право на получение юридической помощи, охрану прав потерпевших от преступлений, право на возмещение ущерба, при​чиненного преступлением или иными правонарушениями;

7) юридические гарантии личности от уголовного преследования: презумпция невиновности, запрет на использование доказательств, добытых с нарушением закона, и др.»[18].

Конституция не содержит специальных норм, закрепляющих порядок реализации высших форм народовластия.

«Таким образом, по действующей Конституции реальная власть народа Российской Федерации фактически выражается в его праве избрать Президента РФ, депутатов Государственной Думы или принять участие во всероссийском референдуме. Дальнейшая деятельность избранных органов и должностных лиц от волеизъявле​ния народа не зависит. Именно такая модель взаимодействия населения и государства характеризует западную демократию и теперь механически переносится на российскую почву»[19].

«В лучшем случае посттоталитарная демократия — это демократия большинства. Но осуществление воли большинства, являющейся лишь волей тех, кому удается заставить признать себя за большинство, предполагает игнорирование интересов меньшинства (по​рой довольно значительного, вполне сопоставимого с самим большинством), а то и насилие над ним. Такая демократия весьма далека от совершенства, и посттоталитарным обществам предстоит долгий путь от демократии большинства к демократии консенсуса»[20].

Основная цель посттоталитарного национально–государственного устройства бывших федераций — не сохранить государственное единство (это часто нереально), а избе​жать крови при распаде.

В многонациональных федерациях центробежные процессы осложняются стремлением наций к подлинному внутреннему, а часто и внешнему, самоопределению. «Проявляются ранее подавляемые силой различные (в том числе территориальные) споры и противоречия. Помочь сохранить единое государство способна, как это ни парадоксально, неразбериха в национально–государственном устройстве — использование различных политико-правовых режимов для субъектов, претендующих на разный уровень самостоятельности: автономия (более или менее широкая), федеративные или даже конфедеративные отношения. Тогда между всеми «самоопределяющимися регионами» остаются определенные связи, а главное — снижается опасность военного разрешения конфликтов»[21].


5.4 Послание президента России В. В. Путина Федеральному Собранию РФ.

Согласно посланию президента России В. В. Путина Федеральному собранию РФ, на сегодняшний день в числе достижений можно выделить «восстановление единого правового государства, проведение работы по кодификации законодательства, усовершенствование избирательной системы, успехи на пути международной интеграции, продолжающийся экономический рост (за три года ВВП страны вырос на 20). Но при этом отмечено, что экономический рост в России обязан в первую очередь благоприятному состоянию мировой конъюнктуры последних лет».

В послании президента необходимостью названа административная реформа, которая должна, наконец, покончить с засильем чиновников и с «неэффективностью государства». «Бюрократию нужно не убеждать уменьшить свои аппетиты, а директивно ограничивать», – заявил он. Быстрее стали приниматься законы. Однако о темпах строительства гражданского общества президент говорил очень сдержанно: «сдвинулись с места», «сделан первый шаг». Это касается земельной, военной и административной реформы, реформы естественных монополий. В послании была и ожидаемая сенсация. Явно не удовлетворенный работой правительства, президент объявил о готовности изменить сам принцип его формирования – на основе парламентского большинства по результатам предстоящих выборов в Государственную думу. Смысл – сделать правительство ответственным перед политическими партиями, которые его формируют[22].

Заключение.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилась в XVII – XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория «политический режим» возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20–х годах XX века. Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире – так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.


С появлением федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.

В новой Конституции Российской Федерации форма государства определяется сразу (ст. 1) и довольно четко: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[23].

Таким образом, декларируется, что в Российской Федерации господствует демократический политический режим (и, соответственно, ей присуще все то, что присуще демократическому политическому режиму), формой государственного устройства является федерация, а форма правления в России – республика.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

Список используемой литературы

  1. Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. – М.: юрид. лит., 2016.
  2. Варламова Н. В., Пахоленко Н. Б, Общественный консенсус: подходы к проблеме // Государство и право. 2016. № 9.
  3. Венгеров А. Б. Патология государственности.// Общественные науки и современность. 2016 № 5.
  4. Гаджиев К. Тоталитаризм как феномен 20 века. / Вопросы философии, 2016 № 2.
  5. Иванов В. Г. Коричневая наука (из досье современного фашизма). М., 2016.
  6. Конституция Российской Федерации, 1993. М.: БЕК, 2016.
  7. Ленин В. И. Полн. собр. Соч.
  8. Мелихова Л. В. Основы права: учебное пособие. – Ростов на Дону: «Феникс», 2016.
  9. Научные основы советского правотворчества. – М: Наука, 2016.
  10. Основы государства и права. / Под научной редакцией В. А. Ржевского и В. Т. Гайкова: Учебное пособие.- Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2016.
  11. Основы государства и права. Учебное пособие./ Под общей редакцией доктора юрид. наук, профессора С. А. Комарова.- М.: Манускрипт; Остожье, 2016.
  12. Путин В.В. Какую Россию мы строим // Российская газета. 11 июля 2016
  13. Сырых В. М. История государства и права России советского и современного периода: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2015.
  14. Теория государства и права. /Под ред. Профессора Г. Н. Манова. Учебник для вузов. — М.: Издательство БЕК, 2015.
  15. Теория государства и права. Теория государства. /Под ред. Венгерова А. Б. – М.: Юристъ, 2015.
  16. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений. /Под редакцией профессора В. Г. Стрекозова. – М.: «ИНТЕРСТИЛЬ», 2015.