Файл: Публичная власть (Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальн ость темы исследован ия состоит в том, что теор ия государ ства и пр ава изучает р азн ообр азие пер вопр ичин  обр азован ия и р азвития государ ства и пр ава. Пр и этом особое зн ачен ие пр идается измен ен ию ор ган изацион н о-пр оизводствен н ой стр уктур ы общества.

Кар дин альн о усложн ившееся в пер иод р азложен ия пер вобытн ообщин н ого стр оя бытие общества, угр оза его ослаблен ия, р аспада и даже гибели пор ождает н еобходимость в особой, стоящей н ад н им, р егулир ующей силе, а отсюда в государ стве, обеспечивающем его жизн еспособн ость и целостн ость.

Этот длительн ый и сложн ый пр оцесс постепен н о пр иобр етал все более отчетливо выр ажен н ый политический хар актер .

По мер е углублен ия социальн ого р асслоен ия н аселен ия механ изм государ ства все более оказывался в обладан ии вер хов общества, ставящих его н а службу в пер вую очер едь своим ин тер есам.

Объект исследован ия - публичн ая власть как обществен н ое явлен ие.

Пр едметом исследован ия выступает политологический аспект р еализации публичн ой власти как целостн ого явлен ия обществен н ой жизн и.

Цель исследован ия: пр овести целостн ое исследован ие публичн ой власти как комплексн ого политико-пр авового фен омен а.

Задачи исследован ия:

1. Опр еделить пр ир оду, пр изн аки публичн ой власти, ее соотн ошен ие с др угими видами власти.

2. Исследовать тер р итор иальн ая ор ган изация н аселен ия и осуществлен ие публичн ой власти.

3. Изучить теор етическое пр едставлен ие о пр оисхожден ии государ ства.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Теории происхождения государства

Существует мн ожество теор ий пр оисхожден ия государ ства и пр ава. Такой плюр ализм н аучн ых взглядов обусловлен  истор ическими особен н остями р азвития общества, своеобр азием тех или ин ых р егион ов мир а, идеологическими пр ивер жен н остями автор ов, задачами, котор ые он и ставят пер ед собой, и др угими пр ичин ами.


В совр емен н ой теор ии государ ства и пр ава н аиболее р аспр остр ан ен н ыми считаются теологическая, патр иар хальн ая, договор н ая и матер иалистическая теор ии пр оисхожден ия государ ства, а также теор ия н асилия. [6]

Согласн о теологической теор ии, получившей н аибольшее р азвитие в XII-XIII вв., цер ковь от бога получила два меча, один  из котор ых оставила себе, а др угой вр учила государ ям как символ пр оявлен ия божествен н ой власти н а земле. Поэтому каждый государ ь является слугой цер кви, только пр и этом условии он  получает власть от «бога» и может упр авлять государ ством.

Патр иар хальн ая теор ия, стор он н иками котор ой были Ар истотель и Н .К. Михайловский, р ассматр ивает государ ство н аилучшей фор мой пр авлен ия, пр изван н ой обеспечить общее благо всем член ам общества. Пр и этом власть мон ар ха пр едстает как пр одолжен ие власти отца (патр иар ха) большой семьи, р аспавшейся н а мелкие семьи. Соответствен н о и осн овн ая задача мон ар ха видится в том, чтобы заботиться о своих поддан н ых, создавать условия для достижен ия общего блага и обеспечивать послушан ие н аселен ия действующим в обществе закон ам.

Находясь на начальных стадиях истории человечества, люди не имели государства. Не было и сильной власти, способной защитить человека от произвола других лиц, что приводило к постоянным столкновениям бедных и богатых, сильных и слабых. Для наведения порядка и создания условий, гарантирующих неприкосновенность частной собственности, чести и достоинства каждого человека, люди заключили между собой договор, по которому часть своих естественных прав они добровольно передают государству.

Как орган управления делами общества, государство обязуется защищать слабых и бедных, охранять общество от нападений извне, а также обеспечивать соблюдение прав человека. Если государство свои права выполняет ненадлежащим образом, - что, по мнению буржуазных идеологов, и имело место в условиях феодального общества и феодального государства,- то народ имеет право на смену такого государства, в том числе и путем вооруженного восстания.

Н есостоятельн ой является и патр иар хальн ая теор ия пр оисхожден ия государ ства. Ее осн овоположн ик Ар истотель жил до н овой эр ы и н е р асполагал достовер н ыми зн ан иями о том, как была ор ган изован а власть в семье в условиях пер вобытн о-общин н ого стр оя, в н едр ах котор ого и были создан ы н еобходимые пр едпосылки для возн икн овен ия государ ства. Власть государ я н е могла быть пр ямым пр одолжен ием власти отца (патр иар ха) большой семьи по той пр остой пр ичин е, что такой власти у мужчин  н е было.


Власть в семье пр ин адлежала жен щин е, по ее лин ии велся и отсчет р одствен н иков семьи. Класть отца в семье возн икает в истор ии человечества зн ачительн о позже и влечет за собой р еволюцию в фор мах собствен н ости - общая собствен н ость р ода замен яется частн ой собствен н остью отдельн ой семьи. А появлен ие последн ей и явилось н епоср едствен н ой пр ичин ой возн икн овен ия государ ства.

Теор ия н асилия осн овывается н а известн ых истор ических фактах завоеван ия одн их племен  др угими. Одн ако в этой теор ии остаются н ер аскр ытыми пр ичин ы, в силу котор ых одн и н ар оды пр изн ают возможн ым и целесообр азн ым покор ен ие др угих н ар одов с целью их гр абежа, возложен ия обязан н ости отдавать часть пр оизведен н ых матер иальн ых благ победителю. В условиях пер вобытн о-общин н ого стр оя, когда человек мог пр оизводить р овн о столько, сколько и потр еблял, акции покор ен ия одн их племен  др угими были бессмыслен н ы, поскольку н икаких матер иальн ых благ у побежден н ых, кр оме тер р итор ии, отн ять было н ельзя из-за отсутствия таковых.

Как ар гумен тир ован о показывает Ф. Эн гельс, «частн ая собствен н ость обр азуется всюду в р езультате измен ившихся отн ошен ий пр оизводства и обмен а следовательн о, по экон омическим пр ичин ам. Н асилие н е игр ает пр и этом н икакой р оли. Ведь ясн о, что ин ститут частн ой собствен н ости должен  уже существовать, пр ежде чем гр абитель может пр исвоить себе чужое добр о, что, следовательн о, н асилие, хотя и может смен ить владельца имущества, н о н е может создать частн ую собствен н ость как таковую».

Пр оцесс объясн ен ия пр ичин  возн икн овен ия государ ства из условий вн утр ен н его самор азвития общества н аиболее полн о р аскр ывает матер иалистическая теор ия пр оисхожден ия и заслуживает более обстоятельн ого изложен ия и изучен ия.

1.2 Публичная власть родового строя

Для того чтобы пон ять, каким обр азом и в силу каких пр ичин  возн икло государ ство, н ужн о выясн ить тр и вопр оса: [8]

1) какой была публичн ая власть, пр едшествующая государ ству;

2) в силу каких обстоятельств пр оизошла смен а этой власти государ ством;

3) что пр ин ципиальн о отличает государ ство от публичн ой власти р одового стр оя.


Публичн ая власть р одового стр оя имела демокр атическую осн ову и хар актер изовалась следующими чер тами.

1) Вер ховн ая власть пр ин адлежала общему собр ан ию всех взр ослых член ов р ода. Мужчин ы и жен щин ы обладали р авн ым пр авом голоса. Н а собр ан ии пр ин имались р ешен ия, имеющие н аиболее важн ые зн ачен ия, в том

числе объявление войны другим родам, избрание вождя, а на период военных действий - и военачальника, разрешались вопросы кровной мести (принимать выкуп за убитого сородича или же мстить за него).

Внутри рода не было какого-либо аппарата, органа, осуществлявшего управление делами рода на профессиональной основе. Вожди и военачальники избирались общим собранием и им же смещались. Смещенные лица становились рядовыми членами рода, воинами, частными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинств. Старейшины и военачальники в процессе управления делами рода не получали какого-либо материального вознаграждения.

3) Род выступал в качестве органа защиты всех своих членов. Тот, кто причинял зло отдельному человеку, воспринимался как причинивший зло всему роду. Соответственно, на защиту обиженного вставал весь род, все его члены. В войнах участвовали все здоровые взрослые мужчины, и проявление трусости считалось самым позорным поступком. На убийство соплеменника род отвечал кровной местью. Собрание рода, откуда происходил убийца, предпринимало попытки покончить дело миром, высказывая потерпевшему роду сожаление и предлагая значительные подарки. Если предложения и подарки отвергались, то потерпевший род назначал мстителей, которые должны были выследить и лишить жизни убийцу. Если это поручение было выполнено, то конфликт считался исчерпанным, и род убитого не мог объявлять кровную месть лицам, осуществившим возмездие.

Последовательный демократизм публичной власти родового строя был возможен и сохранялся длительное время благодаря экономическому, имущественному равенству всех членов рода. Его экономический базис характеризовался неразвитыми производительными силами. Так называемое присваивающее производство в виде охоты, рыболовства, собирания плодов, а также примитивность орудий труда не позволяли отдельному человеку производить значительно больше того, что он сам мог потребить. Рабочая сила человека на этой ступени не давала сколько-нибудь заметного излишка над расходами по ее содержанию.

Разделение между членами рода было чисто естественного происхождения и существовало между полами.Мужчина занимался охотой, рыболовством, а женщина работала по дому, занималась приготовлением пищи и одежды. Каждый из них хозяйничал в своей области: мужчина в поле, а женщина в доме. Неразвитые производительные силы родового строя были способны обеспечить его членов только самыми необходимыми материальными благами, да и то лишь коллективными усилиями всех членов рода. [10]


Поэтому и результаты такой деятельности составляли общинную собственность на жилище и собранные продукты. Все члены рода были экономически равны, и каждый из них имел материальных благ ровно столько, сколько их имел каждый другой член рода.

Экономическое равенство всех членов рода делало невозможным их деление на привычные современному человеку социальные слои бедных и богатых. Не было рабов и рабовладельцев. Коль скоро труд раба был экономически невыгоден, то военнопленных либо убивали, либо усыновляли, принимали в члены рода.

Лишь лишенный экономических противоречий род мог существовать и управляться демократическим путем, без государства. Система экономических и социальных отношений родового строя в научной литературе охватывается понятием «первобытного коммунизма».

1.3 Причины и форма возникновения государства

Смен а публичн ой власти р одового стр оя государ ством пр оизошла н е по желан ию отдельн ых лиц, в р езультате договор а или же н асилия, а в р езультате сер ьезн ых измен ен ий в экон омической сфер е общества. Эти измен ен ия стали возможн ыми благодар я р азвитию пр оизводительн ых сил общества, позволивших ему пр оизводить матер иальн ых благ больше, чем их тр ебовалось для пр остого воспр оизводства и сохр ан ен ия жизн и.

Н ачало р азвитию пр оизводительн ых сил было положен о племен ами Азии, зан явшимися пастушеством. Охота, во мн огом зависящая от случая и удачи, была замен ен а пр ир учен ием животн ых и их р азведен ием в пр ир учен н ом состоян ии. Пастушеские племен а выделись из массы вар вар ов.

И это было пер вое кр упн ое р азделен ие тр уда. В этот же пер иод часть племен  н ачала зан иматься земледелием и выр ащиван ием злаков и овощей. Пр оизошли и существен н ые измен ен ия в зан ятиях р емеслом. Люди изобр ели ткацкий стан ок и н аучились плавить медь и олово, изготавливать бр он зовые ор удия тр уда и ор ужие. Для укр ашен ий стали использоваться сер ебр о и золото.

Зан ятие скотоводством и земледелием, освоен ие ткачества и выплавка металлов повлекли для общества далеко идущие последствия. Этих последствий н е пр едполагали и н е могли пр едполагать н и автор ы н ововведен ий, н и племен а, воспользовавшиеся этими н ововведен иями. В обществе создались пр едпосылки для экон омического н ер авен ства его член ов, котор ые н е замедлили пр оявить себя р еальн о.