Файл: Кража и ее виды (Понятие кражи как формы хищения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

С самого начала существования вида, человек стремился развивать и менять мир вокруг себе во благо. Благо – в общем понятии, всё что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить лю- дям пользу, доставлять удовольствие. Иными словами это материальное вы- ражение человеческих потребностей и желаний. С древнейших времен чело- веку свойственно такое неотъемлемое качество – как стремление к накопле- нию ресурсов. Среди менее развитых видов у животных также достаточно часто встречается это явление,: например, у общественных насекомых- муравьев это развито наиболее ярко, так как большая часть колонии тратит всю свою жизнь на то чтобы собирать на занимаемой территории пищевые объекты, обрабатывать (умертвлять и разделять) их и приносить в муравей- ник - где они будут храниться и распределяться среди остальных. У человека это свойство сохранилось на уровне инстинктов, но помимо желания соби- рать, добавились и психологические аспекты, которые в результате развития перешли в разряд личных или персональных ресурсов. С развитием лично- сти человек развил в себе тягу не только собирательству, но и к преумноже- нию путем накопления, обмена и обработки ресурсов. Также как и в приро- де, с развитием человека не могло не возникнуть негативных сторон этого понятия, ведь, как и в природе, где один вид отнимает ресурсы у другого, так и внутри популяции, где одна особь тайно или открыто, часто с приме- нением силы отнимает тот или иной объект у своего собрата. Возвращаясь к людям, проблема сохранения материальных ценностей очень актуальна у людей и в цивилизованном обществе регламентируется общепринятыми правилами-законами. Одним из способов защиты прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства, является их уголовно-правовая за- щита. Преступления, совершенные путем хищения чужого имущества, со- ставляют половину, и более, представленных в судебной практике, и несут огромный материальный ущерб, который исчисляется астрономическими цифрами в статистике, и замедляют развитие общества, а с ним экономики

государства. Конституция Российской Федерации закрепляет в числе ос- новных прав граждан право собственности – право каждого иметь в соб- ственности имущество, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им. Государство гарантирует гражданам защиту их прав и свобод. Кроме того, отношения собственности являются одной из фундаментальных основ, обес- печивающих нормальное функционирование экономики. Для наиболее точ- ного понимания вопроса, очень важно понимать психологию воровства и от- ветить на вопрос: «что побуждает человека совершить кражу?». Таким обра- зом, кража - является самым распространенным преступлением в Россий- ской Федерации и в мире в целом. В данной работе мы рассмотрим самый распространенный вид преступления против собственности – хищение.


Цель исследования: Изучить понятие «кража» и ее виды.

Предмет исследования: Преступления против собственности. Ст. 158 УКРФ. Кража.

Для корректного и подробного изучения понятия «кража», нам предстоит выполнить следующие задачи:

        1. Понятие кража. Изучить состав преступления, предусмотренного ста- тьей 158 УКРФ: а) Охарактеризовать объект и предмет преступного посяга- тельства при совершении действий, попадающих под квалификацию ст.158 УК РФ. б) Проанализировать объективную сторону кражи. в) Дать анализ субъекта и субъективной стороны кражи.
        2. Рассмотреть квалифицированные признаки кражи по ч.2 ст.158 УК

РФ.

        1. Рассмотреть особо квалифицированные обстоятельства по ч.3 ст.158

УК РФ

        1. Рассмотреть уголовную ответственность за совершение кражи по ч.4 ст.158 УК РФ.
        2. Обозначить отличия понятия Кража от других преступлений против собственности.
        3. Изучить проблемы уголовной ответственности по статье 158 уголов- ного кодекса Российской Федерации (в том числе квалификация преступлений).

ГЛАВА Ι. ПОНЯТИЕ КРАЖИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ

1.1. Психология воровства

Воровство с точки зрения психологических основ — явление комплекс- ное. Воровали всегда и, наверное, будут воровать еще очень долго, если, ко- нечно, когда-нибудь человечество не проникнет в тайны человеческой пси- хики и не сможет раз и навсегда заблокировать глубинные участки головного мозга, ответственные за инстинктивное поведение. Но это уже больше из об- ласти фантастики, чем из научной сферы. Не поняв психологических меха- низмов воровства, нельзя эффективно бороться с ним.

Воровство, как скрытое присвоение чужого, относится к тем формам со- циального поведения человека, которые являются прорывом инстинктов сквозь заграждения общественных запретов в человеке: права, морали, рели- гии. Это как агрессивность и насилие в разнообразных формах и проявлени- ях, полигамия в сексуальных отношениях, инцест, эгоизм и некоторые дру- гие. Какие же инстинкты являются первоосновой воровства?

