Файл: Понятие формы государства.(Форма правления.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полупрезидентская или смешанная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт политическую ответственность за свою деятельность. Отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер–министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путём из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остаётся у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями, на практике не оказывает почти никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность.

Таким образом, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны (Россия, Украина, Португалия, Франция).

Парламентская республика – правительство формируется победившей на парламентских выборах партией. Президент назначается парламентом. Акты президента, имеют силу лишь после контрасигнатуры главы правительства (премьер-министра, канцлера).

В отличие от президентской, парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.

В парламентарной республике населением страны на строго определенный срок избираются высший представительный законодательный орган государственной власти. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и/или правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства. Зависимость исполнительной власти от законодательной проявляется в том, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов. Отставка парламента или изменения соотношения в нем партийно-политического большинства и меньшинства автоматически влечет за собой отставку ответственного перед ним правительства, сформированного по принципу партийного большинства. Концентрация государственной власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, и иногда в правительстве, представителей различных политических партий. Подвергая друг друга критике в ходе парламентских дебатов, депутаты, представляющие различные политические течения, в конечном итоге приходят к сбалансированному решению, устраивающему всех, или, по крайне мере, большинство населения страны. Поэтому неотъемлемым элементом парламентарной республики является развитая многопартийная система. "При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей".


Власть парламента. Федеративная Республика Германия является демократическим, социальным, правовым государством с романо-германской правовой системой. Форма правления – парламентская республика. ФРГ имеет двухпалатный парламент. Хотя некоторые специалисты и предпочитают  называть парламент ФРГ – однопалатным. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты Бундестага, и члены Бундесрата.     Верхняя палата - Бундесрат, является представительством земель, но не избираемым, а назначаемым. Число представителей земли, зависит от численности населения земли, но не пропорционально ему. При голосовании каждая земля имеет число голосов, равное числу ее представителей, то есть земли не равноправны. Голоса каждой земли должны подаваться согласованно, так как представители каждой земли действуют в Бундесрате по инструкции своего правительства. Однако в отличие от Бундестага, Бундесрат не может быть распущен.     Бундестаг учреждает комитет по делам Европейского Союза. Он может уполномочить комитет осуществлять права Бундестага согласно статье 23 в отношении Федерального правительства. Также Бундестаг формирует Комитет по иностранным делам и Комитет по вопросам обороны (Статья 45а), Комитет по петициям, который обязан разбирать просьбы и жалобы, подаваемые в Бундестаг, согласно статье 17 Основного закона.   В области принятия законов, влияние Бундесрата неодинаково. По вопросам, касающимся изменения конституции, о территориальных изменениях федерации, об отношениях земель и федерации и тому подобное вопросам Бундесрат обладает, хоть и ослабленным, правом вето. Законопроекты по другим вопросам, принятые Бундестагом, также должны отправляться в Бундесрат.  В случае согласия Бундесрата, закон считается принятым и публикуется. Если нет, то создается согласительный комитет, но в этом случае независимо от решения комитета Бундестаг, вправе принять закон без согласия Бундесрата. Бундесрат вправе в течение двух недель заявить протест, который может быть отклонен простым большинством голосов.      Однако в некоторых случаях Бундесрат может принимать законы, самостоятельно, без Бундестага. Также Бундестаг вправе делегировать законодательные полномочия правительству или некоторым министрам.

Исполнительная власть Германия. Исполнительная власть республики принадлежит формально президенту, di facto – правительству. Президент выбирается на 5 лет косвенными выборами, как и положено в парламентской республике. Президент республики представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и другое. На деле всеми этими полномочиями без контрасигнатуры  Канцлера, президент может воспользоваться лишь в случаи вакантности поста Канцлера. Правительство несет ответственность только перед парламентом, как индивидуальную, так и коллективную (ответственность Канцлера).


Советская республика — разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в новых исторических условиях России. Теоретические основы советской республики разработал В. И. Ленин. Изучив опыт русских революций 1905 и 1917 годов, он приходит к выводу, что республика Советов является наиболее целесообразной государственной формой диктатуры рабочего класса в России. В этой связи Ленин пишет: «Не парламентарная республика, — воз​вращение к ней было бы шагом назад, — а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, «снизу доверху»[3].

В республике Советов Ленин видит однотипную с Парижской Коммуной форму организации власти и выделяет следующие ее признаки:

1. Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти, которые бы обеспечивали защиту революции вооруженной силой рабочих и крестьян.

2. Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, превращение Советов в политическую основу государственного строя, совмещение в них функций законодательного и исполнительного органа.

3. Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Республика Советов по сравнению с буржуазным парламентариз​мом, отмечал Ленин, представляет собой такой шаг вперед, который имеет всемирно–историческое значение. С учетом особенностей республики Советов, Ленин говорит о ней как о всемирной форме государственного правления. «Осуществив Советскую власть, — писал он, — мы нащупали международную, всемирную форму диктатуры пролетариата»[4].

Ленинская концепция советской республики осуществлялась на строго классовой основе. Советы формировались после революции по принципу открыто классового представительства как Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Избирательное право после ок​тябрьского периода полностью исключало участие в выборах предста​вителей других социальных слоев страны, в том числе интеллигенции. В тот период не существовало и равного избирательного права. Преиму​щество при выборах на съезды Советов предоставлялось городскому населению: 1 депутат от 25 тысяч городских избирателей и 1 депутат от 125 тысяч сельского населения.

«Советская форма правления полностью отрицала прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения властей. Важнейшим фактором, который обусловливал специфику каждой конкретной формы государства любого типа, считалось соотношение классовых сил, борьба классов. Поэтому формирование государственного правления по строго классовым признакам всегда сопровождалось сломом бывшей государственности и установлением «диктатуры пролетариата», которая затем превращалась в безраздельное господство партократии»[5].


На сегодняшний день процесс слома советской государственной системы успешно завершен. «В Российской Федерации действует новая система органов государства на принципах и методах, реализуемых современными западными государствами. Россия предпринимает еще одну попытку с помощью государства и его органов приобщиться к ценностям развитых демократических государств и обеспечить населению России надлежащее качество жизни»[6].

Глава 3. Форма государственного устройства.


«Форма государственного устройства — это национальное и административно – территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и органами государственной власти»[7].

Вопрос о форме государства – это, прежде всего, вопрос о форме правления. Но не только. Это ещё и вопрос о национально–государственном и административно–территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий. И прежде следует обратить внимание на многозначность понятия “устройство государства”. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. Во всех этих случаях речь идёт именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

3.1 Унитарная форма государственного устройства.


Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких–либо местных органов.

Все административно–территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно–территориальные единицы не могут обладать какой–либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально–культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом её особенности.


Далее – единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно–территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь. Для унитарного государства характерной чертой является единая система права. Её базу образует единая конституция – основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких–либо изъятий или ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы. В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

3.2. Федеративная форма государственного устройства.


Федеративная форма государственного устройства является более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И всё же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

Федерализм как форма решения вопроса о территориально–политической организации общества и разграничения предметов ведения между союзом и входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый интерес в силу той роли, которая принадлежит федеративным государствам в современном мире. В их числе такие мощные в политическом и экономическом отношении государства, как США, Канада, ФРГ и Австралия, государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем развития капитализма.

В отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной.