Файл: Понятие формы государства.(Форма правления.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. И это закрепляется конституциями государств.

В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему.

Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция федерации определяет порядок, организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

Форма государственного устройства государства зависит и от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких–то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей. Конфедеративная форма государственного устройства – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определённых целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своём общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причём эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д.

Глава 4. Государственный (политический) режим.


«Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов (методов) осуществления власти, которые обеспечивают проведение в жизнь подлинной демократии, степень политической свободы в обществе либо выступают способом осуществления реакционной диктатуры, средством обеспечения тоталитарной системы управления в процессе осуществления государственной власти»[8].


Истории известны два основных вида государственного режима: демократический и антидемократический.

4.1 Демократический режим.


Демократический политико–государственный режим — это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства.

Демократия означает буквально народовластие (от греч. demos — народ и cratos — власть). Это политический строй, при котором власть находится в руках народа, исполняется самим народом. Можно ли сказанное понимать в том смысле, что все члены общества наделены властными полномочиями, участвуют в принятии по​литических решений? Ответ на этот вопрос предполагает разделение демократии на прямую и представительную. При прямой, или непосредственной, демократии все граждане принимают участие в решении государственных вопросов. Яркий пример — Афины времен Перикла. Но прямая демократия это в основном уже история.

Для современного (массового) общества характерна представительная демократия. Она тоже предполагает участие населения в принятии политических решений, но только опосредованно, через выборные органы. Право разработки и принятия законов делегируется здесь специально избранным для этого лицам (членам парламента). В нашем случае — депутатам двух палат Федерального Собрания: Госу​дарственной Думы и Совета Федерации.

4.2 Антидемократический режим.


Антидемократический политико-государственный режим — это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого–либо мнения, как большинства, так и меньшинства.

Известная практика осуществления государственной власти «по​рождает новые формы крайне реакционных режимов — военно-фашистских, которые утверждают организацию государства в форме военно-фашистской олигархии»[9].

Таким образом, государственный режим, как и другие элементы формы государства, имеет конкретно–историческое воплощение. Учение о демократии показывает, что какие бы формы она ни принимала, она всегда была и остается одним из методов организации и осуществления, власти, орудием в руках тех или иных сил для проведения своей политики. Нет и не может быть демократии «вообще», «чистой», «надклассовой». Всегда были и есть конкретные формы ее выражения. Один и тот же режим может быть при различных формах правления и организации власти. Например, по форме правления – Англия – ограниченная монархия, ФРГ и Италия – парламентские республики, США и Франция — президентские республики, но госу​дарственный режим в этих странах один и тот же — буржуазная демократия. И, наоборот, в странах с одинаковой формой правления государственный режим может быть различным. Например, парламентская республика как форма правления утвердилась во многих странах. Но при этом господствующий в них государственный режим различен: от демократии в ее классическом виде до махрового фашизма. Следовательно, политический (государственный) режим как свойство формы государства обладает достаточно высокой степенью самостоятельности. Через него правящие силы всегда имеют возможность, не затрагивая формальных устоев правления и устройства, приспособить форму государства к меняющейся политической обстановке в стране. Политический (государственный) режим — наиболее чуткий к этой обстановке барометр. Даже оставаясь неизменным по типу, он проявляет себя на том или ином этапе развития каждого данного государства с различных сторон, и постоянно оказывает влияние на форму, как правления, так и государственного устройства, сказывает​ся на структуре государстве иного аппарата.


Тоталитаризм — всеобъемлю​щее, всеохватывающее государство. Гитлеровский и сталинский ре​жимы – два самых убедительных примера тоталитаризма.

Тоталитаризм есть массовая идеологизация и политизация общественной жизни. Это общество с одной официальной идеологией — разумеется, единственно верной и потому, как объясняют, всесильной. Не допускаются отклонения ни вправо, ни влево, есть генеральная линия, на нее и следует ориентироваться.

Тоталитаризм сводит к минимуму или ликвидирует вовсе права и свободы граждан. Они заменяются непомерно разросшимися обязанностями— самоотверженно трудиться, активно участвовать, быть морально устойчивым, политически выдержанным и т. д.

Для тоталитаризма характерно «подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод, огосударствление общественных организаций, полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни, игнорирование интересов национальных государственных образований, милитаризация общественной жизни, осуществление диктатуры одной партии, преследование за инакомыслие»[10].

В политической сфере тоталитарная партия выполняет, по сути, все государственные функции, она обладает полномочиями, не ограниченными никакими законами. Все другие партии или запрещаются, или подчиняются «направляющей и руководящей силе общества». Политическая оппозиция просто уничтожается.

В экономической сфере тоталитаризм характеризуется команд​но–административными методами руководства «народным хозяйством», монопольной собственностью государства, огосударствлением всей хозяйственной деятельности людей. Государственный экономический патронаж или господство одной — государственной формы собственности резко ограничивает, если не убивает, частную собственность и частную инициативу. В итоге экономика приобретает уродливые формы развития, падает качество производимых товаров и услуг.