  1. Стремление удовлетворить свои потребности. В основе любой актив- ности человека (в том числе и воровства) лежат неудовлетворенные потреб- ности человека. Материальная нужда (с точки зрения этологии (биологиче- ской науки, изучающей поведение животных в естественных условиях) она может быть обозначена, как комплекс реакций инстинкта самосохранения) — очень сильный, стабильный и болезненный возбудитель человеческой актив- ности. Обычно человек удовлетворяет свои потребности, добывая необходи- мое. Однако в широком контексте труд — это тяжелое, необходимое занятие. Возможно, правы были классики, утверждая, что труд создал человека. Но труд всегда был и во многом остается необходимостью, а не радостью. Это не значит, что человек не получает удовольствия от труда. Деятельность, особенно творческая и высокопрофессиональная, может приносить удовле- творение, может становиться своеобразным наркотиком, без которого чело- век не мыслит жизни. Здесь же мы имеем в виду труд как необходимость, не всегда желаемый процесс. Именно в этом аспекте воровство является прояв-

лением стремления избавиться от этой необходимости и получить необходи- мые ресурсы, пускай чужие, без труда в привычном понимании.

То, что воровство является естественным (с точки зрения психологиче- ских механизмов, а не права или морали!) стремлением в поведении челове- ка, наглядно демонстрирует поведение малолетних детей. Ребенок поступает естественно, в соответствии со своими желаниями, когда забирает чужую иг- рушку и прячет в карман. Для него это спонтанное действие — просто взять и пользоваться, особенно если у него такой игрушки нет. Это потом взрослые ему объяснят, почему так нельзя делать. Вначале ребенок никак не может понять, «почему нельзя».

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, писал: «деление психики на сознательное и бессознательное дает возможность понять важные патологи- ческие процессы в душевной жизни». Несомненно, человек имеет власть над своим побуждением к движению, поведению, однако есть потребности, кото- рые являются основными и которые человек стремится удовлетворить лю- бым способом. Воровство, конечно же, не является потребностью (мы не учитываем сейчас клептоманию — патологическое стремление воровать, присваивать чужие вещи, которые человеку даже не нужны), но оно имеет под собой основу — потребность человека, которая, осознавая, становится мотивом его поведения. В соответствии с феноменом окультуривания чело- веческих инстинктов, обстоятельства, которые сопутствуют этому процессу на протяжении истории развития общества, приводят к образованию воли к произволу или непроизволу. Другими словами, если человек участвует в об- мене меновыми стоимостями (не просто продуктами труда, обмена, а про- дуктами, имеющими для него определенную ценность), у него образуется во- ля в виде произвола, проявляющаяся в криминальном, аморальном поведе- нии, в поведении, не соответствующем этическим, правовым нормам. Повто- римся, это точка зрения З. Фрейда, и, несмотря на такую линейную причин- ность воровства как анти-нормативного поведения, здесь есть рациональное зерно, как бы это парадоксально это не звучало о теории З. Фрейда. И далее,

в зависимости от того, каким является этот эффект окультуривания, человек становится избирательно восприимчив к тем или иным средствам достиже- ния своей цели, возможностям, которые ему открываются. Поэтому корни воровства, как вида произвола, следует искать в самом начале истории разви- тия общества, в механизмах социально-психологических отношений.

Итак, с одной стороны, у нас имеются потребности отдельного человека, его ценностные ориентации, будущие, еще нереализованные, результаты, на достижение которых он ориентируется. С другой стороны, у нас есть ценно- сти окружающего мира, которые диктуют правила поведения, нормы, кото- рыми человек должен руководствоваться, есть потенциальные возможности, предоставляемые окружающим миром, а также есть наличное, имеющееся у человека в данный момент:


человек ← потребностные отношения → окружающий мир (ценности)

В результате категории человека (желаемое) могут соответствовать либо не соответствовать предоставляемым ему категориям (реально возможное). Чем больше рассогласование между необходимым и наличным, чем важнее для человека недостигнутая цель, тем выше напряжение человека и тем сильнее выражена ориентация на достижение необходимого результата. Как следствие, человек будет искать большее количество путей решения пробле- мы, ослабляя какие-то сдерживающие ранее его границы. То есть, потреб- ность — это внутренняя программа жизнедеятельности человека, которая должна быть и будет, приведена в действие. Другими словами, если необхо- димость приобретает доминирующий характер, для человека «все средства хороши».

