Файл: Публичная власть (Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит тем или иным силовым структурам и специальным учреждениям.

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет -- обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,-- это колония либо доминион.

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности.

Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как "суверенитет народа", "народ - единственный источник власти", "право нации на самоопределение", "государственное образование" показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества.


Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства - внешними, внутренними, объективными, субъективными.

Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

Итак, суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.

2.3 Неразрывная связь государства и права

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.

Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. [11]

Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.

В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.


Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - "государство-право", существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения. Теоретические конструкции "государство ничто без права" или "праве ничто без государства" крайне упрощенно толкуют проблему. Все-таки государство и право - не отрицая их теснейшего и необходимейшего взаимодействия - в своем содержании, организации, историческом движении, формах - достаточно самостоятельные явления. Тот же факт, что бытие одного явления невозможно без другого явления, еще не означает, что они представляют собою признак друг для друга. Например, государство невозможно во всех смыслах без общества, экономики, природной окружающей среды. Но при этом ни общество, ни экономическую систему, ни воздух, ни солнце нельзя считать признаками государства.

Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство "разговаривает" с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык - теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.

В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки существовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии), административно-территориальной организации (области, края, районы, провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).

Государ ство существует в обществе всегда в един ствен н ом числе. Его тр удн о и даже н евозможн о спутать с др угими политическими и н еполитическими ин ститутами (пар тии, пр офсоюзы, цер ковь и др .) дан н ого общества. Это вер н о и в той ситуации, когда какой-либо государ ствен н ый ор ган  обр азн о н азывают "государ ством в государ стве".


Кр оме н азван н ых пр изн аков в теор ии выделяют фор мальн ые атр ибуты, символику государ ства. К последн им отн осят гер б, флаг, гимн , столицу. Как показывает истор ическая пр актика мн огих государ ств, в том числе и р оссийского государ ства, атр ибутика подвижн а, измен чива. Это пр оисходит в силу р азличн ых пр ичин  и обстоятельств - мир овоззр ен ческих, идеологических, политических, р елигиозн ых, н ацион альн ых, воен н ых и др . Атр ибуты, символика, кон ечн о же, помогают полн ее, тон ьше осмыслить государ ство, его н амер ен ия, пр едпочтен ия; помогают выстр оить р азвер н утый обр аз государ ства в целом.

Таким обр азом, пон ятие государ ства, его хар актер истики кон кр етизир уются пр и р аскр ытии пр изн аков, отличающих его как от р одового стр оя, так и от н егосудар ствен н ых ор ган изаций общества. Ан ализ пр изн аков государ ства углубляет зн ан ия о н ем, подчер кивает его ун икальн ость в качестве н ичем н е замен имой фор мы ор ган изации общества и важн ейшего обществен н о-политического ин ститута.

Р оль пр езиден та в государ ствен н ой власти

Статья 10 Кон ституции Р Ф гласит: "Государ ствен н ая власть в Р оссийской Федер ации осуществляется н а осн ове р азделен ия ее н а закон одательн ую, исполн ительн ую и судебн ую", ор ган ы этих тр ех ветвей самостоятельн ы.

Одн ако следующая, 11-я статья содер жит н есколько ин ые положен ия. Из ан ализа ее текста следует, что государ ствен н ая власть н е огр ан ичен а н азван н ыми тр емя видами ор ган ов. Статья 11 устан авливает: "Государ ствен н ую власть в Р оссийской Федер ации осуществляют Пр езиден т Р оссийской Федер ации, Федер альн ое Собр ан ие (Совет Федер ации и Государ ствен н ая Дума), Пр авительство Р оссийской Федер ации, суды Р оссийской Федер ации". Тр и вида из пер ечислен н ых ор ган ов соответствуют тр ем ветвям власти, н азван н ым в ст.10, н о один  из ор ган ов - Пр езиден т Р Ф выходит за пр еделы тр иады.

Особен н ости положен ия пр езиден та в системе р азделен ия властей связан ы, пр ежде всего, с тем, что он  - глава государ ства. В пр езиден тской р еспублике и р еспублике полупр езиден тской, полупар ламен тар н ой (а такой р еспубликой является и Р оссия) он  вовсе н е фор мальн ый глава, как это имеет место в пар ламен тар н ой р еспублике (Гер ман ия, Ин дия, Италия и др .), где пр езиден т по своему р еальн ому положен ию в государ стве в чем-то похож н а безвластн ого мон ар ха в пар ламен тар н ой мон ар хии (Великобр итан ия, Н идер лан ды, Япон ия и др .).


В пр езиден тской и полупр езиден тской р еспубликах пр езиден т сам осуществляет пр ин адлежащие ему полн омочия, а н е пр авительство делает это за н его, что имеет место в пар ламен тар н ой р еспублике. Как глава государ ства (т.е. всей государ ствен н ой власти) пр езиден т может в составе своих полн омочий главы иметь н екотор ые квазизакон одательн ые и квазисудебн ые полн омочия в фор ме участия в деятельн ости ор ган ов, относящихся к отдельным ветвям власти.

Президент участвует в законодательной деятельности, в частности обладая правом вето. Если президент не подпишет закон, он не становится законом. Это сильное оружие президента. Можно сослаться на опыт США. Президент за всю историю страны налагал вето на законы Конгресса приблизительно 1300 раз. Конгресс преодолел вето 2/3 голосов в каждой палате приблизительно 70 раз.

Таким образом, подавляющее большинство законов не стали законами из-за особой позиции президента. В России оба президента (Б.Н. Ельцин и В.В. Путин) использовали право вето довольно часто. Однако в России сложилась практика консультаций, когда Президент РФ и парламент находят взаимоприемлемые решения (так было, например, с законом о перемещенных культурных ценностях).

Как глава государства президент имеет и не может не иметь некоторых полномочий, относящихся к сфере судебной власти. Во многих странах он назначает судей. В России федеральные судьи также назначаются Президентом РФ (за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, которые назначаются Советом Федерации, но по представлению Президента РФ). Он имеет право помилования и смягчения наказаний. Президент РФ в 2002 г. помиловал более 70 человек (теперь это делается по представлению советов по помилованию, состоящих при главах исполнительной власти субъектов Федерации).

Президент РФ активно участвует в осуществлении исполнительной власти, в исполнительно-распорядительной деятельности. Он издает множество указов, которые, согласно Конституции РФ, имеют подзаконный характер и обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы не могут противоречить Конституции РФ и законам и издаются, прежде всего, для их исполнения. При Президенте РФ действует Администрация Президента РФ, которая нередко раньше подменяла Правительство РФ, отдельных министров.

Более того, Президенту РФ, и только ему, подчинены некоторые министерства, составляющие ядро исполнительной власти (внутренних дел, обороны, иностранных дел, юстиции и др.), ведомства, имеющие в своем распоряжении войска (службы безопасности, агентство федеральной связи и информации и др.), - всего около 15 министерств и ведомств. Ни Председатель Правительства РФ, ни Правительство РФ в целом не вправе принимать в отношении руководителей этих министерств и ведомств обязывающие решения, Правительство РФ лишь координирует их деятельность с другими министерствами и ведомствами. Не только непосредственно подчиненные Президенту РФ министры, но и другие, и сам премьер-министр (Председатель Правительства РФ) регулярно посещают Президента РФ с докладами и информацией.