В социальной сфере тоталитаризм отдает предпочтение какому–то одному классу. Ему отводится особая роль в победе и развитии нового строя, его считают решающей силой общественного прогресса. Партийно-государственное руководство обществом тоже осуществляется от имени этого класса.

В духовной сфере, а лучше и точнее сказать здесь — в сфере общественного сознания, тоталитаризм отличается почти что религиозным почитанием вождей, партии, политических символов. Тоталитарная идеология напоминает во многом религиозное учение. На первом месте и здесь и там вера (в коммунизм, рейх и т. д.), а не разум. Насаждаются и поощряются чувства враждебного окружения. И, естественно, особой исторической миссии, какого–то стратегического превосходства.


Тоталитарный режим осуществления государственной власти характерен подавлением личности, отсутствием реальных прав и свобод; огосударствлением общественных организаций; полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни; игнорированием интересов национальных государственных образований; милмтаризацией общественной жизни: осуществлением диктатуры од​ной партии; преследованием за инакомыслие.

В условиях господства тоталитарной власти отсутствуют условия осуществления прав и свобод граждан, устанавливается однопартийная система, обеспечивается принудительное регулирование всех сторон организации общества. Для цивилизованного общества возрождение тоталитарной власти может означать только исторический тупик и полную деградацию в развитии государства.

Авторитаризм. Как тип политической системы авторитаризм занимает промежуточное положение между демократией и тоталитариз​мом. Пожалуй, он ближе к тоталитаризму и чаще всего перерастает в него. Авторитаризм — это государственный строй, характеризую​щийся режимом личной власти. Как и при тоталитаризме, народ является здесь лишь объектом власти и не участвует, по существу, в принятии политических решений, но контроль над жизнью и деятельностью граждан уже нельзя считать полным, всепроникающим.

Авторитаризм существовал и существует в различных формах. Наиболее полно он выражает себя в абсолютной монархии. В современном мире, однако, абсолютная монархия встречается редко. Для нашего столетия более характерен авторитаризм в форме хунты или диктатуры. Достаточно указать здесь на уже преодоленные историей, но потому и четкие «примеры»: политический режим Пирона в Арген​тине, диктатуры Маркоса на Филиппинах и Дювалье на Гаити, хунта Пиночета в Чили.

Концентрация власти в руках одного лица существенно снижает роль представительных органов власти. Они представляют, прежде всего, правящее лицо, а затем уже, и только через него — население, граждан. Связь авторитарного государства с обществом не является партнерской и двусторонней: от государства исходят команды (указы, распоряжения), общество откликается на них безусловным повиновением. В случае какого–то несогласия или уклонения государство обычно прибегает к принуждению, а то и к силе. Так что подчинение получается не добровольным или осознанным, как при демократии, а вынужденным, навязанным сверху.

Авторитарный режим сводит к минимуму, делает беззубой политическую оппозицию, существенно ограничивает свободу действий всех общественных организаций и объединений людей. Недовольные не могут пожаловаться на отсутствие прямого или косвенного «внимания» к ним со стороны государства. Критика властей расценивается не иначе как подрыв существующего общественного строя. Общественное мнение находится «под колпаком» официальной идеологии или пропаганды.


Введение авторитарного правления объясняют многими причина​ми, вплоть до особых качеств «авторитарного» политического лидера. Но чаще всего называют какие–то чрезвычайные обстоятельства: состояние войны, общественный кризис, развал государства, национальные и государственные конфликты, необходимость в проведении на​зревших, но совершенно не популярных (значит, только сверху, силой государства) реформ и т. д. Обобщается вся эта чрезвычайно про​сто: нужна сильная, централизованная власть, способная навести по​рядок в обществе, осуществить необходимые преобразования, обеспечить стабильность и процветание государства.

Наличие авторитарной власти не всегда служит показателем антидемократической сущности государства. Сильная централизованная власть иногда является необходимым противовесом распаду и анархии и может стать переходным этапом к началу создания гражданского общества. Но в целом авторитарная власть допускает вмешательство в общественную жизнь и нарушение частной автономии граждан. Поэтому альтернативой такой жесткой власти с элементами личной диктатуры обычно выступает демократическая государственная власть.

Глава 5. Форма Российского Государства на современном этапе.


Российское государство на современном этапе, учитывая историю его становления, можно определить как посттоталитарное государство. Для такого государства характерен ряд особенностей.

Посттоталитаризм характеризуется неоформленностью властных структур, стремлением каждой из них перетянуть на себя как можно больше полномочий (борьбой за полновластие) и неравенством «стартовых условий» конкурирующих властей.

«При любом самом благоприятном развитии событий в посттоталитарный период определенный крен в сторону исполнительной власти неизбежен. Ее структуры более однородны и мобильны. В частности, не исключено, что президентское и правительственное нормотворчество сыграют решающую роль в формировании посттоталитарной правовой системы»[11].

«Институты, образующие все три власти, несовершенны и незавершенны.

Исполнительную власть олицетворяют президент и правительство, причем их субординация и распределение компетенции не всегда четко определены.