  1. Воровство как агрессивное поведение. Второй аспект психологиче- ского генезиса воровства, не менее значимый, чем выше рассмотренный, — это агрессивность человека. Ведь по своей сути воровство — это скрытая, косвенная агрессия. Если ребенок не осознает, что он наносит вред владель- цу, без разрешения взяв (т.е. украв) чужую игрушку, то взрослый, как прави- ло, это прекрасно осознает. Присваивая с помощью насилия, нанося ущерб,

многие люди испытывают удовольствие от воровства, как от победы, успеха как такового. Кроме того, часто целью воровства в организациях и на произ- водстве является нанесение ущерба компании в целом или ее отдельным ру- ководителям.

  1. Стремление к накопительству. Существует и третий элемент перво- причины воровства. Это стремление к собирательству. В животном мире из- вестно множество примеров такого поведения, когда животные собирают за- пасы, значительно превосходящие их потребности, т.е. запасаются впрок. У людей это часто реализуется по формуле: «хоть у меня уже есть, но вот это же лежит без контроля, поэтому возьму, авось пригодится».

Этим инстинктом можно объяснить те факты воровства, которые совер- шаются далеко не бедными и не голодными людьми. Одно дело — воровство голодного, другое — накопительская страсть человека, «сытого по горло» и

«обеспеченного по гроб жизни».

В этологической литературе можно найти указание на то, что генетиче- ская подкладка накопительской психологии (в том числе и за чужой счет) за- ключена в собирательском инстинкте, унаследованном нами от наших дав- них прародителей. В определенной мере с этим можно согласиться. По край- ней мере, применительно к увлечению многих людей коллекционированием или применительно к склонности некоторых делать по всякому поводу и без повода запасы на черный день. Конечно, воровство и коллекционирование — не тождественные понятия. Второе — это цивилизованная форма накопи- тельства. Но связь между этими явлениями с точки зрения эволюции поведе- ния безусловна.


Однако все же одними неудовлетворенными потребностями или собира- тельским инстинктом нельзя объяснить, скажем, то, почему стремление сво- ровать так часто пересиливает соображения безопасности даже у весьма ум- ных и дальновидных людей. Они идут на риск, самоутверждаясь.

  1. Стремление к самоутверждению. Иногда воровство позволяет челове- ку удовлетворить свое честолюбие, свои амбиции. Честолюбиво-

престижный, а не всегда потребительский характер переживаний, связанных с обладанием ворованной ценностью, обычно фиксируется у воров, работа- ющих «по-крупному». Успешное воровство рассматривается, как удачное приобретение, успешная операция. Человек может самоутверждаться не тру- дом или своими способностями, а через присвоение чужого.

  1. Кроме психологической характеристики, воровство необходимо рассматривать и как явление в системе социальных отношений. (27)

1.2. Причины воровства в подростковом возрасте 

Чаще встречается н авязчивое воровство не пс ихического, а не вротического характера. Эт им синдромом стр адают некоторые оче нь со- стоятельные лю ди, представители с амых высших с лоев общества. Поро й крадет к акую-то вещицу в м агазине человек, котор ый при жел ании мог б ы сию же м инуту купить вес ь этот маг азин целиком. Потреб ность украсть в д анном случае с вязана с посто янно высоким уро внем тревоги и неу довлетворё нности. В моме нт кражи че ловек испытывает остр ые ощуще- ния, бур ю эмоций, котор ые затем в ызывают чувства э йфории и р асслаблени я. Это вид пс ихологической зависимости, с ходный с з ависимость ю от ни- кот ина. Человеку, стр адающему такой з ависимость ю, необходима по мощь психолога, котор ый будет р аботать не с воро вством как т аковым, а с то й тре- вогой, котор ая гложет челове ка, заставляя е го совершать кр ажу. Воровство это го типа мо жет встречаться у дете й, переживших пс ихологичес кую травму, неу веренных в с воем нынешнем по ложении, испытывающих стр ах перед бу дущим, имеющих низкую с амооценку и не по лучающих достаточной э моционально й поддержки.

Взрослым необ ходимо удовлетворять э моциональн ые, интеллектуаль- ные и ду ховные потребности. А дет ям необходимы игрушки, к нижки, краски и м ного чего е ще. Например, се кции, кружки, уро ки творчества. З а все это н адо платить де ньги.